кое-что о деятельности двух отрядов ИМР-2, прибывших в зону ЧАЭС 29 апреля и 6 мая 1986 г. Машины обоих отрядов принимали участие в работах по сбору и захоронению радиоактивных продуктов аварии, в валке деревьев и расчистке зараженного мертвого леса, в установке опалубки биологической стенки в районе 4-го блока. При установке опалубки в отдельных случаях машины работали в зонах, в которых уровень радиации достигал 360 Р/ч. При этом уровень радиации внутри машин доходил до 15 р/ч. На 1 июня 1986 г. наработка машин в первом отряде составила в среднем 150, во втором - 100 часов. После попытки проведения дезактивации отдельные элементы конструкции машин имели следующий уровень радиации: воздухоочиститель 5, двигатель 3, надгусеничные полки 3,5, гусеница 2, днище в районе МТО 1, выхлопной патрубок 1 Р/ч. За указанное время воздухоочистители с машин снимались дважды и подвергались мойке в специальных ваннах увеличенного объема, однако и после промывки уровень радиации не опускался ниже 3,5 Р/ч, за это время масло в двигателях не менялось; при мойке машины задерживавшуюся радиоактивную "грязь" невозможно было смыть.
имели место несколько случаев, когда у машин, работающих в районе 4-го блока резко возрастал уровень радиации гусениц. При тщательном контроле оказалось, что между грунтозацепами траков впрессовывались куски грунта или графита, уровень излучения которых достигал 150 Р/ч. Для их извлечения был изготовлен специальный лом длиной 2 м, с помощью которого эти куски с трудом извлекались, а затем на носилках доставлялись к месту временного хранения.
У 4-го блока в зоне с уровнем 0,5-5 Р/ч работали радиоуправляемые бульдозеры, в зоне с уровнем 5-117 Р/ч работали ИМР-2, оборудованные дополнительной защитой, ослабляющей радиацию в 100-120 раз, и в зоне с уровнем радиации от 117 до 520 Р/ч работали ИМР-2 со спецзащитой, обеспечивающей 500-1000 кратное ослабление радиации.
Исходные позиции и площадки технического обслуживания машин типа ИМР, работавших в зоне 4-го блока, находились в местах, уровень радиации которых составлял 0,5-1,5 Р/ч. В этих условиях экипаж и технический персонал на обуви и обмундировании заносил значительное количество радиоактивной "грязи2 внутрь машины. Такая "грязь" с жидким раствором попадала туда и во время мойки машин. Причем из-за плохого уплотнения люков жидкость попадала внутрь в таких количествах, что это вызывало отказы электрооборудования системы пуска двигателя, гидравлических систем управления, телевизионных приборов.