[QUOTE]Если некоторые «авторитеты» пишут интересные и популярные книжки, это не значит, что они авторитеты. Вы случаем не Перисельгин?
Во-первых, не надо грубить. Во-вторых, Переслегин пишет примерно то же, что вы сейчас пытаетесь доказать, то есть " во всём виноват дурак Мольтке" В третьих, авторитеты на которые я опираюсь, написали свои книги 80 лет назад. Я имею в виду Галактионова. В четвёртых, я не понял какое это всё отношение имеет к факту охвата немецкого западного крыла. Вы согласны, что был охват или нет?
Для того, что бы получить объективную картину нужно знать число солдат в батальонах, а так же число людей в подразделениях подчинённым полкам, бригадам, дивизиям, корпусам (всякие там пулемётные команды, инженерные роты, арт.батареи, разведывательные эскадроны).
Неплохо бы знать, только как я понял точных данных по численности нет не у меня, не у вас. Тен не менее, струкутура и численность батальона в то время у обоих сторон примерно одинакова ( четыре роты, 1000 человек). Пехотные части составляют в то время львиную долю численности пехотной дивизии (13400 из 15600 у французов, 13200 из 16650 у немцев). Так что количество батальонов даёт в целом верную картину соотношения сил. В любом случае 268 батальонов это явно побольше и намного, чем 134
Для Вас это наверное новость, но Шлиффен считал вероятной в момент кризиса переброску части сил 4-ой и 5-ой армий на правый фланг (есно, по железной дороге).
И что, почему же этой переброски в критический момент не было. Уж не потому ли что железные дороги по которым она должна была идти не действовали?
"Разрушения в центре были гораздо более основательными. 14 железнодорожных мостов через Маас были разрушены; мы уже знаем, какие трудности возникли у немцев при форсировании этой реки. К Марнской битве движение существовало лишь до Анора, Фю-мея и Седана...
2-я армия в Марнской битве была отделена от конечной железнодорожной станции на 150 км{419}. Переброски с левого германского фланга на правый могли производиться лишь кружным путем, через Бельгию"
И далее очень интересное мнение о том что послужило причиной изменений внесённых Мольтке в план Шлиффена
" Эта роль железных дорог, по сообщению немецких источников{422}, явилась одним из решающих моментов переработки Мольтке шлиффеновского плана. По словам тогдашнего начальника полевых железных дорог, “шлиффеновский план имел успех или терпел неудачу в зависимости от владения всего лишь одной линией”. [476]
Мольтке чрезвычайно опасался за свои тыловые сообщения, которые французы могли перерезать раньше, чем будет достигнут успех охватывающего крыла. Мольтке тщательно изучал железнодорожную сеть Франции, расстояние Аахен—Париж и “время, которого требовало движение с востока на запад”. Очевидно, он пришел к малообнадеживающим выводам, если решился на усиление своего центра и левого крыла.
Уже в эту эпоху считалось доказанным, что армии могут наступать не дальше как на 100 км от конечных пунктов железнодорожных путей. Быстрое восстановление железнодорожных путей являлось поэтому непременным условием для движения армии вперед.
В рассматриваемом периоде относительная роль железнодорожного транспорта сказалась в том, что для германской стороны даже самые незначительные разрушения все же послужили известной задержкой в переброске войск вдоль фронта, в то время как союзники пользовались вполне исправной железнодорожной сетью. Эта задержка являлась одной из причин потери темпа в германском наступлении"
[QUOTE]Отчаянья? Отчаянья от чего? Повторный приказ 6 и 7 армиям о наступлении и прорыве мозельских крепостей был отдан ночью с 4ого на 5ое сентября, т.е. до французского контрнаступления
Ещё до французского контрнаступления стало ясно, что во-первых в приграничном сражении не удалось достигнуть решительного успеха, во-вторых, соотношение сил на заходящем крыле немцев поменялось явно не в пользу последних, в третьих французы могут свободно перебрасывать свои силы из Лотарингии против этого крыла, в-четвёртых, немцы столь же быстро перебромить сои силы из Лотарингии на правое крыло не могут. Причины смотри выше: французы в силу дугообразного очертания фронта пользуются внутренними коммуникациями, немцы перебрасывают свои войска кружным путём, плюс разрушения железных дорог:
"Железные дороги были в чрезвычайно плохом состоянии: переброска совершалась кружным путем — через Брюссель и Люксембург. Железнодорожный мост у Мобежа был разрушен, и дальше войска должны были следовать походным порядком. "
Это о переброске немецких войск между флангами уже после Марны. Заметьте, что до неё Мобеж ещё не был взят. Так что пришлось бы выгружаться из эшелонов независимо от того был ли мост взорван или нет. В этих условиях всё, что немецкое коммандование может предпринять, это дать находящимся в Лотарингии войскам на наступление в надежде, что им удастся сковать крупные силы французов. Всё равно использовать их в сражении по-другому невозможно.
Когда говорят о причине неудачи плана Шлиффена, обычно ссылаются на ошибки сделанные немецким коммандованием и прежде всего Мольтке. При этом, как-то упускают из виду, что французы тоже делали ошибки причём ничуть не менее критическии, чем их противники (явно ошибочное развёртывание, мночочисленные огрехи во время пограничного сражения, перед Марной и во время Марны). Тем не менее, победу то одержали в конечном итоге именно они. Значит, помимо ошибок были и объективные причины этой победы.