anovikov, 25.01.2004 22:24:42 :Так чего, есть тут спецы по баллистике, которые чего-то сложнее Гомановских переходов считать умеют? Или только 3.14деть имеют, как на всех форумах?
anovikov, 25.01.2004 16:28:14:http://www.cds.caltech.edu/~marsden/bib_src/.../KoLoMaRo2001b.pdf
Получается экономия ХС в ~20% за счет использования притяжения Солнца. Т.е. весь перелет от парковочной орбиты до низкой окололунной укладывается в ~3500 м/с ХС. Это же огромная экономия, по массе процентов 30! Почему не используется?
avmich, 31.01.2004 13:29:57:Тормозной импульс в предлагаемой схеме в идеале вообще отсутствует. Другое дело, что орбита захвата нестабильна, за несколько витков может развалиться... Это вам не низкая круговая кеплеровская окололунная орбита, километров 200-400 высотой...
anovikov, 31.01.2004 14:20:37 :2. То же самое при полете через точку либрации L1 системы Земля-Луна (как летали Аполлоны): стартовый импульс - 3.05 км/с, скорость в точке L1 - 0.22 км/с, орбитальная скорость точки L1 - 0.84 км/с, импульс - 0.62 км/с, сумма - 3.67 км/с.
1. Ого, почему 0.62, нельзя ли объяснить, откуда взялась эта цифра?
2. А почему тогда тормозной импульс у Аполлнов был не менее 870 м/с и еще 50 на скругление орбиты?
Присутствует, некуда ему деться. Когда мы сваливаемся почти "из бесконечности", то имеем почти параболическую скорость, а для захвата должны иметь почти круговую. Да и в упомянутой статье о нем явно говорится. Иное дело, что в рамках задачи трех и четырех тел оптимальный тормозной импульс может осуществляться несколько в другом месте, и иметь чуть-чуть отличную от случая простой оценки величину.
avmich, 31.01.2004 23:25:12:1. Верно, что тормозной импульс, в случае этой задачи, выдаётся в другом месте. Неверно, что он "чуть-чуть" отличается размером. Отличие, по расчётам авторов статьи, 20%.
2. В статье рассматривается перелёт не из произвольных начальных условий, а с вылетом с околоземной орбиты высотой 200 км. Просчитанный вариант для захвата Луной требует коррекции 34 м/с. Этот импульс существенно меньше обычной разницы между параболической и круговой скоростями для Луны (на низкой орбите - примерно 800 м/с). За счёт почти полной экономии этого импульса и получается выигрыш 20%. В статье также отмечается, что импульс в 34 м/с может, теоретически, быть сведён к нулю.
3. Тормозному импульсу некуда деться, из энергетических соображений, в случае задачи двух тел. Тогда применимо рассуждение о разнице параболической и круговой скорости. В случае задачи трёх тел (Земля-Луна-корабль) это уже не так - можно подобрать начальные условия так, что корабль будет приближаться к Луне извне её зоны влияния, и окажется захваченным Луной (определение захвата приведено в статье). При этом тормозной импульс отсутствует.
Разница влияния гравитационного поля Луны в этих двух ситуациях никак не может быть объяснена.
Из того, что радиус сферы влияния Луны 66 тысяч километров, а при полете по схеме 3, пусть и в рамках задачи трех тел
происходит падение на Землю по траектории длиной в несколько сот тысяч километров практически без влияния Луны и с набором скорости ~ 420 м/с и соответствующим приращением кинетической энергии
на мой взгляд, свести тормозной импульс к 34 м/с, тем более к нулю (см. также п. 2), может только Луна с антигравитацией. Или ошибка в расчетах.
avmich, 01.02.2004 12:35:28 :1. Это что за схема 3?
2. Откуда известно, что имеет место это приращение скорости?
Streamflow, 01.02.2004 13:16:40:Все остальное - не более, чем эмоциональное описание результатов расчетов, которые, на мой взгляд, не согласуются со всем комплексом ранее полученных представлений о динамике космического полета. Я имею в виду в первую очередь то, что банальный расчет в задаче двух тел всегда давал достаточно точные значения характеристических скоростей, если траектория постоянно не проходит где-то вблизи границы сферы действия "гравитирующего" тела. При этом я не подвергаю сомнению принципиальную возможность несколько изменить характеристическую скорость полета при движении по траекториям такого типа, но изменение ее на порядок, а тем более, совершенное отсутствие тормозного импульса представляется мне следствием, скорее всего, ошибки расчетов
Бывший генералиссимус, 01.02.2004 13:38:51 :Это, дяденька, самомнение, а самомнение - большой грех.
Тьфу, что это со мной? Глюк...
Либо же вам придется признать, что на некоторых спутниках Юпитера, которые, несомненно, являются захваченными астероидами, есть КДУ.