Последней на сегодня страной, отключившей «Мир», стала Киргизия. Межбанковский процессинговый центр (МПЦ), оператор местной платежной системы «Элкарт», прекратил обслуживание российских карт утром 5 апреля и уведомил Национальную систему платежных карт (НСПК), российского оператора карт «Мир», о приостановке сотрудничества.
Теперь в Киргизии «Мир» не работает. Российским пластиком нельзя расплатиться, с карты невозможно снять деньги в местных банкоматах, сделать перевод или воспользоваться онлайн-банком.
Глава правительства Киргизии Акылбек Жапаров объяснил такое решение шантажом со стороны Латвии. Дело в том, что программное обеспечение для киргизского МПЦ создала и по сей день поддерживает латвийская компания. Она-то и прислала письмо с обещанием отключить весь МПЦ, если он не перестанет работать с «Миром». Позже Акылбек Жапаров признал, что «Мир» способен принести Киргизии больше пользы, чем самой России, и попросил открыть в республике российский банк.
В конце марта обслуживать карты «Мир» прекратила армянская платежная система ArCa. Правда, в Армении осталась лазейка, на которую намекнул киргизский премьер: там с нашими картами продолжает работать дочерняя компания ВТБ — «ВТБ Армения». Точно так же через казахскую «дочку» ВТБ можно совершать переводы в Казахстане, где ранее некоторые банки тоже отказались от «Мира».
В Узбекистане российские карты не принимают с сентября 2022 года — якобы из-за некой технической процедуры, которую проводит местная платежная система. Тогда же «Мир» перестал действовать и в Турции. Обе страны отказались от нашего пластика после первых сигналов от OFAC (Управление по контролю за иностранными активами минфина США), которое еще в 2022 году угрожало санкциями организациям, поддерживающим «Мир». 23 февраля текущего года угрозы стали реальностью: на НСПК были наложены ограничения. В итоге те дружественные страны, которые прежде не отказывались от «Мира», спешат сделать это, опасаясь вторичных санкций.
Теперь российские карты можно свободно использовать только в двух странах — Беларуси и Таджикистане, а также в двух непризнанных республиках — Абхазии и Южной Осетии. Частично «Мир» работает в Венесуэле (его поддерживает крупнейший местный банк Banco de Venezuela), на Кубе (можно платить в POS-терминалах в туристических локациях) и во Вьетнаме (принимает ВРБ — Вьетнамско-российский совместный банк, созданный российским ВТБ и вьетнамским BIDV). Однако не исключено, что в ближайшее время эти страны также приостановят сотрудничество с НСПК.
В долгосрочной перспективе нашей стране придется создавать альтернативные системы платежей, банковские и кредитные структуры в рамках ЕврАзЭС. По словам заместителя заведующего кафедрой инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрея Столярова, создать новую инфраструктуру платежей Россия сможет только совместно с дружественными регуляторами. «Не секрет, что среднеазиатские страны не меньше нас заинтересованы в беспрепятственном переводе средств от мигрантов: эти деньги составляют значительную часть их госбюджета. Вероятно, некоторые проекты уже реализуются, но не афишируются», — полагает эксперт.
Одну из таких схем уже предложила Турция: если создать новые финансовые организации на Северном Кипре и в Абхазии, то переводы из Турции можно будет делать через кипрский банк, а из России — через абхазский. Северный Кипр и Абхазия и так находятся под санкциями, и банковское эмбарго им не грозит. Для Турции тоже никакого риска не будет, поскольку подобные переводы станут проводиться через систему «Мир» и их не удастся отследить извне.