Предисловие
19.01.2006 г С.ИВАНОВ «Слухи о том, что наша «оборонка» в плохом состоянии, не совсем соответствуют действительности. Ряд предприятий, которые я посетил, работают сейчас в три смены, выполняют и гособоронзаказы, и экспортные контракты. И проблемы, которые директора поднимают –
единственное – это нехватка сейчас квалифицированного персонала: инженерно-технического и рабочих, которые могли бы работать на современных станках и современном оборудовании".
Проблемы и достижения сегодняшних разработчиков ЗРК
по мнению начальников НИО и СКБ НПО «Алмаз»
Г.В. Зайцевыв нач. НИО НПО «Алмаз»
В разрабатываемых нашим предприятием системах РЛС ЗУР важной составляющей частью является сложное, многоканальное приемное устройство.
- Геннадий Васильевич, известно, что ваше НИО является одним из основных разрабатывающих подразделений предприятия. Расскажите, пожалуйста, о его истории.
- Наше отделение было образовано в 1968 г. Тогда оно называлось СБ-33, а предприятие - МКБ "Стрела". Главной задачей вновь образованного подразделения была разработка приемных устройств, составляющих одну из основных подсистем радиолокатора, начиная от СВЧ тракта до выдачи результатов обработки на центральный вычислительный комплекс и индикаторы. Кроме этого, СБ-33 вело тематическую работу по вопросам помехозащиты разрабатываемых систем. В состав СБ входила макетная мастерская.
- Тематика НИО не изменилась за прошедшие 37 лет?
- Конечно, за это время произошли существенные изменения, прежде всего в структуре НИО, одни подразделения выводились из его состава, другие вливались со своими задачами. Но основная тематика сохранилась неизменной: это разработка приемных устройств, или, как сегодня говорят, аппаратуры обработки сигналов. Следует отметить, что обработка сигналов является одной из наиболее быстро прогрессирующих областей радиолокации. Это связано, в первую очередь, с бурным развитием теории и техники цифровой обработки сигналов. Приятно отметить, что наш коллектив находится здесь на передовых позициях.
- На предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в том числе и на нашем предприятии главная беда - "старение" кадрового состава. Как обстоят дела у Вас?
- Вы правы. Хотя наше НИО не является самым "старым" по сравнению с другими подразделениями, этот вопрос является одним из наиболее "больных" и для нас. Мы прилагаем серьезные усилия по набору и обучению молодежи, и сегодня в НИО работают 14 молодых специалистов в возрасте до 30 лет. Здесь следует отметить большую работу начальника сектора Н.И.Авдеева, который привел на "Алмаз" десятки молодых людей. К сожалению, не все из них надолго задерживаются на предприятии. Меры, которые помогли бы радикально изменить ситуацию, широко обсуждаются и хорошо известны, хотя и трудно реализуемы: отсрочка от армии, достойный оклад, общежитие для иногородних, социальные поощрения и т.д.
- А как обстоят дела с техническими результатами в работе НИО?
- Основные научно-технические результаты - это разработанные устройства по основным темам предприятия - от "двухсотки" до "Триумфа". За эти годы проводилась разработка эскизных проектов, выпуск конструкторской документации, изготовление в производстве и настройка опытных образцов, проведение испытаний на полигонах, оказание технической помощи смежным организациям и промышленности при производстве серийных образцов аппаратуры и воинским частям при ее эксплуатации.
Из всех видов работ наиболее сложными как в техническом, так и в организационном плане являются комплексные натурные работы на полигонах. Участие в этих работах сопряжено с трудностями человеческого фактора: отрыв от семьи, не совсем комфортные бытовые и погодные условия. Перечисленные трудности с честью преодолевают наши сотрудники, регулярно участвующие в этих работах. Хочется сказать в их адрес самые добрые слова благодарности.
Разработанная аппаратура по всем перечисленным темам содержит три приемных устройства: обзора, сопровождения цели и сопровождения изделия. Суммарный объем этих устройств для последних разработок составляет десятки блоков и примерно полтысячи ячеек. Такие объемные устройства сегодня выглядят как "монстры", но этот объем был обусловлен имеющейся элементной базой. Естественно, что столь громоздкую аппаратуру можно было разрабатывать только коллективом в несколько сотен человек. Сегодня, при резко сократившейся численности сотрудников, даже простое сопровождение этих устройств требует героических усилий коллектива. Именно поэтому наиболее актуальной задачей для нас является сегодня переход на новые принципы обработки сигналов, позволяющие резко сократить объем аппаратуры и привести его в соответствие с имеющейся трудоемкостью.
- Ваше подразделение называется "научно-исследовательское". Как обстоят дела с этим направлением работ?
- По сложившейся традиции формально научно-исследовательских работ в последние годы не проводится. Однако разработка новой темы - это всегда скачок как в методах обработки сигналов, так и в применяемой элементной базе. Поэтому научно-исследовательские работы "скрыты" в разработке первых образцов техники.
Перечислим основные вехи на этом пути. Сорок лет назад приемное устройство было полностью аналоговым. В системе С-200Д впервые была применена цифровая обработка: использован цифровой спектроанализатор с жесткой логикой как основа приемного устройства обзора. Аналогичные решения в системах ряда С-300 обеспечили существенное расширение обзорных возможностей РЛС.
В системе "Триумф" произошел следующий качественный скачок - переход на программируемые процессоры сигналов и полностью цифровую обработку для импульсных сигналов. Кстати, процессор сигналов для этой темы разработан в рекордно короткий срок: от момента начала разработки до поставки настроенного блока на КИМС прошло всего 14 месяцев. Это при том, что в процессе разработки проходило освоение как новых методов обработки, так и новой программируемой элементной базы.
- Каким же образом удалось провести разработку в столь короткий срок?
- Я бы назвал два фактора: современная организация работ и энтузиазм разработчиков. По первому фактору - как руководство предприятия, так и разработчики однозначно понимали необходимость такой разработки. Поэтому до начала работы были согласованы ее этапы и их цена, и руководство неукоснительно соблюдало подписанную договоренность. Поэтому разработчики заранее четко понимали степень оплаты при выполнении каждого этапа. Кстати, дополнительные средства составляли всего 10% от фонда зарплаты НИО. Что касается второго фактора, то для ускорения процесса разработчики взяли на себя также функции конструкторов, технологов и диспетчеров производства, фактически работая за все предприятие. Результат не заставил себя ждать.
- Давайте вернемся к прогрессу в технике обработки сигналов.
- Следующее революционное изменение реализуется сегодня. В настоящее время создан экспериментальный образец универсального программируемого устройства обработки сигналов, обеспечивающего работу для всех режимов работы радиолокатора. Разработка потребовала принципиально новых подходов ко многим принципам обработки, изучению и использованию всей выпускаемой в мире элементной базы. Результат этой работы таков: три традиционных приемника объединены в единое устройство, объем аппаратуры снижен до одного блока (примерно в 20 раз по сравнению с предыдущими устройствами), на порядок упала потребляемая мощность, все алгоритмы реализуются на программируемой аппаратуре, что позволяет легко их модифицировать. Попутно на два порядка снижено количество используемых пьезоэлектрических приборов, каждый тип из которых требует проведения ОКР.
- В заключении поговорим о проблемах. Что мешает Вам работать?
- Трудностей, к сожалению, хватает. О молодых кадрах мы уже упоминали. Из остальных проблем остановлюсь на двух. Во-первых, наблюдается резкое несоответствие между планами работ и имеющейся трудоемкостью для их выполнения. НИО работает по пяти темам Госзаказа и трем иноконтрактам. Такое многотемье требует ювелирного увязывания между собой графиков по всем темам. Между тем, при установлении нам глобальных сроков выполнения какой-либо работы, как правило, не учитываются ни уже проводимые работы, ни наличие трудоемкости. При таком подходе составляемые планы неизбежно обречены на хроническое невыполнение. Между тем, на предприятии составлен и введен в действие "Сборник временных нормативов трудозатрат". Он вполне современен и, на наш взгляд, его необходимо использовать при планировании. Тогда многие проблемы исчезнут сами собой.
Вторая проблема касается сроков изготовления аппаратуры. Жесткая конкуренция требует оперативной работы. Сегодня же разработчик получает "железо" через год - полтора после открытия заказа. Для сравнения, у одного из наших инозаказчиков этот цикл составляет две недели. Для того, чтобы быть конкурентоспособными, нам необходимо сократить наш цикл хотя бы до двух-трех месяцев. В противном случае, об успехе не может быть и речи.
Качество производства также весьма актуально. Сегодняшняя ситуация, при которой разработчик вынужден месяцами докапываться до брака в производстве сложных ячеек, смонтированных с нарушением технологических норм, ничего, кроме разочарования, не вызывает. При изготовлении такой сложной аппаратуры необходимо ориентироваться на лучшее производство, ибо известно, что скупой платит дважды.
СКБ «теоретиков» нач. Юрий Васильевич Афонин.
Цементирующей основой нашего "Алмаза" является подразделение "теоретиков", вот уже долгие годы возглавляемое Юрием Васильевичем Афониным.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
- Юрий Васильевич, какова история создания вашего подразделения?
- Наше СКБ образовано в 1955 году из нескольких подразделений, занимавшихся разработкой различных аспектов системы управления зенитной ракетой.
Решением отдельных вопросов теории систем управления в КБ-1 вначале занимались отечественные ученые В.С.Пугачев, Н.А.Лившиц, С.М.Смирнов. Однако, наибольший практический вклад, по моему мнению, внес доктор Ганс Хох, немецкий специалист, который добровольно работал в СССР вначале в НИИ-88, а затем, с 1950 года, в КБ-1.
В 1955 году Главный конструктор Александр Андреевич Расплетин упорядочил структуру предприятия. Тогда-то и появилось наше подразделение.
Вначале структура отдела была построена по тематико-отраслевому принципу. Одна лаборатория (начальники К.Н.Поляков, Ю.В.Афонин) занималась системой С-25, другая (начальники В.Г.Цепилов, Г.И.Мейтин) - системами С-75, С-125. Была и лаборатория эффективности (начальник В.Г.Блуденко), оценивавшая эффективность стрельбы. Потом появилась лаборатория для разработки системы управления ракетой В-860 ЗРС С-200 (начальник Ю.В.Афонин). Обычно система, сданная на вооружение, сопровождалась группой (в составе лаборатории), которая одновременно принимала участие в разработке новой системы. Такой подход позволял сохранить преемственность и, в случае модернизации готовой системы, позволял реализовывать новые идеи.
Первым начальником отдела был Виктор Константинович Крапивин, который предложил метод половинного спрямления для систем С-75 и С-125. С 1962 года отдел возглавлял Анатолий Георгиевич Басистов. В 1968 году А.Г.Басистов перешёл на работу в НИИРП в качестве Генерального конструктора, и руководство отделом было доверено мне.
ТРУД ТЕОРЕТИКОВ
- Какие основные методы проектирования вами применяются?
- Проектирование системы управления всегда заключается в поиске новых структур и методов формирования. Это связано с новыми характеристиками основных устройств и более высокими тактико-техническими требованиями к вновь разрабатываемой системе. Поэтому система управления каждой новой разработки является оригинальной. Проектирование ведётся на базе последних достижений науки и техники. Для нашего СКБ наиболее важные из них: прикладная теория автоматического управления, оценивание, идентификация, поиск оптимума с соблюдением множества ограничений, методы математического моделирования и, конечно же, вычислительная техника. Нам просто повезло: мы работали в период бурного развития этих направлений, происшедшего во второй половине века минувшего.
Аналитические методы во все времена были незаменимы, они, вскрывая основные закономерности процессов управления, не позволяют выбирать тупиковые варианты решений. Дальнейшее развитие получили методы математического моделирования динамики наведения ЗУР.
- На цифровые модели перешли давно? Ваша работа заканчивается лишь созданием алгоритмов?
- При проектировании системы С-200 впервые была разработана цифровая модель системы самонаведения, позволившая выбрать рациональные параметры гиростабилизатора ГСН и системы управления креном ЗУР. Когда создавали "трехсотку", уже были построены полные цифровые модели системы управления, имеющие аттестованную по результатам пусков модель зенитной ракеты и копии программ ЦВК стрельбовой станции системы.
Прогресс вычислительной техники позволил создать бортовые вычислительные комплексы, которые решают основные задачи системы стабилизации, навигации и наведения ЗУР. Разработка системы управления ЗУР тесно связана с разработкой алгоритмов управления бортовым радиолокатором, определяющим точность наведения современных ракет. Разработанные алгоритмы реализуются в боевые программы реального времени цифровых вычислительных комплексов ЗУР и ЗРК. Проверка программ ЦВК стрельбового радиолокатора и БЦВК проводится на комплексных испытательных моделирующих стендах (КИМСах), имеющих полный состав аппаратуры и цифровой вычислительный комплекс.
- Говорят, ваша работа схожа с работой следователя. Почему?
- Одной из важнейших задач, которые может решить только наше СКБ, является анализ результатов натурной работы, оценка отклонений параметров аппаратуры от расчётных и поиск решений, позволяющих выполнить заданные ТТТ.
Сложность системы управления, отсутствие, как правило, достоверной информации действительно делает эту задачу схожей с раскрытием криминальной ситуации. Здесь опять же помогает модель системы, на которой опытный теоретик ставит следственные эксперименты с "виртуальными преступниками".
И ещё: анализ конкретной натурной работы с привлечением математического моделирования возникшей ситуации не только помогает ответить на конкретный вопрос, но и углубляет знания инженера о физических процессах. А это дорогого стоит.
К сожалению, кадры "важняков" редеют. Подготовке достойных им помощников из молодёжи руководители подразделений уделяют много внимания. Дело это творческое, трудное. Есть люди весьма способные, они быстро начинают воспринимать всю систему в целом с её многочисленными взаимосвязями. Но они - "штучные" люди. Остальные - нормальные, им требуется время, чтобы, выполняя текущую работу, незаметно воспринять информацию, которая, может быть, ему потребуется неожиданно в будущем. Только это делает его "важняком". На это уходят годы. Известный перерыв в приходе на "Алмаз" молодых специалистов создал "демографический" разрыв в наших рядах. Молодых инженеров можно в одной строчке перечесть: Илья Исаков, Марина Королькова, Сергей Полухин, Марина Яковенко.
- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее злободневные текущие вопросы сегодняшней деятельности?
- Одним из важнейших вопросов является рациональная технология проектирования систем ПВО. Проектирование представляет собой итерационный процесс и на каждом этапе (инженерная записка, эскизный проект, техническое проектирование, натурные испытания), уточняются параметры проектируемых устройств. Необходимо корректировать алгоритмы управления, чтобы обеспечивать выполнение основных характеристик ЗРС. Кроме того, СКБ по разработанным алгоритмам разрабатывает программы вычислительных средств комплекса.
Наиболее злободневный вопрос повестки сегодняшнего дня: нас - мало. Если говорить откровенно, без ложной скромности, в нашем коллективе делают ЗРС умной. Конечно, производительность труда выросла в сотни, тысячи раз. Но на том этапе, где вычислительная машина используется как калькулятор. Ведь есть этапы разработки, когда требуется неформальный подход, когда может справиться только человеческий ум. Не самые глупые люди заметили: "Ум хорошо, а два - лучше".
- Требует ли переосмысления в нынешних условиях технология разработки сложнейших систем, разрабатываемых нашим предприятием?
- Безусловно. В "доперестроечные" времена внутри "Алмаза" были в основном технические проблемы. При появлении новых технических задач финансовые и организационные решения принимались без затруднений. Поэтому трудности при проектировании были технические. В настоящее время, когда имеются существенные финансовые ограничения, необходимо решать не только технические проблемы, но и экономические. Очевидно, что эта задача на порядок более сложная, чем прежняя, но решать её нужно, так как отступление от оптимальной технологии разработки может привести к снижению эффективности создаваемой системы.
Экономические проблемы формулируются, на непросвещенный взгляд, достаточно просто, по-рыночному - достижение максимального дохода при существующих ограничениях. Но такой подход слишком оторван от конкретных повседневных решений: рациональное распределение средств, реализуемое планирование, эффективное стимулирование.
Технология разработки сложных систем при минимальных затратах сегодня является актуальным направлением исследований для аспирантов предприятия.
- А как у "теоретиков" дела с наукой?
- Десять сотрудников СКБ защитили кандидатские диссертации, четверо - докторские. Защит могло быть намного больше. Однако производственная загрузка и скромность в оценке собственных работ не позволяют другим сложившимся ученым написать квалификационные работы.
- Ветераны, конечно, не уронят честь. А что дальше?
- Мы сейчас набираем много студентов III и IV курсов. Задача - удержать их после окончания института. Да, работа наша интересна, молодым есть где проявить себя. Но не стоит быть идеалистом. Грубая проза жизни требует то, о чем неоднократно писалось в "Стреле": отсрочка от службы в армии и достойные оклады. И мне кажется, это справедливо: мы решаем вопросы обороны страны.Заместитель начальника СКБ(по внедрению ВК) Владимир Иванович Безлепкин.
По предложению К.П. Князятова состоялся мой перевод в возглавляемый им отдел, и с 1966 года я стал принимать участие во внедрении вычислительной техники в систему С-300. К сожалению, Константин Павлович слишком рано ушел из жизни, и завершали создание С-300 в части ВК мы под руководством В.С.Селиванова. Владимир Сергеевич – вполне достойный преемник дел К.П. Князятова, и работы над созданием С-300 были завершены успешно. Далее нашему подразделению были поручены работы по внедрению ВК следующего поколения – "Эльбрус 90 микро".
В это время в жизни "Алмаза", как и в жизни всей страны, произошли очень большие перемены. Сменилось руководство предприятия, очень много ведущих специалистов ушли туда, где больше платят. Однако настрой коллектива на успешное решение поставленных задач остался.
К сожалению, очень остро стал вопрос с кадрами. Большинство сотрудников работают со времён создания С-200 и С-300 и их возраст далеко за 50 и 60 лет. Молодежь идет к нам неохотно, и многие, поработав немного, уходят. А чтобы освоить навыки создания больших программных комплексов, требуется все больше и больше времени, так как объемы этих комплексов с развитием ВК растут гигантскими темпами. Остается надеется только на то, что в ближайшее время разработчики систем "Алмаза" обретут достойную оплату своего нелёгкого труда, которая опять привлечет молодежь к важной для страны и очень интересной работе, а ветеранов вдохновит на новые свершения.
Открытое акционерное общество Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО Алмаз-Антей имени академика А.А. Расплетина - головное системообразующее предприятие оборонно-промышленного комплекса России, занимающееся разработкой зенитных ракетных ком
//
www.raspletin.ru