Der Spiegel (Германия): Российская космонавтика обессилела
6 июля 2001 г.
Пока русские пускали слезу по поводу почившей в бозе космической станции "Мир", американцы были все же рады тому, что ее не стало: на борту станции, как показало последние исследования, они никогда не чувствовали себя по-настоящему счастливыми. Станции "Мир" - прежней гордости российской космонавтики больше нет. Сгорела в верхних слоях атмосферы, развалилась на части и обрела на дне Тихого океана последний покой. Однако знания, полученные исследователями за те 15 лет, в течение которых она эксплуатировалась, будут определять то, какими будут космические станции будущего: не только с технической, но и с социальной точки зрения.
Подавленность: американские астронавты чувствовали себя не совсем комфортно, поскольку находились под командой русских коллег.
В этом Ник Канас (Nick Kanas) увидел главную причину состояния неудовлетворенности американских космонавтов. Психиатр из Сан-Франциско первым провел широкие исследования психологического состояния жителей станции "Мир". Вывод: русские выглядели более удовлетворенными, чем их американские коллеги, экипаж шутил больше, чем наземная команда, а при возникновении проблем вина за них всегда возлагалась на других.
Канас опросил пятерых американцев и восьмерых русских. За время своей карьеры все смогли поработать на станции "Мир". Для исследований привлекались также 58 сотрудников российского Центра управления полетами, отвечавших за отправку на орбиту соответствующих экипажей и контролировавших их работу. Один раз в неделю должен был заполняться опросный лист, чаще всего он был анонимным.
Экипаж "Мира" из трех человек, включал не менее двух космонавтов, американцы при полетах на станцию были в одиночестве. Даже если они имели больший опыт, чем их русские коллеги, им приходилось быть в подчинении у последних, чувствовали себя, по наблюдениям Канаса, гостями на чужом корабле. "Для каждого американца взятого в отдельности впечатления от пребывания в космосе были менее радостными, чем для русских", - отмечает психиатр. "Объяснением тому может заключаться в личных преимуществах".
Однако были и другие различия. Самой большой проблемой для русских была слабая оснащенность, как следствие нехватки финансирования и низкого денежного содержания. В частности, и американцы жаловались на трудности технического характера, однако чаще всего у них возникали личные проблемы в общении со своими коллегами. Видимо, западные астронавты с Востока, как показывают исследования Канаса, заметно чувствительнее своих коллег с Востока.
В этом ничего не менялось даже спустя продолжительное время. Напряженность в отношениях среди членов экипажа почти не убывала даже в конце четырех- или шестимесячного пребывания на орбите. Возможно, что космонавты подавляли свои истинные чувства, говорит ученый. Или, исходя их уровня своей подготовки, они просто менее эмоционально, чем другие, реагировали на происходящее.
Напротив, мало, чем отличался от обычных будней в офисе подход к решению проблем. В случае возникновения трудностей вину за них космонавты возлагали на наземные службы, которые, якобы, оказывают недостаточную помощь. В свою очередь, ответственные за полет сотрудники наземных служб сваливали вину на менеджмент.
Звонок домой
Ответственные сотрудники НАСА надеются на то, что смогут извлечь уроки из проблем, с которыми пришлось сталкиваться на станции "Мир". Так, три члена экипажа Международной космической станции (МКС) могут в любое время позвонить по телефону домой. Кроме того, в отличие от станции "Мир", снабжение более светлой и приветливой МКС осуществляется пока без всяких проблем. Например, со следующим кораблем "Шаттл" во Вселенную по особой просьбе экипажа будет отправлена посылка с кофе.
Однако одну принципиальную проблему не сможет решить и МКС (пока). "Экипаж, состоящий из трех человек, вероятно, не самый лучший вариант", - говорит Канас. Нынешнему экипажу МКС - двое мужчин и одна женщина; два американца (американки), один русский - грозят сообразно этому такие же конфликты.
Однако увеличение численности экипажа пока не предполагается. Система спасения МКС - простой спускаемый аппарат "Союз" из российских запасов - имеет одну характерную черту, сохранившуюся со времен станции "Мир": он рассчитан только на трех космонавтов.
Источник: Страна.Ру