Новые спутники не нужны
За последние годы их запустили слишком много
Юрий Грановский
Ведомости
21 августа 2002
Мировой рынок коммерческих запусков спутников оказался в тяжелом кризисе. В прошлом году было запущено всего 18 коммерческих аппаратов, в этом ожидается примерно столько же. При этом за место на рынке борются целых 20 ракетных компаний.
Запускать стали меньше не только коммерческих спутников - научным и военным космическим программам тоже приходится тяжело. По данным консалтинговой фирмы Futron Corporation, в 2001 г. в мире запущено всего 60 спутников всех типов. Меньше запускали только в самом начале космической эры, в 1962 г. В 70-х на орбиту ежегодно выводилось по 70 - 80 аппаратов, а в 80-х и 90-х в среднем запускали более 90.
По подсчетам аналитиков Futron Corporation, цены на запуски упали на 30%. Средняя стоимость выведения спутника на геостационарную орбиту упала до $50 млн. Еще год назад такой запуск стоил от $70 млн до $80 млн.
Больше всего от сокращения числа запусков пострадали три крупнейших игрока, в сумме контролирующих более 80% мировой индустрии. Это французский консорциум ArianeSpace, американская компания Boeing и российско-американский консорциум International Launch Service (ILS) , созданный государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) им. Хруничева, ракетно-космической корпорацией (РКК) "Энергия" и компанией Lockheed Martin. По данным аналитиков авторитетной консалтинговой фирмы Frost & Sullivan, доля ILS на мировом рынке пусковых услуг составляет 30,3%. ArianeSpace принадлежит 27,3% рынка, Вoeing (вместе с русско-американо-украинским Sea Launch) - 24,7%.
Как рассказал начальник сектора по связям с общественностью ГКНПЦ им. Хруничева Александр Бобренев, из шести совершенных ILS в прошлом году запусков на долю наших "Протонов" пришлось всего два. А ведь годом раньше хруничевцы запустили "Протонами" шесть спутников и еще два - конверсионными "Рокотами". "В ближайшее время ситуация вряд сильно улучшится. Но некоторый подъем все же есть. В этом году будет четыре коммерческих запуска, а в 2003 - 2004 гг. намечено запускать по 4 - 5 спутников", - рассказывает Бобренев.
Сейчас на рынке коммерческих запусков работает 18 компаний, а в ближайшее время со своими предложениями планируют выйти еще украинско-бразильский и российско-итальянский проекты. Существуют планы запуска российских носителей "Союз" (производитель - самарское ЦСКБ "Прогресс") с космодрома Куру во Французской Гвиане, а также российско-австралийский проект "Аврора", предполагающий запуски одноименной ракеты, сделанной на базе все того же "Союза", с космодрома на острове Рождества.
Впрочем, реализация последнего проекта под большим вопросом. Как сообщил "Ведомостям" начальник отдела внешнеэкономических связей ЦСКБ "Прогресс" Андрей Сидоренко, российская сторона и австралийский Asia Pacific Space Centre договорились отложить начало строительства космодрома. Окончательное решение о судьбе проекта будет принято до конца года. "Посмотрим, как будет чувствовать себя рынок", - поясняет Сидоренко.
Владельцев ракет-носителей пугает непрекращающийся спад цен на запуски. Стоимость вывода "Протоном" 1 кг груза на орбиту сегодня упала c $17 000 до примерно $13 000 - 15 000. Вывод легких спутников конверсионным "Рокотом" или русско-украинским "Днепром" и вовсе дешев - около $10 000 за 1 кг полезной нагрузки.
По мнению экспертов, главной причиной падения спроса на запуски спутников стало сложное финансовое положение большинства операторов спутниковой связи. У производителей ракет есть и другие объяснения. Рынок пал жертвой технического совершенства спутниковой техники. "Сейчас потребности в новых аппаратах на орбите нет - в прошлые годы их запустили достаточно. При этом средняя продолжительность жизни спутника доходит порой до десятка и более лет. Наши услуги понадобятся не скоро", - сетует Сидоренко.