CubeSat — стандарт микроспутников

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 8
+
-
edit
 

avmich

координатор

В лучших традициях старинного Космического форума :) - такой вопрос.

Этой осенью РН Днепр собирается вывести на орбиту 14 спутников, сделанных студентами разных университетов. Это уже второй запуск "кубосатов", придуманных Робертом Твиггсом из Стэнфорда. Смысл в том, что в объёме 1х1х1 дм массой 1 кг можно сделать спутник, который будет запущен за относительно небольшие деньги. Вначале, помнится, просили 10, теперь - 40 тысяч долларов :) . Ну да неважно...

Теперь, внимание, вопрос :) . Как вы думаете, можно ли сделать такой спутник-кубик, чтобы он мог долететь до Луны на своих движках?

Насколько помнится, один из кубосатов в первом запуске был строенным - 3 кг в объёме 3х1х1 дм. На это, будем считать, можно рассчитывать.

Вчера пытались прикинуть такой спутник на ЭРД. Данные взяты отсюда. Вроде бы есть такие микроЭРД, которые подошли бы...
 

pokos

аксакал

avmich>ВКак вы думаете, можно ли сделать такой спутник-кубик, чтобы он мог долететь до Луны на своих движках?
Думаецца, задача вполне решаемая. Ограничения предвидятся по массе источника энергии + соотношение силы торможени и тяги на LEO. Грубо говоря, 1кг рабочего тела вместе с баком, 1кГ - соляровые батареи, 1кг всё остальное - движок, копрпус с термоэкраном, мозги. Вот мозги должны быть надёжными - время полёта будет, по понятным причинам, не неделя.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Минимальный ЭРД весит 400 г и занимает вроде бы поллитра объёма. Но ему 200 Вт энергии надо, и 900 г ксенона - это если по гомановским траекториям до Луны пилить. А ещё бак...

Бак, солнечные батареи - это и объём, и масса...
 

pokos

аксакал

avmich>Минимальный ЭРД весит 400 г и занимает вроде бы поллитра объёма.
Тяга маловата у него, будут большие потери на начальном участке траектории из-за торможения в остаточной атмосфере. Надо бы поднять УИ раза в полтора. Такие двигуны есть, но больших габаритов.
avmich>Но ему 200 Вт энергии надо...
Для 1кг батарей это, вроде бы, не проблема. Ксенон можно попробовать жидкий при старте использовать. В полёте ему можно и испариться, типа надувного бака. Вощщем, варианты тоже есть.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Есть, да. А какие?

Если ксенон в полёте хранить в надувном баллоне - то есть, испарить и надуть баллон - то аппарат этим объёмом тормозиться об атмосферу здорово будет. То есть, тот ЭРД имеет тягу 10 мН - это для 3 кг аппарата 3 мм/с за секунду. Если за виток мы ускоряемся, скажем, 600-700 секунд - чтобы не сильно от гомановских траекторий отходить - то за виток приращение скорости - 2 м/с . Чтобы набрать 3000 м/с, надо вроде бы 1500 витков :) . Ну, по крайней мере, много :) . За это время он успеет в атмосфере тормознуть...

Та же проблема с батареями. Ими тоже тормозить будет.

Кстати, есть у кого-нибудь ссылки на то, сколько весит квадратный метр батарей? Чтобы подать 200 Вт на двигатель, нужно, с учётом КПД, 1 кв. м батарей. Как это разместить в 3х1х1 дм?
 
+
-
edit
 
EE Татарин #11.09.2004 12:36
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
А на какую орбиту кубик выводится изначально?
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
EE Татарин #11.09.2004 12:40
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
avmich>Есть, да. А какие?
avmich>Если ксенон в полёте хранить в надувном баллоне - то есть, испарить и надуть баллон - то аппарат этим объёмом тормозиться об атмосферу здорово будет.
А вот и не факт.

Пусть у нашего ксенона будет хорошая термоизоляция, это много массы не сожрёт. А тот излишек, что сам по себе испаряется, мы и будем выпускать в надувной бак и использовать в дыигателе. Дальнейшие рассуждения зависят от того, насколько качественной мы полагаем термоизоляцию и какое максимальное давление допустимо в надувном баке...

В идеале, конечно, скорость испарения должна быть равна скорости потребления двигателем. :)
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
RU CaRRibeaN #11.09.2004 12:50
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Ребят, вы бы заглянули в справочник по физике. Ксенон имеет критическую температуру, если я правильно помню выше комнатной при давлении атмосфер 150. Т.е. во всех системах его хранят жидким при повышенном давлении.

avmich>Кстати, есть у кого-нибудь ссылки на то, сколько весит квадратный метр батарей?

Ссылок тебе не дам, но самые обычные кремниевые батареи сейчас вырабатывают 150-200 вт/кг. Самые навороченные пленочные 500 вт/кг.
Shadows of Invasion.  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
pokos
avmich>Минимальный ЭРД весит 400 г и занимает вроде бы поллитра объёма.
Тяга маловата у него, будут большие потери на начальном участке траектории из-за торможения в остаточной атмосфере. Надо бы поднять УИ раза в полтора. Такие двигуны есть, но больших габаритов.
 


Практически наверняка можно вписать ЭРД с нужными параметрами в такие массогабариты, если заранее затачивать движок под конкретную задачу. Движок летит в один конец - значит, можно в принципе сэкономить на массе за счёт ресурса (обычно ЭРД рассчитаны на довольно большие сроки работы), можно позволить себе "быстрее садящиеся" характеристики.

 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Насколько я помню, у Б. Раушенбаха был принцип, похожий на эту фразу Уайльда.

Факир, идея в том, чтобы сделать как можно дешевле. Так-то можно и суперисточник энергии присобачить, и супердвижок заточить... но философия кубосатов - спутник задёшево. Вопрос в том, можно ли задёшево улететь к Луне. Пока что я не знаю способа выйти на орбиту дешевле, чем кубосатом. Дешевле, имеется в виду, по полной стоимости всего проекта.

Поэтому и приходится опираться на готовые изделия. Вот интересно, сколько СПД-35 стоит...
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Каррибеан, сколько будет весить бак для 900 г жидкого ксенона на 150 атм? А то, может, криогеника лучше окажется...
 

pokos

аксакал

Татарин>Пусть у нашего ксенона будет хорошая термоизоляция, это много массы не сожрёт. А тот излишек, что сам по себе испаряется, мы и будем выпускать в надувной бак и использовать в дыигателе.
О том и речь.
avmich>Есть, да. А какие?
В той же ссылке - старшие двигатели и двигатели серии Д, только они гораздо мощнее/тяжелее. Читал где-то недавно, американы сделали на водороде с достаточно большим УИ. Но он тоже гораздо мощнее/тяжелее. Поскольку в таких двигателях водород не принципиален, то можно оставить и ксенон. Тяжесть масштабирования вниз по мощности связана со снижением КПД СВЧ приборов при уменьшении габаритной мощности и похожих эффектов. Но, думаецца, это дело вполне побеждаемо, не 2 раза, так в 1,5 УИ можно увеличить, как следует оптимизировав конструкцию.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Какой из существующих двигателей можно поставить на такой аппарат?
 

pokos

аксакал

avmich>Какой из существующих двигателей можно поставить на такой аппарат?[»]
Ну, у меня о них сведения довольно отрывочные, поэтому аргументированно подсказать не могу.

 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Тогда, к сожалению, пока ничего конкретного. То, что удастся оптимизировать, конечно, оптимизируется, но разрабатывать движки с нуля для этого проекта - движки такого класса - мне пока кажется неподъёмным. Надо искать, что есть и что больше всего подходит.
 
Это сообщение редактировалось 13.09.2004 в 12:01

pokos

аксакал

Кстати, было бы очень хорошо заменить дорогущий инертный газ каким-нибудь ещё, например метаном или хлороводородом.
По вопросу эффективности плазменных двигунов можно почитать вот такую статью.

 

OlM

втянувшийся

Анализируя тягу, УИ, потребляемую мощность и ресур, то для выбора ДУ "лунника" желательно доработать эту таблицу след. характеристиками:
площать-масса солнечных батарей и минимум масса-объем рабочего тела для достижения лунной орбиты. Тогда все станет на свои места :).
Приблизительно из расчета кремнивые 200 вт/кг имеем:
СПД-35 - 10 - 1200 - 0,196 - 2500 - 0,4 - И -0,98кг
СПД-50 - 20 - 1250 - 0,350 - 2250 - 0,8 - Л -1,75кг
СПД-60 - 30 - ? - 0,517 - 2500 - 1,2 - Л -2,56кг
СПД-70 - 40 - ? - 0,593 - 3100 - 1,5 - Л -2,96кг
Выбор ограничивается до СПД-35 и СПД-50.

 
Это сообщение редактировалось 13.09.2004 в 13:10
RU igor_suslov #13.09.2004 12:24
+
-
edit
 

igor_suslov

втянувшийся

avmich>Минимальный ЭРД весит 400 г и занимает вроде бы поллитра объёма. Но ему 200 Вт энергии надо, и 900 г ксенона - это если по гомановским траекториям до Луны пилить.

По гомановской до Луны с малой тягой не получится... Тут есть нюансы. Потребная ХС повышается, при использовании малой тяги. Думаю, ты об этом знаешь: SYNERJETICS GROUP Аппараты с электрореактивными двигателями малой тяги (ЭРД) рассматриваются в качестве перспективных кандидатов для межорбитальных перелетов, в том числе и в гравитационной сфере Земли. Предполагается, что вследствие значительно большего у
[a href="http://www.promtehsnab-chel.ru/index/?node_id=98"]Моя страничка ЗДЕСЬ[/a]  
+
-
edit
 

avmich

координатор

На околоземной орбите с квадратного метра площади, расположенного перпендикулярно направлению на Солнце, можно снимать, грубо говоря (при КПД 100%) 1 кВт.

Насколько я знаю, у довольно дешёвых солнечных батарей КПД 20%. Плюс-минус...

Теперь ХС. Если лететь к Луне по гомановской траектории, то примерная ХС - 3000 м/с. Пусть с запасом 3500. При заявленном УИ 12000 м/с отношение скоростей - примерно 3,4 . e^(1/3,4) = 1,34 . При общей начальной массе аппарата 3 кг в конце работы движков он должен весить 3 / 1,34 = 2,23 кг. То есть топлива понадобится 3000 г - 2230 г = 770 г.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Если лететь по раскручивающейся спирали, то можно долететь быстрее, но топлива требуется больше. Поэтому и считал расход для гомановской траектории (её на самом деле мне на пальцах считать проще :) ).
 

pokos

аксакал

igor_suslov>...Тут есть нюансы. Потребная ХС повышается, при использовании малой тяги.
Вся эта статья написана в двух важных предпосылках:
1. Рассматриваются только круговые орбиты.
2. Вектор тяги постоянен и направлен вдоль траектории.
Нас никто не заставляет следовать этим очевидным догмам, поэтому наши орбиты будут гораздо эффективнее.
В идеале, нам нужно сообщить аппарату энергию, равную потенциальной на орбите Луны. При этом орбита будет сильно эллиптической, ну и хрен с ним.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Лучше не бывает, покос. Либо время экономить, либо топливо. По-другому никак :) .
 

pokos

аксакал

avmich>Лучше не бывает, покос.
Лучше чего?
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
pokos
Кстати, было бы очень хорошо заменить дорогущий инертный газ каким-нибудь ещё, например метаном или хлороводородом.
 


Ни в коем случае. Резко упадёт эффективность движка. Даже замена ксенона на криптон роняет характеристики где-то на 10-15%.
 
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru