A.s.> Я смотрю вы тоже скептически относитесь к потугам Маска?
A.s.> То есть ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ подход вы считаете правильным и с пути сворачивать не стоит?
A.s.> А эта маскофигня - побузит и рассасётся?
A.s.> Тем больше я хочу успеха Маску. Хочу посмотреть на недовольные самонадеянные рожи бесчисленных "эксПЕРДов" которые всё видят, секут, понимают верно...
Я вот так объединил сообщения чтобы было лучше понять, что мне не нравиться в подходе Маска. Грубо говоря, мне не нравиться его пиар. Он, похоже специально составлен таким образом чтобы взбесить специалистов, но максимально удовлетворить представлениям людей далеких от космонавтики.
Может, конечно, ему приходиться так писать так как далекие от космонавтики люди хотят услышать то, от чего завянут уши у специалистов. Но думаю, он специально так злит. Зачем?
Грубо говоря. Могу с примерами, но долго. Он выходит и объявляет, что скажем этот девайс будет иметь такие параметры. Специалисты знают, что один из этих параметры запредельный. Причем вызывающе запредельный. Они они начинают писать, что этот параметр слишком большой, правильный будет тем и тем. Но для фанатов Маска это звучит уже как критика и начинается свара и все знают имя Маска. Потом когда появляется реальный девайс, и сравнение его параметров может показать, что специалисты были правы и тот запредельный параметр совершенно логичный.. Но этого уже никто не помнит. Все помнят что эксперты были против этого девайса, а он полетел. Явно назло им. Ведь как приятно
посмотреть на недовольные самонадеянные рожи бесчисленных "эксПЕРДов" которые всё видят, секут, понимают верно...
Из-за чего я и уверен, что это делается специально. Чтобы как раз эксплуатировать это тайное желание свергнуть авторитетов. Один из базовых психологических приемов.
Причем это там есть как в деталях, так и в общем. Примеров этого слишком много, чтобы быть случайностью. Вот например взять пилотируемый "Дракон". Еще когда создавался грузовой "Дракон" Маск ляпнул, что при желании его можно сразу и как пилотируемый использовать. С небольшими доработками. Да. Специалистам такое заявление не понравилось. Но вот пилотируемый "Дракон" полетел. Опоздав где-то года на три от первоначальных сроков. И сам Маск признался, что если там и осталась какая нибудь деталь от первоночального транспортного корабля, то случайно. Но вряд ли кто помнит, из-за чего был первоначальный спор. Все помнят что спор был. А что он крутился вокруг слишком оптимистических планов или что Дракон хотели без переделок садить на Марс уже точно забыли.
Но здесь есть два момента которые необходимо упомянуть. Во первых сам Маск говорит куда меньше бреда, чем его фанаты. Основные ужасы вокруг его программы фантазируют именно они. Маск как раз выдает специально слишком мало информации. Это я хорошо понял, когда анализировал его "Старшип". Впрочем когда и выдает то и здесь очень специфически. Вон, вокруг последнего полета, стандартное заявление, что "Старшип достиг космоса". Конечно, это чистая правда. Вот только для людей который мало знают, что такое линия Кармана и суборбитальная траектория, это прозвучало как "Старшип вышел на орбиту и практически выполнил свою задачу". Мне об этом прямо говорили.
Думаете это не злит? Хотя к Илону в этом случае казалось бы претензий нет. Он такого не говорил.
Зато он говорил, что Старшип с туристами слетает к Луне в 2023-2024, а в 2022 отправиться к Марсу в беспилотном режиме. И не так давно это говорил. Потом в 2025, 2027. Но точно до 2030. Так как последний срок уже слишком долгий. На хайпе не сработать. Люди хотя здесь и сейчас.
Второй момент, который и не дает меня отправить его в стан манипуляторов, в том что на самом деле если внимательно изучать его проекты, то тот же "Фалкон Хэви" выглядит оптимизированным именно под Марс. Впрочем, как и "Старшпип". А там есть неоднозначные моменты которые весьма интересно играют. Просто для работы на публику это не надо. До этих нюансов люди вряд ли будут докапываться. Подавляющее число тех же лунных проектов от разных частников (в том числе и наших) имели в своей концепции нереализуемые параметры. Но это не мешало им
Теперь про "Старшип". Мое мнение. Я и в лекции говорил, что концепция очень интересная и самосогласованная. Хотя бы даже в части многоразового сверхтяжа. Я бы сделал другую форму второй ступени, но хотел бы я знать кто ее автор.
Более того, что особо приятно, он внезапно оказывается оптимизирован и именно под полет к Марсу. Это видно как по ХС второй ступени, так и старой идеи разомкнуть топливный цикл за счет заправки на Марсе благодаря выбора метана в качестве топливной пары.
Также лично мне приятно то, что он еще не полетел, а уже сбывается то из-за чего меня грызли фанаты Маска еще пару лет назад. Когда я не верил в универсальный корабль, и что для каждой задачи нужен свой. Вот уже вижу отдельно заявляет и про специализированные танкеры для заправки и специализированные пилотируемые и грузовые корабли. Об этом уже говорят официально.
Разве что меня дико злит лунный вариант. Как он оптимизирован для Марса так они не оптимизирован под Луны. С наличием Ориона он по ХС вписывается. Но текущая концепция данной пилотируемой миссии мне напоминает удаление гланд через понять что. Очень надеюсь, что в реале там будет другой корабль. Хотя бы у Дженезис (или как ее, третье предложение на конкурс НАСА где победил Маск) копцепцию своровали. Вот она реальная классная. Так как красиво решены многие проблемы. Плюс готовая концепция лунной базы
А теперь во что я не верю. Во первых в сроки. Они всегда были не реальные. Но Маск слишком явно эксплуатирует тот же полет на Марс не делая многие элементы, что нужны готовыми уже сейчас (в рамках его сроков). То же СЖО он прямо сказал, что наедятся, что его разработает кто-то другой.
А вопрос там не простой. Помню читал обсуждение у Келдыша конца 60х. Там он в ответ на вопрос, сколько нужно для разработки СЖО для Марса получил ответ около 9 лет, если не помню. По ощущениям он даже обиделся и уточнил, почему раньше говорили 5. Сошлись на 7. И такие сроки не просто так. Полет Земля-Марс-Земля должен продлиться порядка 3 лет. То есть даже если у нас готовая СЖО есть здесь и сейчас, желательно его прогнать с людьми как раз эти 3 года чтобы понять, что может отказать. Плюс еще желательно время на доработки. А если СЖО нет нужно еще время на его разработку.
Потом заправка. Явно от текущего Старшипа до варианта с заправкой еще годы. Но хотел бы я знать сколько по времени будет занимать его заправка. Там точно будут свои подводные камни. Впрочем, здесь я уверен, что и сам Маск точно не знает как это будет выглядит и сколько займет. Называет явно фантастические цифры.
Ну и последнее. Про возможность его применения за пределами орбиты Марса. Я не просто так писал, что он очень хорошо оптимизирован под Марс. В частности заправки его топливом на ЛЕО как раз хватает для полета к Марсу. Возможно даже не в очень оптимальные даты. Но когда выходим за пределы Марса. Хоть к Юпитеру. То возникает вопрос, а как он там окажется? У нас где-то заправки на пути к Марсу есть? Чтобы отправить его к Марсу и так нужно полностью заполнить его баки. Больше места нет, а нужна очень приличная дополнительная скорость. По ХС где-то раза в полтора больше (по памяти, если нужно уточню).
На Марсе у нас первой ступени "Старшипа" нет. Если же он отправиться с Марса в сторону Юпитера, то опять долетит только до пояса астероидов. Без возможности вернуться на Землю. Юпитер слишком далеко в грав яме.
Если же сначала вывести в ту же точку Лагранжа, то для заправки c Земли из-за экспоненты получается слишком большое число танкеров. Логично с Луны возить. Но это не Марс. Атмосферы нет. Метан из нее не получить. В теории из грунта можно получить силан (метан где вместо углерода - кремний) но очень муторно. Проще из воды получать водород и кислород. Но это совсем другая концепция.