В космос - на парафиновой ракете !
18 октября яркая вспышка озарила безжизненный ландшафт пустыни Black Rock в Неваде . Трехметровая ракета на необычном , но потенциально безопасном и эффективном топливе - парафине - достигла высоты 5 километров .
"Я сам поначалу не рассматривал парафин как энергетическое ракетное топливо "- сказал Брайан Кентвелл , глава факультета аэронавтики и астронавтики Стэнфордского университета . Парафин ранее считался неэффективным , недостаточно прочным и неприспособленным для использования . Но группа Кентвелла обнаружила , что он вполне прочен , в 2 раза прочнее обычных твердых топлив . Парафин - общее имя семейства простых углеводородов с длиной углеродной цепочки в 20-40 атомов . Это весьма обыденный и распространенный материал , из него делают свечи , используют в скульптуре , но самое главное - его дешевизна . "Если идея будет доведена до ума , человечество получит дешевый и безопасный доступ в космос , возможности научного и коммерческого использования космоса чрезвычайно возрастут "- пояснил Кентвелл .
Современные твердые топлива представляют резиноподобный материал , включающий в себя и горючее , и окислитель и разные добавки вроде алюминия и перхлората аммония . такое сочетание взрывоопасно , топливо горит очень быстро , дает большую тягу , но такой ракетный двигатель трудно регулировать и невозможно отключить в произвольный момент . В жидкостных ракетных двигателях можно управлять тягой , но они дороже и технически гораздо сложнее , что часто приводит к авариям . В отличие от обычных топлив , парафиновые будут использоваться в гибридных двигателях : c твердЫм топливом и жидким окислителем , как правило жидким кислородом или окисью азота.
Гибридные двигатели - безопасная и дешевая альтернатива традиционным схемам. Хотя разработки в этом направлении ведутся более 50 лет , до сих пор не создано технологии , пригодной к коммерческому использованию : не достигнут уровень тяги , сравнимый с обычными двигателями . Это обусловлено низкой скоростью горения топлива , очень медленно идет процесс испарения и смешения с окислителем . В 1995 году ВВС США начали исследования нового типа гибридного топлива - углеводорода пентана , замороженного с помощью жидкого азота. СКорость горения пентана в 3-5 раз больше ,чем у обычных топлив . Инженеры объясняют это тем , что на испарение пентана уходит меньше энергии . Однако Кентвеллу и его сотруднику Карабей-оглы это объяснение показалось неубедительным в свете так называемого "блокирующего эффекта" : увеличивающееся испарение препятствует передаче тепла от пламени к поверхности и тем самым уменьшает скорость горения . Карабей-оглы предложил другой механизм : окислитель течет по поверхности пентана , последний плавится и образует жидкий слой . Этот слой неустойчив , в нем появляются волны , которые растут и разбивают слой в мелкие брызги . Взвесь капелек попадает в область богатую окислителем , испаряется , смешивается и сгорает . Карабей-оглы начал поиск материала с такими же свойствами , как и замороженный пентан , но твердого при комнатной температуре . Идеальным кандидатом оказался парафин .
В ноябре 1998 года исследовательская группа провела лабораторные испытания парафинового двигателя и обнаружила , что у него скорость горения в 3-5 раз выше , чем в обычных твердотопливных . Сейчас проведено уже более 250 испытаний при содействии ученых исследовательского центра Эймса (НАСА) . Испытан двигатель тягой более тонны , чего вполне достаточно для третьей ступени . "Нужно провести испытания двигателей большего размера , и тогда парафиновые двигатели тягой 50 тонн и выше можно будет использовать на нижних ступенях " сказал Кентвелл .
Проект Кентвелла по коммерческому использованию парафиновых топлив может стать реальностью уже через 3 года . Стенфорд засекретил патент на парафиновое топливо , а Кентвелл и Карабей-оглы основали компанию "Space Propulsion Group Inc" . Главой компании стал профессор Дэвид Альтман . Кетвелл возлагает большие надежды на свои изобретения "Твердотопливные ускорители - самая опасная часть программы Space Shuttle . Я думаю парафиновый гибридный двигатель станет им хорошей заменой ."
по материалам Stanford Report от 5 ноября 2003 года , перевод и адаптация by Mathieus