Право на жизнь получил "Северный завод"
Старейшее авиационное предприятие ВПК России "Ленинградский Северный завод" (ЛСЗ) (здесь строил самолеты "Илья Муромец" сам Сикорский), еще недавно находившееся в процессе банкротства фактически на грани ликвидации, теперь снова будет выпускать военную технику.
Все предприятия Санкт-Петербурга, связанные с оборонной промышленностью (а их более 200), тяжело переживали сокращение госзаказов. Но это, так сказать, были общероссийские трудности. У ЛСЗ имелись специфические.
Завод в последнее десятилетие существования СССР был занят на выпуске монопродукта: известного зенитно-ракетного комплекса "С-300", который до сих пор считается в мире самым эффективным средством ПВО. Границы России и многих других государств охраняются именно с помощью "С-300", который способен поражать крылатые ракеты и самолеты.
В свое время в развитие ЛСЗ были вложены "бешеные" деньги. Семь тысяч человек на площади более чем в 40 гектаров ковали "воздушный щит>. Ситуация изменилась в 1990 году, когда стали сокращаться госзаказы. В 1997 году завод остановился. Отметим, что, как и на других предприятиях, здесь был разработан ряд конверсионных программ, но они бездействовали. И причина этому не плохой маркетинг, отсутствие специалистов или производственной базы. Дело в неопределенности: государство обязывало сохранять оборонные производственные мощности, но заказов не давало. Несколько лет предприятие находилось в подвешенном состоянии, и никто не знал, что придется выпускать современные средства ПВО или, например, кастрюли. Завод нарастил долги и растерял специалистов. Конечно, было введено внешнее управление и дело шло к полному банкротству и закрытию предприятия.
К счастью, этого не случилось. Правда, пришлось продать базы отдыха, спортивный комплекс, офисные площадки. Пустующие помещения сдавались в аренду. Это позволило частично рассчитаться с долгами, заключить в конце прошлого года мировое соглашение с кредиторами и наладить производство: вместо "С-300" различных мопедов. Стало ясно, что завод будет существовать, но такая перемена ассортимента могла лишить его марки и былой известности, как произошло, например, с бесславно исчезнувшим "Русским дизелем".
В феврале стало известно, что завод вновь получил лицензию на производство военной и авиационной техники, но эта информация не афишировалась. И только недавно генеральный директор ЛСЗ Сергей Фивейский сообщил подробности. В настоящее время заключены контракты сроком на два года на изготовление узлов и агрегатов "С-300". Их стоимость пока не называется. Но было сообщено, что она составляет не один миллион долларов. Объемы заказов по сравнению с прошлыми годами пока небольшие, но есть перспективы увеличения их числа. В настоящее время на заводе создаются условия для организации компактного производства: происходит концентрация оборудования, восстанавливаются технологии, идет набор специалистов. По мнению Сергея Фивейского, в дальнейшем возможен выпуск "С-300" целиком. Правда, нужно отметить, что теперь этот комплекс поставляется только на экспорт. В России же собираются использовать более современную систему "С-400" и ЛСЗ намерен принять самое активное участие в ее производстве.
03.07.2003 Санкт-Петербургские ведомости