В предыдущих частях обсудили возможности использование УР в-в и ПТУР в качестве ЗУР.
Проблемная ситуация:
Однако «проблема № 1» так еще не решена – как «за очень маленькие деньги» можно обеспечить поражение высоколетящих удаленных целей, прежде всего самолетов АВАКС, РЭБ и радиотехнической разведки?!
Истребители отпадают – те, что не будут уничтожены превентивным ударом на аэродромах, вероятнее всего будут упрятаны в песчаные барханы (иные укрытия) до конца войны
.
Диверсионные группы с ПЗРК на маршрутах следования АВАКСов? – если не выловят, то все равно не дострельнут – прежде всего по высоте.
ЗРК – пока еще нет таких (С-400 еще не принят), способных сшибать АВАКСы на удалении 300-400 км. К тому же применение ЗРК средней и большой дальности становится в условиях подавляющего воздушного и радио-технического превосходства агрессора проблематичным => принятые в США на вооружение системы радиотехнической разведки высокой точности обеспечивают обнаружение РЭС на дальностях 100-150 км с точностью 20-50 м за 10-20 секунд (!)
http://www.vko.ru/article.asp?pr_sign=arch...2003.10.0310_13
-после чего незамедлительно следует удар Хармами, а затем УАБ типа «Джидам». Получается, что, даже в случае наличия у обороняющейся стороны комплексов типа С-300 (С-400), фактически они не смогут работать эффективно – ибо придется постоянно после каждого (!) минутного включения РЛС «делать ноги» - но это ведь в России необъятные просторы, можно заховаться, а коли страна – с четверть Московской области?! => там и прятаться негде
!!!
В идеале – надо стремится к созданию ЗРК большой и средней дальности, способных вести огонь прямо с колес, в движении
! Насколько мне известно, разработчики Панциря заявляют о таких его способностях. Но о прочих ЗРК ничего такого не известно…
Еще одна проблема – массированное применение сверхдешевых эразц-Томагавков – типа того же БПЛА MLDA – приведет к истощению наших ограниченных ресурсов (прежде всего – ЗУР), в то время как у америкосов наступательный потенциал (условно) безграничен
.
Выводы:
1. надо отогнать самолеты АВАКС, РЭБ и радиотехнической разведки за пределы их эффективной работы,
2. надо снизить эффективность применения эразц-Томагавков.
Предложение по п.1 (просьба слишком не пинать!):
Предлагаю для уничтожения самолетов АВАКС, РЭБ, РТ на дальних рубежах (100-500 км) использовать ДПЛА (дистанционно пилотируемый ЛА) типа «Отшельник»
http://dpla.ru/Otshelnik/Otshelnik.htm взлетной массой 60-80 кг с полезной нагрузкой 15-20 кг и продолжительностью полета 6-10 часов при скорости 110-180 км/ч.
Суть идеи предельно проста => надо приблизится к АВАКСу и «поднять» Иглу на высоту пуска около 3-5 км, чтобы успешно поразить цель.
В качестве боевой нагрузки – предлагаю закрепить под брюхом ТПК ПЗРК типа Игла-В (Игла-С) либо иную УР (можно и в-в) приемлемой массы с активной ГСН.
Управление – радиокомандное или через спутник – например, спутниковые телефоны системы Глобалстар
http://www.tesskom.ru/satellite_phones.php
стоят сейчас от 700 $ при весе 400-500 грамм. Использование радиокомандного управления обычно ограничено дальностью прямой радиовидимости (до 70 км), так что лучше ИМХО использовать спутниковую связь. Например, телефон Telit SAT 550 может работать и как простой сотовый, имеет выход в Internet (9,6 кбит/сек – этой скорости достаточно для передачи от 6 до 15 страниц одностраничных документов в формате Microsoft Word без рисунков), поддерживает работу с SMS (отправка SMS на спутниковый телефон Глобалстар осуществляется с сайта или по электронной почте – причем нахаляву!). Другой телефон – Qualcomm GSP 1600 имеет чип GPS – и может определять свои координаты. Само же управление полетом аналогично, по сути, управлению авиамоделью и сводится к минимальному набору команд: вверх-вниз, вправо-влево, быстрее-медленее, управление креном. Сделать это будет не сложно – уже сейчас существуют системы борьбы с автоугонами на основе GSM+GPS (принципы схожи), позволяющие не только определить место нахождение автомобиля, но и выполнить необходимые действия (выключить движок, включить сирену и сигнализацию, активировать дымовой пиропатрон в салоне и т.п.) Возможно, даже не потребуется гировертикаль – скорость движения ДПЛА не высока, и всегда можно успеть подкорректировать полет автоматически или в ручном режиме.
Наведение – с использованием радиопеленгатора, настроенного на нужную частоту, + ручной поиск цели с использованием телевизионной (около 500 $) либо инфракрасной камеры. Точность здесь не важна – главное засечь цель и подойти к ней на дальность пуска Иглы (3-6 км). В принципе, не должно составить большого труда передача картинки в режиме «реального времени» с невысоким разрешением и с малой цветовой разрядностью, в крайнем случае, можно применить способы сжатия (jpeg, mpeg и пр.). К тому же основные цели – самолеты здоровые и малоподвижные, им сложновато будет выскочить из поля нашего обзора.
Навигация – ручная радиокомандная или автоматическая по приемнику GSP (Глонасс) (с барометрическим высотомером – что-то около 200-400$ - хотя обещали в этом году поставить на поток чип GPS стоимостью около 15 $ - этак через 5 лет в каждом 2-ом мобильнике он будет стоять!!!) => режимы: удержания высоты, навигация по промежуточным пунктам маршрута (ППМ), автоматическое барражирование и возврат.
Состав комплекса – автомобиль с катапультой (приземление – при помощи парашютиков); система управления на базе ноутбука с ПО + спутниковый телефон (1000$+700$); несколько ДПЛА.
Скалькулируем ориентировочную себестоимость нашего супероружия: (спутниковый телефон) 700$ + 500$ (телекамера) + 400$ (GPS-приемник) + 400$ (прочие причиндалы) => 2000$. Стоимость самого ЛА – вряд ли больше 500$ (технологии ведь авиамодельные: фанера, бальза, бумага, эпоксидный клей, и это можно сделать в любом авиакружке!) - причем львиную долю потянет движок, + «за сборку на коленке» 500$ => 3000$ - это красная цена самого ДПЛА. Добавим 20000 у.е. за ПЗРК. Ноутбук со спутниковым телефоном – около 1700$. Катапульта, парашютики - еще 300 у.е.
Всего: около 25000 у.е. => Нормально, бедные потянут
!
Предлагаемый способ применения:
Получив ЦУ, производится запуск ДПЛА и его полет в автоматическом режиме (с возможностью радиокоррекции) в заданный район – на удалении 100-500 км. По прибытии в исходную точку ДПЛА приступает к барражированию по заданному маршруту на высоте 3000-6000 м (чтобы уйти из под огня ЗА и подобраться поближе к целям – они обычно летают на высоте 3-10 км). При обнаружении радиопеленгатором (телекамерой) берется пеленг и происходит сближение с самолетом. На конечной стадии в ручном режиме (так дешевле и надежнее) производится вывод ДПЛА на линию визирования и захват ИК ГСН цели. Затем следует пуск, отслеживается результат атаки. После ДПЛА возвращается к барражированию иль идет домой, «на базу».
Время барражирования зависит от удаленности района и высоты полета и может составить не менее 2-5 часов (при условии возврата ДПЛА домой).
Главная проблема – разница в скорости на 500-800 км/ч -> ее можно решить при использовании ДПЛА с ТРД => но это уже более существенные деньги, хотя принцип тот же!!!
Конечно, АВАКС легко может уклонится от нашего ДПЛА – ну а если ли их вдоль фронта барражирует штук 20-40 на каждые 50-100 кв.км? – тогда ему останется либо вызвать на помощь истребители (хотя это будет забавно посмотреть, как F-15 будут носится в поисках маленьких ДПЛА и тратить на них топливо и пушечный боекомплект B) – ракетами-то они их просто не захватят! – придется подбираться поближе -> а там всегда есть возможность нарваться на ответ ПЗРК) и вертолеты (а от них можно забраться повыше – в крайнем случае, долбануть по ним Иглой!) либо уходить в другой район => что нам и нужно!!!
С другой стороны, тихоходные обычно ЛА не вызывают опасений, что дает возможность подкрасться поближе – особенно учитывая минимальную ЭПР и сложность обнаружения и поражения подобных ДПЛА ракетным оружием и ЗА.
К тому же, в целях экономии не обязательно на каждый ДПЛА устанавливать ПЗРК -> это даст нам возможность увеличить кол-во ДПЛА на порядки! Достаточно подвесить под брюхо имитатор ТПК ПЗРК Иглы (грубо говоря – пустой ТПК) и использовать его, например, для размещения дополнительного оборудования или запаса топлива (15 кг топлива – это еще дополнительно часов 10 патрулирования!). Визуально определить, висит ли под ДПЛА настоящая Игла иль только контейнер-имитатор, невозможно -> противнику придется сбивать каждый (!) ДПЛА => а время работает против него !
Предложение по п.2 – как снизить эффективность применения эразц-Томагавков?
Один из способов – использовать наши ДПЛА как средство постановки помех (ПП) системе GPS Навстар (сами ДПЛА в этом случае будут работать в Глонассе либо в ручном режиме) – достаточно установить на них простенькие блоки не дороже 500$ мощностью не более 1-5 Вт, чтобы «вырубить» системы наведения КР в радиусе 20-30 км:
http://radiowar.narod.ru/articles/navig.htm . Кстати, уже есть ДПЛА подобного типа – Мошкарец:
http://dpla.ru/Moshkarec/
Можно, допустим, заставить кружиться над нашей позицией ЗРК несколько подобных ДПЛА с ПП – тогда вряд ли КР и прочее ВТО прилетит по назначению
.
Еще один способ борьбы с КР – перехватывать их на дальних рубежах, «у фронтовой полосы» (в районе барражирования) и сшибать Иглой. Но в этом случае, конечно же, лучше использовать более скоростные ДПЛА – чтобы можно было бросится в погоню за прошмыгнувшей мимо КР и приблизится к ней на дальность пуска ракеты.
Одним словом, имеем многофункциональную и дешевую (!) боевую платформу – для самого разнообразного применения
.