Тьфу, чуть не потерял пост. Поехали...
Татарин> По сути, у нас с тобой есть главное, по которому мы можем спорить. Основа, тксзть. Поэтому я чуть сокращу пост (это не значит, что я проигнорировал или согласился , это значит лишь, что я хочу выделить главное и не хочу спорить о многочисленных следствиях).Татарин>>> Короче говоря: ты думаешь иначе и другие мысли.Татарин>>> Тебя не покоробит, если я скажу, что это очевидно и ясен пень? Zeus>> Там еще один важный компонент: другим надо тоже дать думать "другие мысли". Татарин> Да, это действительно важный компонент. Возможно даже, ключевой.Татарин> Ты НЕ МОЖЕШЬ запретить другим думать другие мысли. Не можешь. Физически. Это не в твоих силах. И не в силах кого-либо. Нет таких средств. И никогда не было.Татарин> Ты занимаешься ментальным и моральным... эээ... самоудовлетворением: присваиваешь себе нереальные степени свободы, затем отказываешься от них и называешь это "адекватным взглядом на мораль". Радуешься своей толерантности там, где иного не дано НИКОМУ. Это, конечно, делает тебе приятно, но ни на йоту не изменяет настоящее положение дел.
Татарин, ты меня
совсем не понимаешь. (Что, впрочем, неудивительно, ведь мы "противоположники"
). Со стороны выглядит совсем смешно: зачастую я согласен с тобой больше, чем с другими оппонентами, но мы не можем ухватить самого ядра друг друга
Так вот. Постараюсь полнее ответить сейчас, чтобы не засорять другие места.
Я вроде бы вполне четко дал понять (это было еще в старом топике - для тех, кто читает только этот): именно что, право человека думать свои мысли, или, для краткости, свобода совести - это, возможно, единственное, что в нас есть с рождения и не требует внешнего обеспечения. Совершенно верно, я не раз говорил, в самых разных местах, что человек
только и может выразить, что свое мнение. Я из-за этого даже ленюсь всякие "имхо" ставить, потому что они по умолчанию стоят везде
О чем я говорю все это время:
1) этот
закон природы надо признавать. А коли это закон природы, будем считать его универсальным.
2) итак, у каждого есть (врожденное) право на существование собственных идей и, соответственно, жизненных ценностей.
3) отсюда следует, что человека
нельзя судить за его собственные жизненные (они же моральные) ценности. Даже если они какие-нибудь нацистские. Они имеются просто как следствие закона природы (на их содержание можно влиять самым разным образом, но в данный момент это совершенно неважно, человек может и "на пустом месте" вдруг что-то подумать и это тоже останется у него).
4) человек всегда действует в соответствии с собственными мыслями (в противном случае это будет психическим заболеванием и человеком, сторго говоря, не называется). Если человек, в бытовом смысле, поступает "против своей воли", значит, в его системе есть пункт о непротиворечии обществу, избежании наказания и т.п. - по обстоятельствам.
5) соответственно, ты не можешь
морально судить человека за то, как он поступает. Он поступает в соответствии
со своей моралью, и это его врожденное право. То есть, в прямом смысле, ты не можешь говорить, что он аморален. Ты можешь только его "осуждать" - с позиции своей морали. Но, в общем случае, твоя позиция будет действительна только для тебя лично.
6) в связи с этим правильнее говорить не о плохости/аморальности какого-либо человека - эти понятия слишком относительны и существуют только с привязкой к говорящему (которую почему-то часто опускают, но это уже практика, о ней отдельный разговор), а просто о несовместимости жизненных ценностей. Такая несовместимость есть тоже
закон природы и относиться к нему надо соответственно, как к данности и хладнокровно.
Все вышесказанное может показаться тебе очевидным, но это, в том и проблема, не для всех. А я больше ничего и не утверждаю.
Дальше пойдет ближе к практике, о толерантности. Примем как
практическое положение, что в реальном обществе суд, в своем обычном смысле, осуществляется в соответствии с доминирующей моралью этого общества. Культурное единство, все такое.
Различие (между толерантностью и нетолерантностью) заключается в (приписываемом себе) праве судить с "высшей" позиции. То есть явно или неявно ставить свою мораль (а, впрочем, любую, извращения известны) выше морали осуждаемого. Неважно, по какой причине: можно, например, искренне считать, что "наша мораль победила, а потому лучше" - и это будет ошибкой. Ваша мораль
победила, и это все.
Штука именно в том, что такая позиция превосходства противоречит этому универсальному закону природы, о праве каждого на собственное мировоззрение.
Перед природой все мировоззрения равны.
Кроме тех, которые этой самой природе противоречат. А противоречат ей те, которые декларируют какое-либо собственное превосходство (в общем случае, неравнество)
.
В частности: нацистская иделология ставит себя выше других. Либо: ставит некоторых выделенных людей, т.е. носителей неких (любых, в принципе) идей выше других (или ниже). Иначе говоря, эта идеология
нетолерантна к другим, а потому подлежит уничтожению. Я не толерантен к нетолерантным идеям
Мораль, осуждающая (не признающая) другую мораль, не имеет права на существование.
(Здесь нет противоречия. Само это положение не является моралью, а "выведено" из закона природы. Именно поэтому я считаю такую позицию "логической").
В частном случае это же относится к любой идеологии (и людям, ее проповедающим), пропагандирующей физическое уничтожение какой угодно группы людей - именно на основании принадлежности к некоей группе. Физическим уничтожением носителя они мешают ему думать
На практике это означает довольно простую вещь. Любое обвинение, основанное на сравнении морали как таковой, следует признать противоречащим природе. То есть неприменимым. Нельзя судить человека за само наличие каких-либо идей (за исключением нетолерантных идей). За космополитизм, например. За либерализм. За консерватизм. За колаборационизм(!). Как бы не был судящий уверен в собственном превосходстве. (Собственно, уверенность в превосходстве, а уж тем более в абсолютности собственной морали - уже признак не слишком большого ума).
Это не отменяет того, что человека можно (и нужно) судить за поступки,
недопустимые с точки зрения какой-либо морали (не так важно, господствующей или лично чьей-то). В том числе и того же самого колаборациониста. Но не за то, что "он сам по себе мразь, его мораль низка, я уверен". А за то, что своим поступком (возможно, потенциальным) он ограничивает твои свободы (даже "обычные" (отчуждаемые), которые являются продуктом твоих ценностей, в том числе и через обеспечение их "твоим" обществом).
Но это я и называю не более чем "борьбой идей" (или жизненных ценностей). Никакого "абсолютного" закона за этом не стоит (кроме, может быть, "социального дарвинизма"
).
Татарин> Зевс, ты НЕ МОЖЕШЬ выразить что-либо иное. Даже если будешь вставлять через слова "народ РСФСР", "властью Совета Старшин" или "от имени всего демократического сообщества", это будет лишь означать (и то не всегда), что ты ДУМАЕШЬ, что выражаешь мнение "народа РСФСР" или "демократического сообщества". И никак иначе.Татарин> А у тебя все время неявно проскальзываает, что можешь. Солипсизм на марше.
Я специально оставил этот кусочек, чтобы показать, что думаю и выражаю (как мне кажется, вполне ясно) именно то, что
ты сказал. Просто ты мои "неявности" читать не умеешь. Мы все-таки "с разных сторон" думаем
Дальше интереснее.
Татарин> Конечно, есть люди, которые верят в то, что они изрекают абсолютную истину. В силу эгоцентризма разной степени. Татарин> Однако. Татарин> Во-первых, это никак не связано с моралью.Татарин> Во-вторых, есть сильное подозрение, что это как раз завязано на генетику.Татарин> В-третьих, чем бы это ни определялось, ты никак не можешь заставить этих людей изменить свою точку зрения. Логика, доказательства в данном случае не работают принципиально, и даже более того - ты никогда не сможешь опровергнуть последовательного солипсиста. Ничем.
До сих пор полностью согласен.
Татарин> Множество оборотов навроде:Zeus>> ... Татарин> и т.п. следуют просто из одной особенности человеческого мышления и общения. Человек-эгоцентрист крайне сложно поддается переубеждению в своих моральных основах, в своей базе. Ты же, как не-эгоцентрист, готов принять возможность существование другой точки зрения.
Штука в том, что множество точек зрения
существует объективно. Это не я так считаю, это закон природы. (Солипсизм забыли, его бесполезно обсуждать). Любой, кто считает иначе - ну, "своими словами" просто идиот. Соглашусь, что сами такие люди чаще всего в этом не виноваты. Ну, можно назвать их "генетическими уродами", если им больше понравится
Татарин> Когда эгоцентрист говорит "от имени всех", ты вынужден либо это принять и пропустить (то есть - принять, что противник гораздо сильнее), либо сначала пытаться опровергнуть это его право говорить "за всех" (что тоже требует ресурсов, а оппонент этим не заморачивается, для него это право самоочевидно).Татарин> В жестком конфликте идей потенциально ты гораздо уязвимей, ты это чувствуешь, и тебе это не нравится. Ты хочешь убрать эту защиту у оппонентов, чтобы сделать условия "более равными".
Во многом ты прав. Но именно поэтому я абсолютно не толерантен к таким (нетолерантным) людям. В том смысле, который я объяснил выше. И если бы понадобилось с ними бороться, я бы это делал без зазрения совести. Какие бы конкретно идеи они не пропагандировали.
Татарин> И уж совсем смешно утверждать, что отсутствие эгоцентризма - это "наиболее адекватно".
Это несомненно наиболее адекватно. В абсолютном, природном смысле, а не в том, как это влияет на общество. Мне, по большому счету, на человечество наплевать - по сравнению с природой
Татарин> Да, у людей не эгоцентричных гораздо больше шансов договориться, согласиться, они спаивают общество. Но эгоцентристы жутко полезны как лидеры, генераторы и проталкиватели идей, они - точки конденсации ресурсов, резонаторы, в которых собирается энергия активной среды людей.
Не вполне согласен с таким противопоставлением, но спорить не буду. Это непринципиально. Полезно это может быть потому, что общество слишком несовершенно (и никогда совершенным не будет - при сколь-нибудь значительном количестве членов), полностью сознательных людей практически нет. Потому и выстраиваются всякие уродливые (в "чистом" смысле) схемы лидерства. Но я-то это вполне осознаю и потому не берусь сразу за автомат расстреливать "идиотов". Я вполне могу извлекать из них пользу. Но если мы будем рассматривать именно практику во всей ее динамической сложности, мы можем захлебнуться
По крайней мере я: восприятие у меня в основном интуитивное, и не все я могу выразить рационально.
Татарин> Они готовы отстаивать свою точку зрения тогда, когда все остальные согласились на компромисс.
Вопрос только - насколько это полезно (для кого-либо, кроме них. Да и для них тоже).
Татарин> Не надо говорить, что, мол, ты тоже готов. Это не так. Ты готов по-другому и в меньшей степени. Ты изначально готов к компромиссу.
Ты прав. Кроме навязывания мне чужих идей.
Вот, кстати, именно поэтому СССР мне омерзителен: его идеология
навязывалась, по определению считалась "более высокой", а все остальные подавлялись. При таком подходе мне абсолютно побоку уровень жизни и само существование такой страны.
Татарин> Но это не всегда плюс.
В реальном обществе - не всегда
Именно потому, что существует множество упертых баранов. Приходится бодаться...