PSS> А вот сделать многоразовую вторую ступень задача совершенно не ординарная. PSS> Впрочем в рамках Энергии и ее считали. Но многообразность там может получиться небольшой.
В 1903 году Циолковский В работе "Исследование мирового пространства реактивными приборами" в главе " Среда тяжести. Отвесное возвращение на землю" ( (ну как SpaseX . на замечательных видеороликах
).
В этом случае отношение количества топлива в массе ракеты равна 57,8 к 1. При скорости ракеты 11000, тяге в 10 раз больше веса ракеты и скорости истечения топлива 5700 м/с. Действительно многоразовость ступени в этом случае задача неординарная, при учете еще и других ступеней!!! В этом варианте ракета даже не оторвется от земли.
Если спускать ступень на парашюте, то собрав всех аксакалов форума и всех аксакалов Казахстана и всех ишаков Средней Азии, то и тогда не удастся доставить "атомную" ракету-ступень на арбе к стартовой из труднодоступной точки посадки. А если удастся, то какой владелец груза в миллионы долларов доверится многоразовой, но не проверенной на стартовой ступени. Значит её опять нужно везти на завод, разбирать, проверять, собирать... Это рентабельно?
Вероятно, здесь уместно говорить о вторичном использовании ступени уже при решении задач на земле. Ведь авиации дает такие варианты, к примеру , Газпрому.