Летал ли «Зонд-4» вокруг Луны?

 
RU аФон+ #06.07.2005 23:14
+
-
edit
 

аФон+

опытный

Летал ли «Зонд-4» вокруг Луны?




Лишь 2 марта 1968 года с пятой попытки корабль, получивший название «Зонд-4», был успешно направлен к Луне. Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полетом, в специальном изолированном бункере, и в течение 6 суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя, тем самым, полет экипажа к Луне и обратно. Перехватив шедшие с борта «Зонда-4» переговоры, специалисты НАСА, в первый момент, решили, что советские космонавты летят к Луне. Но вскоре все разъяснилось.
Успешно облетев Луну, «Зонд-4» вернулся к Земле. Но из-за нештатной траектории снижения посадка СА должна была произойти в нерасчетном районе, где не было советских кораблей, предназначенных для поиска и эвакуации спускаемого аппарата корабля. Поэтому по команде из Центра управления полетом СА был подорван и его обломки упали в Гвинейский залив у берегов Африки.
 


http://epizodsspace.narod.ru/bibl/stati/pol-kot.html
2 марта 1968 года был запущен следующий корабль, получивший название «Зонд-4» Из-за отказа системы ориентации его не удалось направить к Луне, он вышел на высокоэллиптическую орбиту вокруг Земли.
 



Какая ссылка врет?

 
+
-
edit
 

7-40

астрофизик

аФон+>
Летал ли «Зонд-4» вокруг Луны?

аФон+> Полеты, которых не было
аФон+>
Лишь 2 марта 1968 года с пятой попытки корабль, получивший название «Зонд-4», был успешно направлен к Луне. Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полетом, в специальном изолированном бункере, и в течение 6 суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя, тем самым, полет экипажа к Луне и обратно. Перехватив шедшие с борта «Зонда-4» переговоры, специалисты НАСА, в первый момент, решили, что советские космонавты летят к Луне. Но вскоре все разъяснилось.
аФон+> Успешно облетев Луну, «Зонд-4» вернулся к Земле. Но из-за нештатной траектории снижения посадка СА должна была произойти в нерасчетном районе, где не было советских кораблей, предназначенных для поиска и эвакуации спускаемого аппарата корабля. Поэтому по команде из Центра управления полетом СА был подорван и его обломки упали в Гвинейский залив у берегов Африки.
 

аФон+> http://epizodsspace.narod.ru/bibl/stati/pol-kot.html
аФон+>
2 марта 1968 года был запущен следующий корабль, получивший название «Зонд-4» Из-за отказа системы ориентации его не удалось направить к Луне, он вышел на высокоэллиптическую орбиту вокруг Земли.
 

аФон+>
Какая ссылка врет?
[»]


Обе. Но 2-я меньше. "Зонд-4" никто не направлял к Луне, он слетал по той орбите, по какой должен был.
 

Bell

аксакал
★★☆
Подозреваю, та "высокоэллиптическая орбита" имела апогей порядка 400 000 км, просто Луна была в то время в другом месте.
Иногда мне кажется, что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун "Криптокащенизм и клоунада шовинистического толка". (с) au Если круг оказался вдруг и не круг, не квадрат, а так...  
RU Yuri Krasilnikov #07.07.2005 00:52  @Bell#06.07.2005 23:50
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Bell> Подозреваю, та "высокоэллиптическая орбита" имела апогей порядка 400 000 км, просто Луна была в то время в другом месте. [»]

Чуть меньше - 330000.

Из Каманина:

1 марта
...
Вечером провели заседание Госкомиссии. Челомей, Мишин, Труфанов, Шабаров и другие главные конструкторы доложили, что подготовка ракеты и корабля закончена и что они уверены в успехе предстоящего пуска. Приняли решение: пуск ракеты УР-500К с кораблем Л-1 произвести 2 марта в 21 час 29 минут 23 секунды. Мы умеем осуществлять старты космических ракет-носителей с точностью до долей секунды, но сейчас такая высокая точность не требуется, — можно допустить и задержку пуска до трех минут (корабль должен облететь не Луну, а расчетную точку, удаленную от Земли на 330 000 километров). На ракете и корабле есть еще кое-какие недоделки, несущественные для данного старта, но которые должны быть обязательно устранены до последующих пусков, когда корабль пойдет в облет Луны. Госкомиссия обязала Мишина и Челомея готовить очередной пуск на 23 апреля с полным завершением всех доработок и испытаний систем корабля и ракеты.

3 марта
...
Через два часа после пуска стало совершенно ясно, что на этот раз ракета УР-500К сработала отлично и вывела корабль Л-1 на расчетную околоземную орбиту. В 22:41:19 был включен двигатель разгонного блока «Д» — он отработал 459 секунд, разогнав корабль до второй космической скорости. Корабль полетел по почти расчетной траектории: он должен обойти расчетную точку на удалении 330 000 километров и повернуть к Земле. Это будет первое возвращение космического корабля к Земле со второй космической скоростью.

4 марта.
До сегодняшнего утра полет корабля Л-1 (в открытой печати он получил наименование «Зонд-4» — Ред.) проходил без замечаний. В 7:35 должна была состояться первая коррекция траектории полета (на удалении 225 000 километров от Земли), но коррекция не прошла из-за отказа системы ориентации: Солнце было «захвачено», но звезду Сириус астродатчик «не нашел». Связь с кораблем хорошая — мы получаем полную телеинформацию о его состоянии и ходе полета. Возможно, нам еще удастся заставить работать систему ориентации. При реальной траектории полета первая и вторая коррекции не имеют решающего значения для успешного завершения полета, но если нам не удастся выполнить и третью коррекцию (на удалении 167 000 километров на пути к Земле), то корабль может не войти в атмосферу Земли, и его посадка на планету станет невозможной.

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/kamanin/kniga3/03-68.html
 



A Lannister always pays his debts.  

Bell

аксакал
★★☆
Имхо, будь на борту космонавты все прошло бы успешно. В ручную бы сориентировали корабль и спокойно сели.
Иногда мне кажется, что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун "Криптокащенизм и клоунада шовинистического толка". (с) au Если круг оказался вдруг и не круг, не квадрат, а так...  
RU Yuri Krasilnikov #07.07.2005 17:53  @Bell#07.07.2005 01:50
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Bell> Имхо, будь на борту космонавты все прошло бы успешно. В ручную бы сориентировали корабль и спокойно сели. [»]

Не знаю... С ориентацией и коррекциями в итоге справились.

Опять-таки из Каманина:

7 марта.
Расчеты по данным измерения параметров полета Л-1 после осуществления коррекции показывают, что корабль возвращается к Земле по почти расчетной траектории и войдет в земную атмосферу без дополнительной коррекции. Все системы корабля функционируют нормально. У всех нас растет уверенность в успешном завершении полета.
...

9 марта.
Траектория полета «Зонда-4» после коррекции измерялась несколько раз — она почти совпадает с расчетной, и при входе в атмосферу корабль, снизившись до 45,8 километров, «подпрыгнет» затем на высоту 145 километров, после чего пойдет на спуск. По расчетам баллистиков корабль должен совершить посадку 9 марта в 21 час 56 минут (на 13 минут позже расчетного времени).
...

11 марта.
...
Зал управления космическими полетами хорошо оборудован, есть схема полета, схемы корабля Л-1 и его систем. На большом экране демонстрируются ход полета и все справочные данные. Связь КП со стартом, с Евпаторией и со всеми пунктами наблюдения и управления полетом вполне удовлетворительная: данные измерений и прохождения команд от морских судов, находящихся в Атлантическом и Индийском океанах, мы получали через каждые 5—10 минут. Но очень большим недостатком КП является то, что на экране демонстрируются не фактические, а лишь расчетные параметры полета. Мы наблюдали первое и второе вхождение Л-1 в атмосферу Земли, нам показали даже раскрытие парашюта и плавный спуск корабля в расчетную точку на территории СССР. Однако фактически спуск проходил иначе: корабль вошел в атмосферу точно в расчетное время, но он так и не вышел из нее... Из-за отказа СУС (система управления спуском) корабль снижался не по расчетной, а по неуправляемой баллистической траектории, и в 150-200 километрах от Африканского побережья (над Гвинейским заливом) на высоте 10-15 километров он был подорван включением АПО. Мишин и Тюлин с разрешения Устинова и Смирнова взорвали ценнейший корабль из-за боязни, что он может попасть в руки американцев.
Все семь суток полет Л-1 проходил отлично: выполнив всю программу полета, космический корабль впервые в мире возвратился к Земле. Но из-за отказа СУС (агрегат ЦКБЭМ) он не смог долететь до территории СССР, и перестраховщики решили его взорвать — о новом большом успехе советской космонавтики мир ничего не будет знать. А жаль, что не довели этот полет до посадки; мы могли бы проверить посадочную систему Л-1 в реальных условиях, а возможно, сохранили бы и сам корабль. Полет закончился гибелью корабля, но он дал нам очень многое — опыт этого полета поможет лучше подготовить последующие облеты Луны.

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/kamanin/kniga3/03-68.html
 


Т.е. отказала автоматика управления спуском. Вопрос, была ли она на Зонде продублирована ручным управлением?

(На Аполлонах такое дублирование имелось, и был установлен монитор параметров входа для облегченя ручного управления.)

A Lannister always pays his debts.  

PSS

старожил
★★
Bell>> Имхо, будь на борту космонавты все прошло бы успешно. В ручную бы сориентировали корабль и спокойно сели. [»]
Y.K.> Т.е. отказала автоматика управления спуском. Вопрос, была ли она на Зонде продублирована ручным управлением?
Y.K.> (На Аполлонах такое дублирование имелось, и был установлен монитор параметров входа для облегченя ручного управления.) [»]

На штатных была наверняка. Проблема в том, что Зонд-4 ни при каких условиях не послали бы в пилотируемом режиме. Не такое уж серьезное достижение, а корабль сырой.
История "Планеты Бурь" http://shubinpavel.ru/  
RU Yuri Krasilnikov #08.07.2005 08:28  @Bell#07.07.2005 01:50
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

Bell>>> Имхо, будь на борту космонавты все прошло бы успешно. В ручную бы сориентировали корабль и спокойно сели. [»]
Y.K.>> Т.е. отказала автоматика управления спуском. Вопрос, была ли она на Зонде продублирована ручным управлением?
Y.K.>> (На Аполлонах такое дублирование имелось, и был установлен монитор параметров входа для облегченя ручного управления.) [»]
PSS> На штатных была наверняка. Проблема в том, что Зонд-4 ни при каких условиях не послали бы в пилотируемом режиме. Не такое уж серьезное достижение, а корабль сырой. [»]

Насчет ручной системы управления спуском. Сложная это штука - выдавать пилотам информацию о параметрах спуска в реальном времени и удобоваримой форме. У американцев стоял монитор спуска, который работал независимо от основной навигационной системы и выдавал параметры спуска для контроля. Если пилот видел, что спуск идет сильно не по плану, он мог взять управление на себя и вести спуск, руководствуясь показаниями этого монитора.

Самое подробное из известных мне описание этой системы здесь: The Apollo 15 Flight Journal - Splashdown Day , время 293:20:53 и далее.

Интересно, что и как было сделано в этом плане на Зондах?

Кстати, забавная подробность из вышеприведенной ссылки:

In the movie Apollo 13, the character that portrays Jack Swigert (played by Kevin Bacon) is shown in the simulator performing an entry exercise. The simulator supervisor introduces an anomaly, a "corridor light", which he misinterprets and flunks the simulation.
The error the character made was not to cross-check the "malfunctioning" Roll Stability Indicator against the DSKY display and the entry scroll display. Of course, in reality Jack Swigert handled the procedure expertly.
 



A Lannister always pays his debts.  
RU Dem_anywhere #08.07.2005 10:57
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
>Из-за отказа СУС (система управления спуском) корабль снижался не по расчетной, а по неуправляемой баллистической траектории, и в 150-200 километрах от Африканского побережья (над Гвинейским заливом) на высоте 10-15 километров он был подорван включением АПО. Мишин и Тюлин с разрешения Устинова и Смирнова взорвали ценнейший корабль из-за боязни, что он может попасть в руки американцев.

А вот мне помнится, что при посадке связь пропадает... Может он просто сгорел нафиг?
Какой смысл "из опасений" взрывать корабль?
 

7-40

астрофизик

>>Из-за отказа СУС (система управления спуском) корабль снижался не по расчетной, а по неуправляемой баллистической траектории, и в 150-200 километрах от Африканского побережья (над Гвинейским заливом) на высоте 10-15 километров он был подорван включением АПО. Мишин и Тюлин с разрешения Устинова и Смирнова взорвали ценнейший корабль из-за боязни, что он может попасть в руки американцев.
Dem_anywhere> А вот мне помнится, что при посадке связь пропадает... Может он просто сгорел нафиг?
Dem_anywhere> Какой смысл "из опасений" взрывать корабль? [»]

Сначала пропадает, потом, при выходе из плазмы, восстанавливается. Смысл взрывать - чтоб в руки к супостату не попал. Потому что иначе обязательно попал бы: корабли супостата всюду рыскали...

 
RU Dem_anywhere #11.07.2005 12:07  @7-40#08.07.2005 11:55
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
7-40> Сначала пропадает, потом, при выходе из плазмы, восстанавливается. Смысл взрывать - чтоб в руки к супостату не попал. Потому что иначе обязательно попал бы: корабли супостата всюду рыскали... [»]

А им наглости хватило бы - в международных водах чужие КА подбирать?
После этого и мы могли бы совершенно законно пару Апполонов в карибском море выловить...
 

7-40

астрофизик

7-40>> Сначала пропадает, потом, при выходе из плазмы, восстанавливается. Смысл взрывать - чтоб в руки к супостату не попал. Потому что иначе обязательно попал бы: корабли супостата всюду рыскали... [»]
Dem_anywhere> А им наглости хватило бы - в международных водах чужие КА подбирать?

Без проблем. Чужие подводные лодки подбирали. :)

Dem_anywhere> После этого и мы могли бы совершенно законно пару Апполонов в карибском море выловить... [»]

Не могли. У них был большой флот, а "Аполлоны" садились довольно точно - их в точке посадки ждала флотилия с авианосцем. А наши в поисках своих КК должны были широкой цепью по всему океану дежурить.

Собственно, в том числе и из-за этого СССР выбирал сложные траектории с широким рикошетом - чтоб на своей территории сесть. Потому что своевременный подбор из океана гарантировать не могли.
 
+
-
edit
 

аФон+

опытный

7-40>> Сначала пропадает, потом, при выходе из плазмы, восстанавливается. Смысл взрывать - чтоб в руки к супостату не попал. Потому что иначе обязательно попал бы: корабли супостата всюду рыскали... [»]
Dem_anywhere> А им наглости хватило бы - в международных водах чужие КА подбирать?
Dem_anywhere> После этого и мы могли бы совершенно законно пару Апполонов в карибском море выловить... [»]


Мы и вылавливали






Soviets Recovered an Apollo Capsule!


Soviets Recovered an Apollo Capsule! space exploration

// www.astronautix.com
 

Журнал "Новости космонавтики"
Официально принято считать, что советские инженеры впервые «получили доступ» к пилотируемой космической технике США во время работ по проекту «Союз-Аполлон». В связи с этим вспоминается один любопытный эпизод 30-летней давности, о котором неожиданно вспомнили лишь сегодня.
В начале 1970 г. во время морских испытаний у берегов Великобритании в тумане был потерян полноразмерный макет-имитатор командного модуля Apollo (бортовой номер BP-1227). Такие макеты применялись для тренировки экипажей спасательных судов по поиску и поднятию на борт космических кораблей после приводнения последних.
В июне–ноябре того же года ледокол Береговой охраны США «Южный ветер» (Southwind)* совершал летний круиз по Арктике, выполняя океанографические исследования в Баренцевом и Карском морях и пополняя запасы на американских арктических научно-исследовательских базах. После захода в Гренландию и Исландию ледокол встал на якорь в Советской гавани Мурманска. Как объяснили морякам, это было первое посещение советского порта американским военным кораблем после окончания Второй мировой войны.
Здесь 8 сентября 1970 г. удивленному экипажу в торжественной обстановке был передан... командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! Это был тот самый BP-1227, потерянный в начале года. Капсулу загрузили в носовую часть судна, и «Южный ветер» ушел дальше – в Тромсё и Осло (Норвегия) и Копенгаген (Дания); в Портсмуте (Великобритания) модуль сняли с корабля.
После завершения программы Apollo BP-1227 был возвращен NASA, где его передали в Национальный авиационно-космический музей. Отсюда он был взят в аренду на 100 лет и установлен как символическая «капсула времени»** перед зданием Детройтского национального банка в г.Гранд-Рапидс (шт. Мичиган). Вскрыть его предполагается в 2076 г., во время празднования 300-летия США


Известно, что по программе Apollo было построено несколько макетов – с №BP-1201 по -1233. Назначение и дальнейшая судьба большинства из них не известны. Помнится, для морских испытаний применялись BP-1204 в Рота (Испания), BP-1215 в Йокосуке (Япония), BP-1223 на Азорских о-вах. Что касается конкретно BP-1227, то обстоятельства его потери до сих пор не ясны. Американцы признают, что спецслужбы предпринимали особые меры по «обеспечению безопасности капсул» от постороннего взгляда. Тем не менее...
Как вспоминает А.В.Благов (в те годы – конструктор-проектант ВА кораблей ЛК и ТКС), «специалисты ЦКБМ ездили в Мурманск посмотреть на этот «подарок судьбы»... В общем, это был металлический, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии, габаритно-весовой макет командного модуля Apollo. Судя по всему, технология изготовления была рассчитана на небольшую серию. К сожалению, до нас дошел только комплект светового поискового маяка с оригинальной оптической схемой остекления фонаря. Все было предельно просто… Даже теплозащита никак не имитировалась... Мы себе такого [постройки специальной серии кораблей для морских испытаний] позволить не могли...»
Официально (да и неофициально тоже) история с «Аполлоном» в СССР до недавнего времени оставалась «за кадром». Хотя... Еще лет 10 назад автор этих строк очень внимательно листал толстенную венгерскую книгу «Urhajozasi Lexikon» (Энциклопедический словарь космических исследований), 1981, ISBN 963 05 2348 5, Zrinyi (издательство АН Венгрии и Венгерской народной армии), но не придал значения ч/б снимку неважного качества на с.33, как теперь выяснилось, с надписью «Подъем пустой капсулы для морских испытаний Apollo из моря [в Мурманске]». Жаль, что венгерский язык не похож ни на русский, ни на английский..»
 
 
RU Dem_anywhere #13.07.2005 16:02
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Так это - честно потерянные. А чтобы так, в наглую...
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru