Индия возобновляет свой проект разработки истребителя пятого поколения
Поддержка Windows XP приостановлена Microsoft.Чтобы функции ВКонтакте работали быстро и стабильно, установите:
// vk.com
Военка новости, 23 марта 2024 г. - Программа создания истребителя 5-го поколения HAL AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) была одобрена комитетом Совета министров Индии. Это означает, что работы по ней начнутся спустя много лет после того, как о ней впервые официально заговорили.
Программа AMCA, ранее называвшаяся просто MCA (Medium Combat Aircraft), впервые увидела свет в 2010 году. Она была альтернативой программе FGFA, планируемой будущей программе истребителей для Индии, разрабатываемой совместно с Россией. В основу FGFA должен был быть положен российский опыт программы ПАК ФА, на базе которой в итоге был создан многоцелевой самолет 5-го поколения Су-57. По замыслу индийцев, в основу FGFA должны были быть положены наработки местных инженеров из Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
Однако, из-за разногласий между парнтнерами, Индия вышла из программы FGFA в 2018 году. Тема фактически замерла, в то время как Индия сосредоточилась на закупленных самолетах Dassault Rafale и собственной программе самолетов 4-го поколения LCA, легком истребителе HAL Tejas и его последующих планируемых версиях. Тем временем программа AMCA оставалась в подвешенном состоянии. Были проведены только концептуальные работы, в результате которых, например, предполагаемая максимальная взлетная масса была увеличена с 20 до 25 тонн. Технико-экономическое обоснование проводилось до 2013 года, а к концу 2014 года была выбрана окончательная конфигурация. В 2016 году форма AMCA была принята ВВС Индии. Однако только сейчас поступил заказ на постройку серии прототипов для испытаний. На эти цели выделено финансирование.
Таким образом, Индия идет по пути Республики Корея, где шесть прототипов истребителя KF-21 Boramae уже сегодня проходят испытания в рамках программы KF-X. Аналогичным образом поступает и Турция. Буквально несколько недель назад состоялся полет первого прототипа самолета Kaan, который является результатом программы под названием TF-X.
Одобрение комитета Совета министров Индии включает финансирование, эквивалентное примерно 180 миллионам долларов. Эти средства (предположительно предварительные, поскольку, например, корейская программа Future Aircraft обошлась примерно в 6 миллиардов долларов) агентство Defence Research and Development Organisation (DRDO) должно распределить среди индийских компаний и исследовательских центров, чтобы они могли изучить и разработать концепцию самолета и его компонентов. В результате должна получиться машина со стелс-функциями, способная нести 1,5 тонны вооружения во внутреннем грузовом отсеке и 5,5 тонны на внешних точках подвеса.
Индийская программа амбициозна настолько, что можно усомниться в заявленных сроках. Согласно им, премьера первого прототипа AMCA ожидается уже в 2026 году, а всего будет построено пять экземпляров. В настоящее время планируется закупить не менее 125 таких самолетов (поговаривают даже о 200 единицах), что для условий крупных индийских вооруженных сил было бы совсем небольшой покупкой. Часть из них должна быть построена в модификациях Mark 1, соответствующей 5-му поколению самолетов, с двумя двигателями GE414 американской General Electric (такими же, как на Gripen, F/A-18 и Tejas Mk2). В последующем, в рамках реализации проекта AMCA MkII, индийская оборонка намерена оснастить машину новым собственными двигателем. Как отмечается в издании, в этих целях НИЦ газовых турбин GTRE (в составе DRDO – примерного аналога «Ростеха») приступил к поиску иностранного партнера. Среди кандидатов называются западные компании Rolls-Royce, Safran и GE. Определиться с партнером планируется к середине 2024 года, а заключить контракт – в текущем или начале следующего года.
Новая силовая установка должна быть способна развивать тягу в 110-130 кН. Как ожидается, ей будут оснащаться не только боевой самолет 5-го поколения, но и новый палубный истребитель TEDBF и модернизированные легкие истребители Tejas MkII MLU. Примечательно, что в списке потенциальных партнеров отсутствует Россия, имеющая богатый опыт двигателестроения. Возможно, что Москва осталась вне игры из-за угрозы ухудшения отношений с Вашингтоном, который налаживает всё более тесные военно-технические связи с Нью-Дели.
Параллельно с разработкой нового истребителя будут развиваться технологии, связанные с беспилотниками-компаньонами (верными ведомыми), роями дронов, беспилотными платформами класса HALE (работающими на большой высоте и с большой продолжительностью полета), а также гиперзвуковым оружием.