Системы пуска авиадвигателей

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

Timofey

старожил

Из старого удалось найти такое описание (Ка-18):
СИСТЕМА ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ АИ-14В

Система запуска двигателя вертолета состоит из двух систем — воздушной системы и системы заливки топливом насоса 702М двигателя и смесесборника двигателя.
Воздушная система запуска двигателя состоит из приводного компрессора (АК-50М) 1, баллона 9 сжатого воздуха емкостью 7 л. фильтра-отстойника 2, автомата давления (АД-50) 4, бортового зарядного штуцера 8, обратного клапана 7, сетевого фильтра 5, запорного крана 6, контрольного манометра 10 и трубопроводов.
Необходимый для запуска запас воздуха находится в бортовом баллоне 9. Зарядка бортового баллона воздухом производится от наземного источника воздуха или от компрессора АК-50М при работающем двигателе.
При зарядке баллона от наземного источника воздух в баллон поступает через бортовой зарядный штуцер 8, обратный клапан 7, сетевой фильтр 5, автомат давления 4 и запорный кран 6. Зарядка прекращается при достижении давления воздуха в системе 50 ат.
При зарядке баллона от компрессора 1 воздух из компрессора проходит через фильтр-отстойник 2, автомат давления 4 и запорный кран 6. При достижении в баллоне давления 50(+4) ат автомат давления открывает выход нагнетаемому компрессором воздуху в атмосферу, одновременно перекрывая бортовую сеть от утечки воздуха.
Запуск двигателя чистым сжатым воздухом или карбюрированной смесью производится насосом ПН-1. Воздух или карбюрированная смесь от насоса ПН-1 по воздухопроводу подводится к распределителю сжатого воздуха двигателя, который последовательно (в порядке работы цилиндров) открывает доступ сжатому воздуху к цилиндрам в момент такта расширения.
Перед запуском двигателя производят заливку топливом насоса 702М и впрыск топлива в смесесборник двигателя для обеспечения работы насоса и обогащения горючей смеси.
Заливку производят насосом ПН-1, который засасывает топливо из переднего топливного бака по заборной трубке 16 и подает его к насосу 702М или в смесесборник в зависимости от положения распределительного крана 17.
 
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 

Bird Man

втянувшийся

У кого как. На некоторых самолетах ВСУ работает только до пуска двигателей, на некоторых - весь полет.

Обычно ВСУ запитывает все необходимые системы - гидравлику (если надо), электричество, кондиционирование и т.п.
 


На самолете может быть и несколько ВСУ.
Различные приводы могут запитываться от ВСУ или самих движков.
Возможны самые разные реализации.
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ - НЕ ПУТАЙСЯ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ!  
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Dmitry_A>А в целом функции ВСУ какие? Работает ли она в полёте?

- Поскольку там есть ещё и электрогенератор, то при отказе всех двигателей, она запускается в аварийном порядке и может работать как долговременный (пока летим! :F ) источник электроэнергии. И питать кучу потребителей, которые иначе посадилибы аккомуляторы в один момент. И крутить гидронасосы (с электроприводом), создавая давление в гидросистемах, так же обеспечивать систему кондиционирования, - чтобы было теплее и легче дышать (на высоте в 5 км, например) и т.д.
Вещь в хозяйстве полезная... :)
“The only good Indian is a dead Indian”  
+
-
edit
 

Bird Man

втянувшийся

- Поскольку там есть ещё и электрогенератор, то при отказе всех двигателей, она запускается в аварийном порядке и может работать как долговременный (пока летим! ) источник электроэнергии.
 


Или на земле, на месте, что бы движки зря не гонять. :)
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ - НЕ ПУТАЙСЯ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ!  
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Вопрос к техническим специалистам и эксплуатационникам:

Как обычно принято конструировать ВСУ: делать полностью оригинальую конструкцию или приспосабливать имеющиеся ГТД малой мощности (например, от Ми-2)?
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
RU Bird Man #10.12.2004 11:43  @Dmitry_A#10.12.2004 11:41
+
-
edit
 

Bird Man

втянувшийся

Dmitry_A>Вопрос к техническим специалистам и эксплуатационникам:
Dmitry_A>Как обычно принято конструировать ВСУ: делать полностью оригинальую конструкцию или приспосабливать имеющиеся ГТД малой мощности (например, от Ми-2)?[»]

Все зависит от ситуации.
Смотря какая ВСУ нужна.
Но, ситуация, когда ВСУ или двигатель делаются "по образу и подобию" - очень распространенное явление.
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ - НЕ ПУТАЙСЯ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ!  
RU Dmitry_A #10.12.2004 11:52  @Bird Man#10.12.2004 11:43
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Bird Man, 10.12.2004 17:43:57:
Но, ситуация, когда ВСУ или двигатель делаются "по образу и подобию" - очень распространенное явление.
[»]
 

Уважаемый Bird Man, уточните, "по образу и подобию" — это то же самое, что модифицировать имеющийся ГТД (например, заказать соответствующую модификацию тем же ивченковцам) или сделать агрегат похожий, но с нуля и под собственные тех. требования и своими силами?
Меня интересует, что у нас более практикуется.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
RU Bird Man #10.12.2004 11:59  @Dmitry_A#10.12.2004 11:52
+
-
edit
 

Bird Man

втянувшийся


Dmitry_A>Уважаемый Bird Man, уточните, "по образу и подобию" — это то же самое, что модифицировать имеющийся ГТД (например, заказать соответствующую модификацию тем же ивченковцам) или сделать агрегат похожий, но с нуля и под собственные тех. требования и своими силами?
Dmitry_A>Меня интересует, что у нас более практикуется.[»]

По образу и подобию это ну например нужна новая ВСУ - дающая больушую мощь.
Берем имеющуюся ВСУ являющуюся ГТД, повышаем степень сжатия давления, например за счет преепрофилирования лопаток некоторых ступеней компрессора или введения новой ступени, повышаем температуру газа, перепрофилируем лопатки турбины.
Это не совсем "модификация", а "очень похожий" агрегат.
Но это совсем не "с нуля".
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ - НЕ ПУТАЙСЯ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ!  

Bum's
Bum#39;s

новичок
На Ту-16 турбостартер был, причем сцепление с валом двигателя через гидромуфту осуществлялось. Кстати летом это приводило незапуску двигателя в жару(после вылета, холодный без проблем) - тушки приходилось ставить по ветру, чтобы масло в гидромуфте не теряло густоту.
На Ту-154Б-2 первый двигатель запускается от ВСУ (режит отбора воздуха,индикация - Заслонка открыта, выдержать 8 сек.). 2 и 3-й двигатели можно запускать уже от компрессора, но впрочем и от ВСУ тоже не запрещается.ВСУ как правило вырубается на земле, но не запрещается работа до ~3000м.
Ал-21Ф3 (С) от турбостартера запускается, у него ТС-21 стоит, он же как генератор пашет.Проблем с запуском не наблюдал в любое время года.
 

Negr

втянувшийся

Anika>Инструкция по эксплуатации Ла-5 М-82

не работает ссыль! :(
Встань гордо, в приданое порох возьми Шаг неверный не страшен - время есть впереди Наша решимость - скрытый огонь И за первым окопом всегда есть второй. Саддам Хусейн  

Aaz

модератор
★★☆
Dmitry_A>Вопрос к техническим специалистам и эксплуатационникам:
Как обычно принято конструировать ВСУ: делать полностью оригинальую конструкцию или приспосабливать имеющиеся ГТД малой мощности (например, от Ми-2)?
Не слышал я о случаях использования ГТД в качестве основы для ВСУ. Дело в том, что ВСУ - по определению агрегат короткоресурсный, и таскать излишний вес, вложенный в ресурс, нет смысла.

Вот обратный процесс у нас попытались проделать: омский моторный завод, который отродясь делал только ВСУ, сделал ТВД-10 и ТВД-20. Но, поскольку опыта проектирования "настоящих" движков у омичей не было, то и проблемы с ресурсом их движки имеют серьезные. В результате нормально Ан-38 летает только с импортными движками... :(
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  

Bird Man

втянувшийся

Dmitry_A>>Вопрос к техническим специалистам и эксплуатационникам:
Aaz> Как обычно принято конструировать ВСУ: делать полностью оригинальую конструкцию или приспосабливать имеющиеся ГТД малой мощности (например, от Ми-2)?
Aaz>Не слышал я о случаях использования ГТД в качестве основы для ВСУ. Дело в том, что ВСУ - по определению агрегат короткоресурсный, и таскать излишний вес, вложенный в ресурс, нет смысла.
Aaz>Вот обратный процесс у нас попытались проделать: омский моторный завод, который отродясь делал только ВСУ, сделал ТВД-10 и ТВД-20. Но, поскольку опыта проектирования "настоящих" движков у омичей не было, то и проблемы с ресурсом их движки имеют серьезные. В результате нормально Ан-38 летает только с импортными движками... :([»]

КБ должны проектированием заниматься а не заводы.
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ - НЕ ПУТАЙСЯ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ!  

Anika

координатор
★★☆
Anika>>Инструкция по эксплуатации Ла-5 М-82
Negr>не работает ссыль! :([»]

Ну, бывает.
Жаль только, если именно та самая ссылка - тому причиной.
Копия у меня осталась. Через пару дней могу выложить.
Надеюсь, Базу за это не закроют.
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  

Anika

координатор
★★☆
Anika>>>Инструкция по эксплуатации Ла-5 М-82
Negr>>не работает ссыль! :([»]
Anika>Ну, бывает.
Anika>Жаль только, если именно та самая ссылка - тому причиной.
Anika>Копия у меня осталась. Через пару дней могу выложить.
Anika>Надеюсь, Базу за это не закроют.[»]

Вот она.
Прикреплённые файлы:
La5.zip (скачать) [25 кБ]
 
 
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  
+
-
edit
 

Timofey

старожил

Dmitry_A> ... какие действия надо было совершить с топливной системой и системой зажигания перед открытием баллона

Попалась в руки книга по технической эксплуатации Ка-18 и вспомнилось о теме запуска двигателей. В качестве раритета:
Подготовка к запуску двигателя
Для запуска двигателя необходимо:

1. Установить вертолет против ветра, включить тормоз главных колес.

2. Слить конденсат из фильтра-отстойника воздушной системы.

3. Закрыть створки крышек капота и жалюзи маслорадиатора для ускорения прогрева двигателя.

4. Перед первым запуском (после расконсервации или после стоянки более трех суток) провести на двигателе следующие работы:

а) убедиться, что зажигание выключено;

б) для предупреждения гидроудара от скопившегося в нижних цилиндрах масла или топлива вывернуть по одной свече цилиндров № 4, 5 и 6, отвернуть сливные пробки на всасывающих патрубках этих цилиндров, провернуть при помощи специальной рукоятки коленчатый вал двигателя не менее, чем на 5—8 оборотов вентилятора и дать полностью стечь скопившейся жидкости, после чего установить свечи и пробки на место;

в) в каждый цилиндр через свечное отверстие при положении поршня в НМТ зашприцевать шприцем со специальным наконечником по 60—70 г свежего моторного масла, установить все свечи на место и присоединить к ним электропровода;

г) залить в картер двигателя через суфлеры по 1,2—1,3 л свежего моторного масла. Заполнить масломагистраль двигателя маслом, для чего провернуть специальной рукояткой коленчатый вал двигателя на 8—10 оборотов вентилятора или до появления колебаний стрелки манометра давления масла.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Горячий двигатель проворачивать запрещается.
Зимой масло, зашприцовываемое в цилиндры и заливаемое в картер, подогреть до 75—80° С.

5. Если запуск будет проводиться от аэродромного источника сжатого воздуха (баллона или компрессора), присоединить шланг аэродромного источника к бортовому штуцеру воздушной системы вертолета.
 


Дальнейшие действия юных угонщиков:
Запуск двигателя
Запуск двигателя проводить в следующем порядке:

1. Открыть топливный кран, поставив ручку топливного крана в положение, соответствующее порядку выработки топлива из баков.

2. Ручку управления подогревом воздуха на входе в карбюратор летом — опустить вниз, зимой — поднять (вытянуть) вверх.

3. Поставить распределительный кран ПН-1 в положение «Впрыск», а распределительный кран на пульте запуска в положение «Цилиндры».

4. Убедиться, что зажигание выключено и ручка управления муфтой сцепления и тормозом несущих винтов стоит в положении «Выключено» (фиг. 12). Если винты были заторможены (ручка стояла в положении «Тормоз»), сначала ручку перевести в положение «Фрикцион», а затем в положение «Выключено».

5. Провернуть рукояткой коленчатый вал двигателя на 8-10 оборотов по вентилятору. Начиная с четвертого-пятого оборота вентилятора залить топливо в двигатель, для чего плунжером ПН-1 дать 2—3 подачи летом или 4—5 подач зимой. Не перезаливать двигатель, так как это ведет к смыванию смазки со стенок цилиндров, скоплению смеси в нижних цилиндрах и может вызвать гидроудар.

6. После проворачивания коленчатого вала двигателя залить топливную систему перед карбюратором, для чего, поставив распределительный кран на пульте запуска в положение «В помпу», при положении «Впрыск» распределительного крана ПН-1 плунжером ПН-1 дать 3—4 подачи. Заливку топливной системы контролировать по появлению колебаний стрелки топливного манометра.

7. Заполнить пусковую камеру ПН-1 топливом, для чего по ставить распределительный край на ПН-1 в положение «Всасывание, наполнение» и плунжером ПН-1 дать 2-3 подачи летом или 3-4 подачи зимой.

8. Установить ручку «шаг—газ» в крайнее нижнее положение. Рукоятку-корректор газа поставить летом в среднее положение, а зимой — вправо до упора.

9. Привязаться к сиденью ремнями.

10. Включить аккумуляторную батарею (пульт летчика) и АЗС в цепях зажигания, приборов контроля работы силовой установки и топливомера (на ЦРЩ).

11. Убедиться, что в зоне вращения несущих винтов нет людей или посторонних предметов. Подать команду «От винтов» и получить ответ «Есть, от винтов».

12. Открыть запорный кран воздушной системы на пульте запуска.

13. Открыть пусковой кран на ПН-1.

14. После того, как коленчатый вал двигателя провернется на 2-3 оборота, включить магнето (положение «1+2») и нажать вверх переключатель пусковой катушки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Во избежание гидроудара включать магнето до начала вращения коленчатого вала двигателя запрещается.

15. При первых вспышках смеси поддержать работу двигателя, вращая вправо рукоятку-корректор газа и подняв ручку «шаг—газ» на 1-2 зуба.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
1. Если проводится запуск двигателя вертолета с навешенными лопастями, при. ветре 6—8 м/сек, поднимать ручку «шаг—газ» больше чем на 2 зуба запрещается.
2. Если ветер более 8 м/сек, лопасти с вертолета снять, запустить и прогреть двигатель, а затем снова навесить лопасти.


16. Как только двигатель заработает, рукояткой-корректором газа и ручкой «шаг—газ» установить обороты двигателя 1500 об/мин, закрыть пусковой кран ПН-1 и одновременно наблюдать за манометром масла: если в течение 30 сек. после запуска двигателя давление масла не достигнет 4 кг/см2, немедленно остановить двигатель и найти причину отсутствия давления масла.

17. Если двигатель не запустился, снова залить его и повторить запуск.

18. После трех, четырех попыток запуск прекратить, выяснить и устранить причину неисправности.

19. Убедившись в нормальных показаниях приборов, после 1,5-2-минутной работы двигателя затормозить несущие винты, поставив ручку управления муфтой сцепления в положение «Тормоз».

20. Закрыть запорный кран воздушной системы на пульте запуска. Если запуск проводился от аэродромного источника сжатого воздуха, отсоединить ее шланг.

21. Прогреть двигатель на оборотах 1500 об/мин до температуры головок цилиндров 80-100°C и температуры масла не ниже 15° С. Следить, чтобы во время запуска двигателя не было заброса оборотов более 1700 об/мин.
 

К этому можно приложить картинки:
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 17.02.2005 в 13:13

Zeus

Динамик

Противоугонная система будь здоров :D
И животноводство!  
+
-
edit
 

Timofey

старожил

Zeus> Противоугонная система будь здоров
Добавьте к этому ещё пару разделов про раскрутку винтов, прогрев двигателя с вращающимися винтами и опробование двигателя с вращающимися винтами :)
Пожалуй, если найти книжку по технической эксплуатации Ми-4, там будет не менее загадочный "танец с бубном". Это не современное "включить АЗС и нажать кнопку" :)
На одном авиационном форуме как-то писали какие процедуры можно пропустить, если нужно срочно спасти мир "а-ля Джеймс Бонд", даже с риском загубить технику.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru