Г.М.>> Как только упомянутых "Бойда и Ко" оттерли в сторону, еще до запуска машины в серию.
Aaz> Интересно, как его могли оттереть? Если мне не изменяет склероз, он ещё долго был в фаворе - вплоть до Чейни.
Тут уж не берусь судить - есть фавор и есть фавор... Но, НЯП, возможность влиять на реализацию программы F-16 он и его единомышленники утратили. Как я понимаю, "чистым догфайтером", идеалом "Бойда и Ко" самолет был еще на стадии YF-16. А вот F-16A, уже в первых блоках, дело другое. Тут уже пошло всякое "мультироле", чего концепт Бойда не предусматривал.
Aaz> Отношение к облику F-16 изменилось, скорее, под давлением союзников по НАТО. Тогда сразу несколько стран собрались менять парки, и претендентом был Mirage F.1, который имел УРСД.
Характерно, что Фалкон "француза" затоптал, даже не имея этих УРСД (их тогда только пообещали "на будущее"). F-16ADF, понятно, не в счет - европейский Фалконы Спарроу так и не получили, НЯЗ.
Aaz> И ещё сработали усилия израильтян. Вообще ВВС Израиля сыграли как бы не самую значимую роль в том, что "Фалькон" стал тем, чем он стал.
А нельзя ли здесь чуть подробнее? Что за усилия и как именно они сработали?
Г.М.>> Если я не ошибаюсь, тогда же запланировали и AMRAAM. Но разработка последней сильно затянулась, и все 80-е F-16 (за искл. ADF) пролетали с Сайдвиндерами.
Aaz> Это "исключение" составило 270 бортов. Причём ADF мог нести не только AIM-7, но и AIM-120.
Это, однако, не меняет того факта, что ADF - не генеральная линия в развитии F-16, а паллиатив для ВВС НГ, которым на F-15 денег не дали, и пришлось искать решение пусть похуже, но зато подешевле. Насчет AIM-120 - так и другие Фалконы тоже могли (вроде с первого блока F-16C, да и F-16A под них модернизировали). Другой вопрос, что им всем оптом пришлось ждать эту ракету до начала 90-х...
Aaz>>> Скажем, F-15А ничего, кроме чугуния, для работы по земле применять не мог.
Г.М.>> Так "файтер мафию", похоже, применительно к будущему F-16 даже чугуний не интересовал.
Aaz> Вопрос на засыпку:
а что, "файтер мафия" дотянулась аж до Франции и вынудила Дассо сделать изначальный "Рафаль" тем самым "голубем мира"?
Про Рафаль не в курсе, увы. Разве что встречались утверждения, что спешка с принятием на вооружения первой серийной модификации (палубный Рафаль М) связана с тем, что Супер Этандары к тому моменту требовали замены "уже вчера". Тут уж не удивительно поспешное принятие варианта "а пока так полетайте, голубем мира". Плюс окончание Холодной войны вообще радикальные коррективы внесло, в стиле "урезать и сэкономить".
Г.М.>> Зато последующие несколько десятилетий, до настоящего момента, ВВС провели в попытках избавиться от А-10 побыстрее...
Aaz> У штаба ВВС коллективное раздвоение личности.
Это вроде бы должно подразумевать некую внутреннюю борьбу, в рамках ВВС, "за и против" А-10, меж тем как следов оной что-то не просматривается. Хотя, может, просто я не курсе.
Г.М.>> ...а сейчас Конгресс, наконец-то, разрешил им списать А-10 - вот радость-то у людей.
Aaz> "Шо, опять?!!"
Процесс уже пошёл. До конца десятилетия (вроде даже до 2028-го, не помню точно) все оставшиеся А-10 должны списать. Конгресс сдался.
Г.М.>> ...насколько я понимаю, в "регулярных" ВВС части на F-16 изначально были в первую очередь ударными,..
Aaz> Кгхм...
Aaz> А ссылочки будут?
Скажем, вот:
F-16.net - The ultimate F-16, F-35 and F-22 reference
Специально выбрал USAFE, все же, как ни крути, "передовая Холодной войны", всё самое лучшее... Нацгвардейские ADF оставил за кадром, по условиям задачи.
В перечне
Role хроническое
Multirole, Attack, Strike, лишь время от времени разбавляемое
Air Defence
Если смотреть по эскадрильям, то наибольший интерес, КМК, представляют те, которые получили F-16A в начале 80-х (ну и родственные им по крыльям):
The second squadron of the 50th TFW to receive the brand-new F-16 fighters was the 10th TFS. Since its sister squadron – the 313th TFS - was already flying the type, ground crew could get familiarized with the airframe and the technical procedures over there. Hahn was selected to receive these new jets as it was a frontline base in the center of Germany. Since the wing had a distinct air-to-ground task, it was decided to wait until the block 15 version became available, because that was optimised for this role.
// Дальше — www.f-16.net
The first squadron of the 86th TFW to receive the brand-new F-16 fighters was the 512th TFS. Delivery of block 25 airframes already started in late 1985, but progress was very slow. In 1986 the decision was taken to re-equip the squadron with block 30 airframes. They started to arrive in early 1987 and the full complement was delivered before year-end. All the block 25 airframes were transferred to the 50th TFS at Hahn AFB to speed up re-equipment there as well.
The squadron’s role was conventional air-to-ground by day and night.
// Дальше — www.f-16.net
All squadrons of the 401st TFW were equipped with the F-16 at merely the same time, but the 612th FS received them a little earlier. On March 19th, 1983 the squadron received five factory fresh F-16s. They were F-16A’s #81-0773, #81-0774, #81-0777, #81-0778 and #81-0779. The last aircraft in that list was damaged when the pilot forgot to put the gear down on that arrival day. Fortunately the aircraft had three drop tanks which protected it from damage. However, when the aircraft was lifted by a crane, it was dropped by about four feet causing considerable damage.
// Дальше — www.f-16.net
...Production of the block 15 version was at its peak and the USAF wanted all European tactical units to be converted – mostly from the F-4 – as soon as possible...
...The squadron’s role was conventional air-to-ground by day and night...
...The squadron’s role was a primary air defence role in the hart of the US corridor within West-Germany. Since the squadron was part of a Tactical Fighter Wing an advanced air-to-ground role was also part of the package. Last but not least, the squadron also had a strike role to perform. Hahn AFB housed a number of B-43 or B-61 nuclear devices and the F-16s were tasked to perform this tactical nuclear role as well. Therefore the squadron had to wait until the block 15 arrived, since the nuclear capability of the F-16 was incorporated in this airframe type and operationally released...
И в целом разнообразные ударные задачи упоминаются чаще, чем ПВО (хотя и она тоже представлена).
Те же эскадрильи, кто позже перевооружался уже сразу на F-16C, пересаживались и с F-4 (в 80-х), и даже с А-10 (уже в начале 90-х). Так, кстати, в Unit History каждой эскадрильи такие моменты отражены.