25 ноября 1855 года. Описание предметов, измененных или вводимых вновь в настоящей форме нижних чинов Морского ведомства.
Кивер: Остается без изменения, с прибавлением кокарды;
Кокарда: Жестяная овальная, вышиною 1 1/8 вершка, шириною 6/8 вершка, в одною белою, двумя оранжевыми и двумя черными полосами. Кокарда прикрепляется спереди на кивере, под гербом, так, что бы верхняя ее кромка была вровень с верхнею кромкою кивера. Кивер это полагается только Гвардейскому экипажу, а также и деньщикам вообще; для всех же прочих команд и званий вместо кивера полагается фуражка с гербом, о которой последует особое описание.
Полукафтаны (вместо мундиров и сюртуков): Полагается двух образцов:
а) Двубортный, имеющий по 8 пуговиц в каждом борте. Всего пуговиц: спереди 16, на лифе 2, кроме тех пуговиц которые имеются на обшлажных клапанах;
б) Двубортный, имеющий по 6 пуговиц в каждом борте. Всего пуговиц: спереди 12, на лифе 2, и на нижних концах карманных клапанов 2.
Воротники полагаются двух родов: скошенный прямо от верхних углов на 1 вершок, с каждой стороны, и застегивающийся внизу одним крючком, закругленный в верхних углах, застегивающийся на два крючка. Цвет воротников, нашивка на оных галунов, петлиц и проч., а также подбой воротников остаются без изменения, как было на мундирах.
Форма обшлагов с клапанами в Гвардейском экипаже остается без изменения, а в обшлагах для прочих частей изложено в описании полукафтана каждой части присвоенного. Обшлага для сих частей иметь шириною в 1 ¼ вершка.
Обшлажные клапаны, кроме Гвардейского экипажа отменяются.
Подкладка под полукафтаны полагается, в Гвардейском экипаже и под полукафтанами из гвардейского сукна, под спинкою и в рукавах - холстинная, а спереди до талии каразейная темно-зеленая; но во всех прочих частях флота везде холстинная.
Полы подкладки не имеют.
Примечание:
Полукафтаны для музыкантов имеют одну форму с полукафтанами строевых нижних чинов; но на воротнике и на обшлагах, ныне имеющаяся басонная нашивка отменяется, а им полагается иметь воротник и обшлага совершенно сходные с имеющимися у ст роевых чинов. О басонной нашивке сказано ниже, в описании форм Гвардейского экипажа и прочих частей флота;
В тех частях флота, которые имеют поясной ремень, для поддержания этой амуниции в надлежащем месте на талии, с правой и с левой стороны, полагается по одному большому крючку из черной проволоки.
Брюки суконные: Держатся без подтяжек на суконном ошкуре, застегивающимся спереди двумя пуговицами. Между сукном и подкладкою ошкура продергивается ремень, застегивающийся спереди железною пряжкою. Боковые швы брюк не зашиваются до самого верху, и образуют лацбант, который застегивается с каждого бока на две пуговицы, а серединою своею за верхнюю пуговицу ошкура. На боковых швах брюк, ниже лацбанта имеются карманы. Брюки пришиваются к ошкуру - без складок, гладко, подкладка холщовая.
Брюки летние: Полотняные, одного покроя с суконными; но в ошкуре, вместо ремня с пряжкою, продевается тесьма, одних размерений с ремнем.
Шаровары суконные (вместо брюк): Шаровары сшиваются из двух половинок; вверху - спереди и сзади имеются складки, каждая шириною в 5/8 вершка, которые пришиваются к поясу, шириною спереди 2, а сзади в 1 ½ вершка. Спереди шаровары имеют имеют разрез от 4 до 5 вершков, смотря по росту человека. На левой половине просекаются три петли, одна над другою, а на правой пришиваются три металлические пуговицы с дырочками. Для подтяжек спереди и сзади, пришиваются по две таких же пуговицы. Сзади имеются два суконные запряжника шириною в 1 вершок, на холстинной подкладке. В боковых швах шаровар, на один вершок ниже пояса, имеются карманы, прикрытые клапанами, длиною 5 вершков. Подкладка под шароварами холстинная.
Шаровары летние: Полотняные одного покроя с суконными.
Пояс (вместо портупеи и перевязи): Из кожаного ремня двух образцов:
а) Шириною 1 вершок, а длиною 1 аршин 8 вершков. К правому концу поясного ремня пристегивается петлею своею медная бляха, шириною 1 3/16 вершка, длиною 1 7/8 вершка; а к правому концу железная петля, с отверстием для застегивания пояса, крючком, припаянным к внутренней стороне бляхи. На бляхе выштамповывается орел, держащий в лапах два перекрещенных якоря. Вышеописанный поясной ремень из лакированной кожи, и полагается для Гвардейского экипажа;
б) Таковой же ремень из юфтевой кожи, вычерненный под воск, шириною 7/8 вершка, застегивающийся железною вороненную бляхою на таковою же петлю. Бляха длиною 1 3/16 вершка, а вышиною 1 1/16 вершка. Ремень сей полагается для всех прочих частей морского ведомства, имеющих ныне портупею или перевязь; за исключением учебных экипажей, которым амуницию положено иметь из лакированной кожи.
Лопасть к поясному ремню: Из одной с поясом кожи, имея одно или два гнезда и полагается трех родов:
а) Для вкладывания тесака и штыковых ножен;
б) Для вкладывания тесака;
в) Для вкладывания штыковых ножен;
Верхний конец лопасти загибается образуя гайку, которой она надевается с левой стороны на поясной ремень, передвигаясь по нему свободно.
Темляк: В просверленную в головке тесака дырочку продевается темляк из красной юфти. Кисточка из той же юфти. На темляковый ремень надевается гаечка, одной кожи и одной ширины с ремнем.
Фуражка: Остается без изменений с прибавлением кожаного лакированного козырька и подбородочных ремней, о которых последует особое описание.
На рисунке: Кадет Морского Кадетского Корпуса; Гардемарин Морского Кадетского Корпуса; Младший Унтер-Офицер Морского Кадетского Корпуса; Старший Унтер-Офицер Морского Кадетского Корпуса; Фельдфебель Морского Кадетского Корпуса; Воспитанник 1-го Штурманского полуэкипажа; Младший Унтер-Офицер 1-го Штурманского полуэкипажа; Старший Унтер-Офицер 1-го Штурманского полуэкипажа; Фельдфебель 1-го Штурманского полуэкипажа.