Сегодня - полеты…
Трель будильника разрывает остатки сна.
4 утра. В предрассветном мраке сладко посапывают мои малыши, досматривает сны жена…
Сегодня – полеты. Быстрее, стряхивая сонную одурь… вода, помазок, бритва… быстрее… крепкий чай, бутерброд… темп, темп, быстрее…
Башкировка – Авиагородок… пешком… быстрее…начинают меркнуть звезды на небосклоне, слегка - слегка, робко, начинает алеть восток, от Донца накатывает волна бодрящей прохлады.
Вот и Донец, бррр… холодно… быстрее… гулом вторит шагам металл мостового настила, а над речной гладью туман растекается…
Стойкий запах чабреца над окрестностью Донца,
Где незыблемый свет Божий предо мною будто в храме,
От березовых сережек, от вуали над полями,
От луча, что лягушонком, в заводь чистую ныряет,
А от птиц, поющих звонко, вся округа замирает…
Остался по левую руку Чугуев, впереди, на горке – авиагородок. Господи, как эта гора надоела, двадцать лет, каждый день… не ныть…быстрее… на эту горку сам Кожедуб топал… и не только… и Леонов… и Родионов, поэт, каждый день топает…
Мимо авиабазы и налево… быстрее… мимо первой проходной, закрыта еще – рано… вдоль забора, а за ним, в автопарке, негромкие голоса уже слышны… скорее…
Вот и второй КПП… привет охране, за вскрытие расписаться… темп, темп – полеты сегодня!
А вот и двухэтажка ЦЗЛ. Все. Дома. Стоп. А далее никаких «быстрее», все по плану и без спешки. Вскрыть и под ток…
Однотонно шумит «вытяжка», теплеет желто-зеленый огонек прогреваемого гигрометра «Байкал», а по асфальту – дробь шагов инженера-химика Ларисы Яковлевны Бабарыкиной. Сегодня – полеты!!!
Полеты. Как много в этом слове скрыто, какой весомый смысл таят они в себе. Для нас они – испытание, ведь полеты это итог многочасового и каждодневного труда.
Испытательный полет - экзамен на качество, только в полете в полной мере работают все системы самолета. Только полет, его жесткие и реальные условия, позволяет оценить степень мастерства, ответственности и совести авиаремонтников. Горько и страшно думать о том, чем закончится полет, если кто-то из нас по незнанию, злому умыслу или просто по глупости ненадлежащим образом сделает свое дело.
За окном пророкотал и затих двигатель «азотки». Водитель, А.Дягилев, подсоединил пробоотборную магистраль и зашипел азот по трубопроводу.
Продувка. Измерение. Колыхнулась и пошла стрелка прибора. -40, -50 – точка росы в норме. Паспорт. Подпись. Дата. Печать.
Рокочут двигатели, уходят одна за другой спецмашины, ждут их на ЛИС.
Словно крадучись, объезжая каждую выбоинку дороги, ведет свой ПАЗик И.Черноморд, водитель серьезный, бережет он свою машину.
Тут же, в автобусе, и начальник автопарка (проще – завгар) И.Дерябин, спозаранку на ногах – ведет свое автомобильное воинство.
За «баранкой» АПА – Н.Лунин, «афганец».
Красно-белая махина пожарного КАМАЗа солидно проплывает мимо – огнеборцы готовы к бою. Дай-то Бог, чтоб не пришлось им сегодня показывать свое умение.
А на ЛИС уже вовсю кипит работа. Машина готова к облету - предварительную подготовку провели накануне, а теперь – газовка, предполетная и в воздух.
Осторожно выкатывается самолет из цехового ангара и неторопливо плывет, плавно вписываясь в повороты бетонки, на газовочную площадку ЛИС.
Открыты кабины… вскрыты лючки… протянулась к АПА черная змея электрического кабеля.
В кабинах – «радисты» Н. Баранюк и Ю.Пылев, возле самолета авиамеханики В.Калашник, А.Гончар, А.Коваленко, Л.Андреев, В.Вертиев, В.Ширшов совместно с прикомандированными специалистами авиабазы В.Гончаровым,А.Иванченко,А.Карташом.
Под руководством А.Гарцева, заместителя начальника ЛИС по вооружению, заняты они привычным делом – проверкой функционирования систем самолета.
Сменяют друг друга в кабинах специалисты, у каждого своя специальность, своя зона ответственности.
Солнце уже поднялось над горизонтом, играет бликами на остеклении фонарей.
Постепенно специалисты заканчивают проверки, у самолета остаются только В.Яковлев и В.Чивилев, тщательно осматривают они машину – передняя стойка шасси… основные… правая… левая… далее… далее. Ни одна мелочь не ускользнет от их взора, да и не бывает в авиации мелочей.
Затих АПА, все замерло в ожидании – ждут разведчика.
И вот он долгожданный грохот с взлетной полосы – стремительной стрелой уходит в небо разведчик погоды.
И как по мановению волшебной палочки вновь загудел АПА, место в передней кабине занимает пилот С.Филоненко, рядом с ним, со ступенек наклонившись в кабину, механик В.Чивилев. Несколько фраз и закрыт фонарь.
В полной готовности пожарные Ю.Усов и Н.Ганшин…
Испуганно взмывает ввысь стайка перепуганных птиц – грохот запущенного авиадвигателя заполняет округу.
Взгляды присутствующих прикованы к кабине. Пилот внешне спокоен… поворот головы… взгляд… еще поворот… движение... взгляд… еще.. еще – летчик-испытатель выполняет свою работу.
Затихает двигатель… открыт фонарь… вскрыт лючок САРПП… ушла на объективный контроль пленка.
Проходит еще некоторое время…
Быстро, без суеты, авиамеханики, укладывают в автобус необходимые для предполетной подготовки приборы и инструменты.
Закреплено водило… поблескивающая чистым металлом неокрашенного еще фюзеляжа, «элка» покорно бредет вслед за тягачом на стартовую позицию авиабазы.
Аэродром… стартовая позиция. На отведенных местах замер спецавтотранспорт… по рулежной дорожке, по направлению к старту, малой скоростью движется пара – тягач и «элочка».
Волной накатывается грохот авиадвигателя – разведчик погоды заходит на посадку и, коснувшись взлетно-посадочной полосы, вскоре уходит с нее на рулежку. К нему тотчас срываются санитарная, пожарная и машина техпомощи – по учебной тревоге поднята поисково-спасательная служба авиабазы.
Наша «элка» занимает отведенное место. И вновь гул АПА… вновь открыты кабины и лючки… озабоченные лица авиамехаников… дозаправка азотом… проверка систем… идет предполетная подготовка.
Напряжение нарастает – выявлен сбой в работе бортовой электросети. На бетоне расстелена схема, вокруг нее – специалисты. Ветерок доносит обрывки фраз: «…аккумулятор… включить наземное питание… по схеме от генератора на ДМР…»
На стартовую позицию прибывает главный инженер завода Э.Р.Татузян, он сегодня старший инженер полетов, здоровается и с ходу включается в работу специалистов. Через десяток секунд ПАЗик уже катит на завод за необходимыми специалистами и деталями.
Прошло около часа...
Отпущены тормоза, и самолет в считанные секунды глотает десятки метров взлетно-посадочной полосы. Летчики Ю.Александровский и С. Филоненко поднимают в небо машину. Сегодня – полеты!!!
Выполнена программа облета. И опять бредет вслед за тягачом, теперь уже с аэродрома под своды цехового ангара, серебристая «элочка». Далее малярка… грунтовка… покраска…
Вскоре, возрожденный трудом работников Чугуевского авиационного ремонтного завода, Л-39 взмоет в небо, покоряя силу земного притяжения.
А из ремонта выходит следующий самолет, и снова будут полеты…
[ 26-11-2002: Message edited by: kostik ]
[ 26-11-2002: Message edited by: kostik ]