И как, в войну использовались все трамвайные пути Питера, или только часть? ....И были ли какие-то модификации трамвайного движения под военное время (оружие там перевозить, или защищенные вагоны)?
Трамвайное движение в блокадном Ленинграде нужно подразделять на два периода:
до зимы 41-42 гг
и после.
Период
до: особенность его в том, что трамвай стал широко использоваться для внутригородских грузовых и воинских перевозок. Вот статистика за июнь-ноябрь 1941 года:
- под перевозку воинских подразделений подано 2006 вагонов, перевезено 250 тыс. бойцов;
- военных грузов перевезено 2300 т;
- для перевозки населения, мобилизованного на строительство оборонительных сооружений подано 4000 вагонов;
- для перевозки почты подано 388 вагонов:
- перевезено 76636 куб. метров песка;
- для вывоза раненых подано 3994 вагона (до Нарвских ворот трамваи шли на электротяге (дальше сеть была отключена - после захвата немцами Стрельны), затем их цепляли к маневровым паровозам Кировского завода и по пр. Стачек тащили к линии фронта).
Период
после:
Разумеется "все" трамвайные пути в блокадном городе использоваться не могли. Главная причина - недостаток электроэнергии. После того, как 8 сентября 1941 г. сомкнулось кольцо блокады, в руках немцев оказалось 2/3 генерирующих мощностей и высоковольтных ЛЭП "Ленэнерго". А те мощности что имелись в городе страдали из-за нехватки топлива. Подача электроэнергии трамвайному энергохозяйству полностью прекратилась 8 декабря 1941 года. На линиях так и осталось стоять 52 поезда (их мы и видим в известных кадрах блокадной кинохроники). Формально 9 декабря вышло решение Ленгорисполкома о резком сокращении трамвайного движения.
Дальше было только хуже - 10 января 1942 года прекратилась подача электроэнергии даже на хлебозаводы, был остановлен последний насос на городской водопроводной станции. Три дня в городе не выпекался хлеб, пока на на хлебозавод №1 не была организована подача электроэнергии и воды со стоящей рядом на Неве подводной лодки К-52. Минимум энерговыработки пришелся на 25 января 1942 года - во всем городе только одна машина на ТЭЦ-1 давала 300 кВт для нужд штаба Ленфронта.
Естественно в таких условиях никакого трамвайного движения в городе тогда быть не могло.
Возобновлено трамвайное движение было по следующей причине: после первой блокадной зимы город был завален снегом, льдом, неубранными трупами, нечистотами (канализация и водопровод не работали). Если до потепления не удалось бы все это убрать - то городу грозили эпидемии. Единственный транспорт, который реально можно было задействовать для вывоза всего вышеуказанного - был трамвай. Было принято решение с 8 марта 1942 года организовать грузовое трамвайное движение - поэтому еще в феврале стали расчищать стрелочные переводы. Первым 7 марта был запущен грузовой вагон, стоявший на Загородном проспекте у Рузовской улицы - в 18 часов на Клинскую подстанцию (у Витебского вокзала) было подано напряжение - но вагон с места сдвинуть не удалось - примерз (пришлось под вагоном колоть лед ломами). После запуска грузового движения было решено начать пассажирское. К 14 апреля 1942 года было подготовлено 116 поездов (317 вагонов) и резерв из 24 поездов (72 вагона). Была разработана схема организации движения из пяти маршрутов (№№3, 7, 9, 10 ,12) - таким образом, что бы из одного конца города в другой можно было попасть не более чем с одной пересадкой. Время работы: с 6-30 до 21-30, стоимость билета довоенная - 15 коп.
К ноябрю 1943 года на маршруты выходило уже 170 поездов (506 вагонов) и 222 вагона было в резерве.