2 George
МОРСКИЕ АМБИЦИИ СЕУЛА
ЮЖНАЯ КОРЕЯ СТРОИТ ФЛОТ ОТКРЫТОГО МОРЯ
Как в прошлом, так и в настоящее время лишь немногие страны имеют статус великих морских держав в оценках мирового сообщества. Пожалуй, лишь Соединенные Штаты, Россия и Великобритания (бывшая "владычица морей") могут причислить себя к таковым. Между тем для многих государств защита своих политических и экономических интересов немыслима без сильного и современного флота. К осознанию этого пришли сегодня руководители многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Очевидно, что потребность в сильном флоте возникла не на пустом месте. К этому вынуждает необходимость защищать прежде всего свои экономические интересы. Подстегивает государства АТР к этому и стремление Соединенных Штатов к абсолютной военно-политической и экономической гегемонии в регионе. Американская концепция передового базирования, а также новая доктрина ВМС США, в которой акценты проецирования силы (читай - войны) переносятся с океанских ТВД в прибрежную зону, вызывают законную настороженность не только у здравомыслящих российских политиков и военных, но и у многих руководителей стран АТР. Процесс этот тем более заметен на фоне того, что еще каких-нибудь 10-15 лет назад многие из этих государств не имели ни современных флотов, ни соответствующих программ их модернизации.
Наряду с Китаем, который разработал, если использовать советскую фразеологию, революционную по своему размаху программу постройки кораблей для Военно-морского флота, рассчитанную на период до 2050 г. (она заслуживает особого разговора), многие страны АТР, стремящиеся играть активную роль на международной арене, в последние годы уделяют значительное внимание созданию военно-морских сил, способных действовать как в прибрежной, так и в дальней морской и океанской зонах (так называемая программа строительства флотов открытого моря).
Сегодня к масштабному оснащению своих ВМС надводными кораблями и подводными лодками, отвечающим критериям флота открытого моря, приступили Республика Корея, Япония, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд. Одним из лидеров АТР по количеству и качеству строительства военных кораблей для флота открытого моря является Республика Корея (РК), сумевшая преодолеть экономический кризис, охвативший страну в начале-середине 1990-х гг.
РАКЕТНЫЕ ЭСМИНЦЫ
В последние годы руководством РК возобновлены многие программы модернизации военно-морской составляющей Вооруженных Сил. К наиболее значимым проектам программы создания флота открытого моря следует отнести строительство семейства новых крупных ракетных эскадренных миноносцев (РЭМ) класса KDX трех типов. Этот проект свидетельствует о явном намерении военно-политического руководства РК иметь в перспективе надводный флот открытого моря. Первая серия РЭМ класса KDX-I из трех единиц была построена на южнокорейских верфях с 1998-го по 2000 г. В настоящее время три корабля нового типа введены в боевой состав флота. Новым РЭМ этой серии присвоены названия: "Квангэто-Дэван" (DD-971), "Ульчимундок" (DD-972), "Ян-Манчун" (DD-973).
В частности, головной корабль этой серии "Квангэто-Дэван" строился на верфи фирмы "Дэу". Он имеет полное водоизмещение около 3855 т, осадку - 4,3 м. Габариты: длина - 135 м, ширина - 14,2 м. Комбинированная дизель-газотурбинная установка мощностью 59000 л.с. позволяет кораблю развивать скорость 33 узла. На вооружении имеются зенитно-ракетный комплекс "Си Спарроу", восемь противокорабельных ракет "Гарпун", одна 127-мм универсальная артустановка и два 30-мм автоматических орудия "Голкипер". Помимо этого РЭМ с помощью двух вертолетов "Супер Линкс" и двух трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов способен обнаруживать корабли противника и бороться с ними. Хотя специалисты оценивают новые эсминцы как вполне современные, обладающие высокими боевыми возможностями, руководство Военно-морского флота ВС РК еще при закладке головного РЭМ серии KDX-I приняло решение проектировать на этой базе более современную серию эсминцев класса KDX-II. Модернизация прежде всего коснется усиления возможностей средств противовоздушной обороны. На РЭМ типа KDX-II будут установлены хорошо зарекомендовавшие себя американские корабельные ЗРС "Стандарт" SM-2ER (блок-III) корпорации "Рейтеон", а также установки вертикального пуска корпорации "Локхид-Мартин" (VLS Mk-4).
К основным достоинствам новых установок вертикального пуска относятся существенное увеличение темпа стрельбы, снижение массо-габаритных характеристик, сокращение обслуживающего персонала и эксплуатационных расходов, возможность использования одной и той же ПУ для стрельбы различными типами оружия. Эти преимущества достигаются за счет того, что пуск ракет осуществляется из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), использование которых не требует сложных, тяжелых и дорогостоящих устройств для хранения, подачи, заряжания, наведения и стабилизации.
В качестве основного способа пуска выбран так называемый холодный (по западной терминологии), когда ракета выстреливается из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления, приводимого в действие газогенератором, а запуск ее маршевого двигателя производится на высоте несколько десятков метров над палубой.
Первая серия РЭМ KDX-II из трех единиц поступит на вооружение ВМС к 2005 г. Планируется, что к 2010 г. флоту будут поставлены еще шесть эсминцев типа KDX-II. Но на этом, судя по всему, планы руководства РК по строительству флота открытого моря не заканчиваются. Предполагается, что в 2007 г. в состав ВМС войдет головной РЭМ типа KDX-III, на котором планируется установить печально известную (на боевом счету сбитый американскими военными гражданский самолет авиакомпании Ирана) корабельную систему ПВО/ПРО "Иджис" (Aegis) и более совершенную ЗРС "Стандарт" SM-2ER (блок-IV). Командование южнокорейских ВМС уже объявило о предстоящей закупке в США системы "Иджис". Стоимость сделки оценивается примерно в 1,2 триллиона вон (около 1 млрд. долл. США). Как утверждается, "Иджис" имеет возможность одновременно засекать, контролировать и поражать свыше 100 воздушных целей. Принципиальное отличие боевой информационно-управляющей системы (БИУС) "Иджис" от старых состоит в том, что она объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами.
Почти все функции боевого применения оружия выполняются с помощью компьютеров центрального вычислительного комплекса, причем в соответствии с изменением тактической обстановки система может перераспределять существующие мощности в зависимости от приоритетности задач. Так, при отражении массированного воздушного нападения БИУС "Иджис" может временно прекратить поиск новых целей, а все ресурсы РЛС направить на сопровождение уже обнаруженных.
Система "Иджис" объединяет 24 подсистемы и компонента вооружения. Важнейший из них - вычислительный центр, насчитывающий более 20 мощных компьютеров и до 22 пультов с дисплеями отображения тактической обстановки. Еще одной подсистемой является многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) AN/SPY-1 с фазированными антеннами. При благоприятных условиях РЛС может обнаруживать воздушные цели на дальности до 450 км. По расчетам руководства ВС РК, к 2010-2012 гг. в составе надводных сил флота будет 12 ракетных эскадренных миноносцев типа KDX нескольких модификаций. Кроме того, в его состав войдут строящиеся на верфях южнокорейских фирм ракетные фрегаты, корветы и малые быстроходные ракетные катера новых проектов. Таким образом, флот РК будет способен проводить операции как в прибрежной, так и в дальней морской и океанской зонах.
По оценкам специалистов, установка на РЭМ современных систем ПВО позволит руководству страны не только поддерживать планируемую для Дальневосточного театра военных действий (ТВД) американо-японскую систему противоракетной обороны, но и участвовать в случае необходимости в операциях на ТВД со своими союзниками США и Японией.
ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ И АМФИБИИ
Руководство ВМС, помимо ввода в состав флота надводных кораблей различного класса, планирует и масштабное строительство дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) водоизмещением от 750 до 2000 тонн, рассчитывая при этом не только на собственные силы, но и размещая заказы на постройку новых субмарин во Франции, ФРГ, Италии и даже России.
К сожалению, отечественные организации, работающие в этой сфере, предпочитают не афишировать свои планы, в первую очередь, чтобы не раздражать конкурентов в достаточно деликатной сфере, каковой является мировой оружейный рынок. Поэтому, упоминая Россию, следует прежде всего отметить публикации, появившиеся в 2002-2003 гг. в зарубежных средствах массовой информации, о намерениях РК заказать у нас 2-3 ДЭПЛ типа Амур-Лада, а также закупить лицензию для налаживания строительства таких лодок на собственных верфях.
Активно реализуется и программа обновления амфибийно-десантных сил ВМС РК. Идет строительство новых амфибийных, десантных и танко-десантных кораблей, в том числе и большого водоизмещения (программа LPX). Например, по программе LPX проектируется большой десантный корабль водоизмещением 13000 тонн, способный одновременно принимать на борт 10 вертолетов, батальон морской пехоты (около 600 человек), 2 десантных катера на воздушной подушке, а в специальный док - самоходные десантные катера. Проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в целях создания высокоманевренных и скоростных десантных кораблей и судов на воздушной подушке. В перспективе планируется, что состав ВМС Республики Корея также может пополнить десантный вертолетоносец.
КАК НИТКА ЗА ИГОЛКОЙ
Следует отметить, что процесс создания современного военно-морского флота Республики Корея сопровождается активным развитием военно-технического сотрудничества со странами, имеющими в этой области богатые традиции. Не менее активно развиваются и собственные отрасли промышленности, причем не только кораблестроительная, но и смежные - электроника, вооружение и ряд других. Словом, как нитка за иголкой: развитие военно-морского флота тянет за собой развитие высоких технологий самой конкурентноспособной продукции на сегодняшнем рынке.
По оценкам аналитиков, складывающаяся ситуация положительно влияет на общее состояние экономики Республики Корея и стран АТР в целом, позволяя им и овладевать передовыми технологиями, получать технику двойного назначения, но и существенно расширить свои экспортные возможности на рынке вооружений. Вместе с тем организация производства новых видов военной техники и вооружений, освоение импортного оборудования и технологий, процесс подготовки специалистов представляют собой не только весьма затратное дело, но и достаточно долговременный процесс. Поэтому и Республике Корея, и государствам АТР еще предстоит выстроить сложный комплекс динамично развивающихся и взаимно переплетающихся мировоззренческих, организационных, производственных и других связанных с ними проблем в области строительства современных военно-морских флотов.
http://www.vpk-news.ru/...
Александр ГОРШКОВ, Юрий ДАМИНОВ
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"