Атомная мечта
14 мая 2002 г.
Нынешний визит в США главы Минатома Александра Румянцева преподнес сенсацию весьма серьезного калибра.
Выступая в Вашингтоне на пресс-конференции по итогам переговоров со своим американским коллегой министром энергетики США Спенсером Эйбрахамом, российский "ядерный министр" сообщил о том, что стороны достигли принципиально новой договоренности в этой деликатной области.
Москва согласилась помочь американцам в создании космических аппаратов с ядерными силовыми установками.
Более того, договоренности о поставках из России в США для этих целей высокообогащенного урана-238 уже полностью согласованы сторонами.
По сообщению РИА "Новости", Спенсер Эйбрахам заявил по этому поводу буквально следующее: "Американская сторона приступает к размещению заказов немедленно".
Учитывая же как нынешнюю специфическую направленность большинства космических программ США, так и то, для чего вообще можно использовать космические ядерные реакторы, договоренность Румянцева--Эйбрахама может свидетельствовать лишь об одном: Россия согласилась оказать реальную помощь американцам в создании орбитального эшелона их национальной ПРО.
В принципе само по себе международное сотрудничество Москвы в области космической ядерной энергетики не является чем-то принципиально новым.
Национальная аэрокосмическая отрасль до сих пор остается бесспорным лидером в разработке и использовании "внеземных" реакторов самого различного типа.
Правда, их использование в самой российской космонавтике с окончанием "холодной войны" практически сошло на нет.
Колоссальные энергетические возможности, которые дает установка ядерного реактора на космический аппарат, использовались главным образом в военных целях.
Снабженные ядерной установкой типа "Топаз", от которой работал мощнейший радиолокатор, советские спутники разведки УС-А отслеживали перемещения американских боевых кораблей по всему Мировому океану.
Один из таких спутников, именовавшийся в целях секретности "Космосом-954", наделал в свое время немало шума, когда в январе 1978 года, выйдя из-под контроля наземных служб, внезапно "нырнул" в земную атмосферу и сгорел в небе над севером Канады.
Москве долго потом пришлось доказывать, что ее "небесный посланец" не привел к радиоактивному заражению чужой территории.
Тем не менее до самого распада СССР программы по созданию реакторов космического назначения наши ядерщики не сворачивали: на смену "Топазу" был создан "Топаз-2" ("Енисей") и новая энергетическая система "Пантера".
Последними же реально запущенными на орбиту "ядерными" спутниками стали, по всей видимости, стартовавшие в 1987-м "Ксмос-1818" и "Космос-1867", на борту каждого из которых был установлен модернизированный "Топаз", загруженный более чем тридцатью килограммами высокообогащенного урана-235.
<small><center>[ слишком длинный топик - автонарезка ]</center></small>