Реклама Google — средство выживания форумов :)
Новый успех Турции в продажах своих беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Bayraktar TB2 - теперь уже в Польшу, члена НАТО - в очередной раз подчеркивает превращение Турции в "великую беспилотную державу" © и заставляет вспомнить статью покойного Константина Макиенко "Турецкий прорыв в области БЛА: фактор личности и системные предпосылки", опубликованную в журнале "Экспорт вооружений" в №2 за 2020 год (а писалась статья еще в конце 2019 года, когда налицо было только боевое применение БЛА Bayraktar TB2 в Ливии - но уже тогда было ясно, что Турции удалось создать и довести весьма эффективную систему вооружения) и касающуюся вопроса "Почему у Турции (которую еше недавно в этой сфере никто не принимал всерьез) получилось"?
Личность
Ключевую роль в истории турецкой программы БЛА сыграл Сельчук Байрактар. Он родился в 1979 г. в обеспеченной семье. Его отец был инженером, который в 1984 г. основал семейную компанию Baycar Makina. Компания занималась производством автомобильных компонентов. Бизнес получил развитие благодаря усилиям государства по организации национальной автомобильной промышленности. Позже, к началу 2000-х гг., компания начала заниматься разработками в области робототехники, систем управления и беспилотных летательных аппаратов.
Сам Сельчук окончил в 2002 г. Стамбульский технический университет, а затем уехал учиться в США, где получил степень магистра Пенсильванского университета, а также обучался в Массачусетском технологическом институте. Вопреки распространенной практике, когда способные турецкие выпускники элитных американских технических университетов устраиваются на работу в американские авиакосмические корпорации, Сельчук в 2007 г. вернулся в Турцию, где сразу занялся тематикой беспилотных летательных аппаратов.
На рынке беспилотников компании Baycar Makina пришлось столкнуться с двойной конкуренцией. Турецкие военные долгое время оставались сторонниками закупок БЛА в Израиле и США. А правительственные чиновники отдавали предпочтение крупнейшей национальной авиапромышленной компании Turkish Aerospace Industries (TAI, Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.). Кроме того, семья Байрактар придерживалась консервативных мусульманских взглядов, что априори вызывало недоверие кемалистов-военных.
В 2010 г. турецко-израильские отношения резко ухудшились, военно-техническое сотрудничество между двумя странами было заморожено. Тогда же США отказались продавать Турции ударные БЛА, согласившись на поставку только разведывательных беспилотников. Светские военные также постепенно теряли влияние в эрдогановской Турции. Таким образом, внешняя и внутренняя бизнес-среда постепенно эволюционировала в благоприятном для Baycar Makina направлении.
Первые успехи были достигнуты компанией еще в 2006 г., когда военные согласились закупить 19 мини-дронов разработки Baycar Makina. В дальнейшем семья очень много работала с младшими офицерами турецкой армии, более открытыми к сотрудничеству с малоизвестными фирмами по сравнению с более высокопоставленными военными, ориентированными на закупки дорогостоящих аппаратов у TAI. Лоббистские усилия семьи увенчались успехом в 2015 г., когда Сельчук Байрактар провел триумфальную презентацию своего флагманского продукта – ударного БЛА Bayractar TB2, который якобы с высоты 4 км поразил цель управляемой ракетой турецкого производства. Еще одним важным достижением Сельчука стала его женитьба в 2016 г. на младшей дочери президента Эрдогана Сумейе, после чего отношение государственных заказчиков к компании Baycar Makina и ее продукции стало гораздо более доброжелательным.
Итак, можно отметить две фундаментальные особенности Сельчука Байрактара. Во-первых, он инженер во втором поколении. Во-вторых, явно прослеживается надличная мотивация, индикатором чего является его приверженность консервативным исламским взглядам и возвращение на родину после учебы в США вопреки явно имевшимся возможностям устроиться на работу в одну из американских аэрокосмических компаний.
В Совбезе ООН заявили, что в марте 2020 года боевой дрон впервые мог ликвидировать живую цель в полностью автономном режиме, без управления оператором.
К таким выводам пришла экспертная группа Совета Безопасности ООН, готовившая отчет по Ливии. В отчете указывается, что инцидент, предположительно, произошел во время столкновений между правительственными войсками Ливии и группировкой под командующего Ливийской национальной армией Халифы Хафтары. Тогда турецкие беспилотники Kargu-2 работали в «высокоэффективном» автономном режиме.
Дроны были запрограммированы атаковать цели без передачи данных между оператором и квадрокоптером. Эксперты считают это воплощением принципа «выстрелил и забыл».
По словам специалиста Национального консорциума по изучению терроризма Зака Калленборна, инцидент можно считать первым случаем нападения робота на человека. Калленборн считает это «тревожной новостью». По его мнению, у таких дронов могут возникнуть проблемы с распознанием целей — бортовой компьютер может ошибиться и атаковать мирных жителей.
Беспилотный квадрокоптер Kargu-2 турецкой компании STM используют против подвижных и неподвижных целей в ручном или автономном режиме. Дрон начинен взрывчаткой, врезаясь в цель он уничтожает ее вместе с собой.
По материалам: New York Post .