Еще одна статья
.....Общее устройство и особенности конструкции поповки
Набор корпуса «Новгорода» был вы¬полнен по бракетной клетчатой сис¬теме и состоял из одинаковых ра¬диальных шпангоутов и «круговых внутренних килей» — стрингеров. За¬крытые внутренней и наружной железными обшивками они образовывали водонепроницаемое двойное дно, а с внутренней круговой переборкой — такой же борт, обеспечивая высокий, по тем временам, уровень непотоп¬ляемости корабля. Часть набора, спе¬циально усиленного, служила фунда¬ментом для механизмов и котлов. Пояса наружной обшивки располага¬лись вдоль, а внутренней — поперек судна, что позволило использовать при сборке обычные стандартные узкие листы, не прибегая к раскрою «из дорогостоящих больших листов». Бро¬невые плиты борта ставились двумя поясами: нижний состоял из 178-мм плит, верхний — из 229-мм. Для упро¬щения подгонки плит по обводу кор¬пуса, имевшему двойную погибь, их ставили вертикально, с одинаковой кривизной и снаружи обшивали дере¬вянными чаками. Броня крепилась к обшивке на металлические швеллеры («коробчатое железо») и тиковую под¬кладку, приравненные по «силе сопротивления» к 51-мм плитам.
Круглый остов корпуса, с единственным выступом в корме, накрывался выпуклой палубой, состоящей из трех слоев железных листов. Внутренние листы имели толщину 19 мм, осталь¬ные — по 25,4 мм. Для удобства пере¬движения по палубе наружные ее лис¬ты получили специальную насечку. В центре монтировался круговой барбет, именовавшийся во всех документах «неподвижной открытой башней». Бронирование его осуществлялось аналогично верхнему поясу борта. Здесь устанавливались два 26-тонные 280-мм нарезные орудия конструкции Круппа. Каждая артиллерийская ус¬тановка могла наводиться и стрелять самостоятельно; подача боезапаса производилась через центральный люк («трубу») в центре барбета, вокруг которого станки и перемещались по специальным платформам.
В носовой части поповки возвыша¬лась эллиптическая железная над¬стройка, игравшая роль неброниро¬ванного надводного борта. В ней нахо¬дились жилые помещения для коман¬ды, кают-компания и каюта команди¬ра, остальные моряки размещались на навесной палубе под надстройкой. Ка¬юты механиков устроили прямо под башней. Боевой рубки поповка не име¬ла. Ходовой штурвал и компас поставили на легких подмостках за барбетом, а «боевой штурвал» — под палубой, за шахтой светового люка. Образования палубы и малый над¬водный борт позволяли обойтись без шлюпбалок. Оба паровых катера, шести- и четырехвесельные ялы, под¬нимались на палубу с помощью са¬лазок, снабженных роульсами, и уста¬навливались на откидных железных блоках в кормовой части корабля.
Силовая установка корабля состоя¬ла из шести горизонтальных паро¬вых машин системы Вульфа и восьми огнетрубных цилиндрических котлов, размещенных симметрично диамет¬ральной плоскости в двух котельных (КО) и двух машинных (МО) отде¬лениях. Каждая из машин приводи¬ла в движение свой четырехлопастной винт Гриффита. Между котельными отделениями и двойным бортом нахо¬дились угольные ямы. Основания ды¬мовых труб и световой люк МО бро¬нировались 152-мм плитами.
Вентиляция помещений осуществля¬лась наилучшим, по мнению конструк¬тора, образом. Котельные отделения имели по два воздуховода, раструбы которых вывели попарно около ды¬мовых труб, машинные — световой люк в корме. Предусматривалось, что естественная вентиляция будет произ¬водиться через люк в барбете, а искусственная — с помощью двух вен¬тиляторных машин.
Все железо и большинство меха¬низмов было отечественного произ¬водства. В Англии приобрели лишь паровой брашпиль и пожарную помпу для обслуживания водоотливной сис¬темы непроницаемых отделений ко¬рабля, предложенной лейтенантом С. О. Макаровым (система состоя¬ла из магистрального трубопровода, проходящего над вторым дном и сое¬диненного отдельными шлангами со всеми отделениями).
Во время постройки поповка «вы¬росла» в диаметре на 1,5 м. Это про¬изошло из-за вертикальной постанов¬ки броневых плит, вызвавшей уширение корпуса при последующей его обшивке чаками, а затем и дере¬вянной обшивкой. Сделать такую об¬шивку, а затем покрыть ее в подвод¬ной части медными листами предло¬жил Главный командир Черноморско¬го флота и портов вице-адмирал Н. А. Аркас. Все это успели вы¬полнить прямо на стапеле. Заказанные Берду чугунные винты пришлось сменить на бронзовые. Для пре¬дохранения плоского днища от пов¬реждений, при возможных посадках на мель, а также для уменьшения размахов качки, поповку снабдили про¬дольными наружными килями. В про¬екте их было 7, а при строительстве стало 12, высотой в 200 мм. В резуль¬тате «улучшений» водоизмещение воз¬росло на 400 т, а осадка более чем на 0,3 м.
.....
«Вице-адмирал Попов»
На решение вопроса, какой быть вто¬рой поповке, ушло почти полтора года. С середины 1872 г. постройка «Киева» остановилась, о чем в ноябре последо¬вал приказ управляющего министер¬ством, со ссылкой на А. А. Попова, «...который предвидит необходимость, для улучшения поповки, сделать в ее постройке некоторые изменения ука¬зываемые опытом». 3 августа 1873 г. кораблестроительное отделение МТК рассмотрело проект практически ново¬го корабля. Диаметр корпуса был уве¬личен почти на 6 метров, до предель¬ных габаритов севастопольского эл¬линга. При более мощной силовой ус¬тановке, поповка несла два 305-мм орудия, а борт и барбет прикрывала 457-мм броня. 13 августа последо¬вало высочайшее разрешение на по¬стройку второй поповки по новому чер¬тежу, а в октябре она получила название «Вице-адмирал Попов» — редкая честь, ранее корабли первого ранга носили имена святых, членов им¬ператорской фамилии или громких по¬бед русского оружия.
...По конструкции корпус новой попов¬ки был подобен первой. Броня уста¬навливалась по той же схеме, но верх¬ний пояс борта и барбет покрыва¬лись плитами в два слоя: внутрен¬ний — 178-мм, внешний — 229-мм. С тиковой подкладкой и швеллерами суммарная толщина броневого пояса достигала проектных 457 мм. Барбет защищался аналогичным образом.
Делать броню двухслойной пришлось по той причине, что завод не мог прокатывать плиты толщиной более 229 мм. Восемь одинаковых вертикаль¬ных паровых машин двойного расши¬рения, питаемые от двенадцати огнетрубных трехтопочных котлов, приво¬дили в действие шесть винтов, на средние из которых работали по две машины на каждый. По опыту испы¬таний «Новгорода», эти винты имели больший, по сравнению с центральны¬ми и боковыми, диаметр (4,27 м против 3,20 м), гребные валы их были удли¬нены и опущены, так что лопасти вин¬тов находились ниже уровня днища и работали в глубокой воде. Незащиненность винтов при швартовках или возможных таранных ударах выз¬вала предложение Э. Е. Гуляева по¬местить их в туннели, но, принимая во внимание назначение кораблей, от идеи отказались. Для прохождения с углубленными винтами мелководья Андрей Александрович советовал за¬тапливать междудонные отделения в носовой части и «перепрыгивать» препятствие, либо стопорить средние винты в положении наименьшего заглубления, для чего они имели, в от¬личие от остальных, по три лопас¬ти. Очевидно, что для увеличения, как тогда говорили, «движущей силы» А. А. Попов сознательно пожертвовал одним из достоинств круглого судна — малой осадкой.
Предлагая обеспечить второй поповке большую, по сравнению с «Нов¬городом», мореходность, адмирал в ходе строительства значительно рас¬ширил объем верхней надстройки. Те¬перь она представляла собой уста¬новленный на круглой платформе кор¬пуса надводный борт обычного судна, палуба которого находилась на уровне открытой башни. От труб (более ко¬ротких и широких, чем на первой поповке) до срезов бортов простира¬лись мостики, более приподнятые, чем на «Новгороде», из-за установлен¬ных в настройке четырех 87-мм пушек.
Предполагалось вооружить новый броненосец и бортовыми минными шестами, но по ряду причин от их устройства отказались. В кормовой части надстройки поставили шлюп¬балки, для подъема аналогичных «Новгороду» штатных плавсредств; при стрельбе из главного калибра в направлении кормы катера приспуска¬лись на палубу.
В конце июня 1876 г. «Вице-адмирал Попов» вышел на заводские пробы механизмов и сразу достиг скорости 8 узлов, о чем обрадованный ад¬мирал тут же доложил руководству. Начавшиеся через месяц официаль¬ные испытания сопровождались по¬стоянными поломками в машинах. После нескольких пробных рейсов из Николаева в Севастополь и обратно, комиссия все же приняла в августе поповку в казну. Правила приемки при этом, как и на «Новгороде», выполнены не были: полного хода не давали, опасаясь за механизмы, дав¬ление пара в котлах не превышало 4,2 атм.* Для одной машины сняли, правда, диаграмму при давлении 4 атм.: мощность оказалась равной 511 и. л. с. Зато, комиссия провела сравнительные испытания хода обоих круглых судов, показавшие малую эф¬фективность действия крайних боко¬вых винтов. При шести винтах «Ви¬це-адмирал Попов» обгонял «Новго¬род», идущий полным ходом, на 1,75 узла, при четырех, без крайних, — также уходил вперед, теряя чуть более одного узла, при двух средних — хоть немного, но обгонял своего собра¬та. Без заглубленных винтов вторая поповка более четырех узлов дать не смогла. Сразу после этих опытов при¬няли решение снять боковые винты и машины с обоих кораблей.
Весьма неприятным обстоятельст¬вом оказалась ненадежность станков для новых 40-тонных орудий «Вице-адмирала Попова». По проекту пред¬полагалось установить эти 305-мм орудия на «снижающихся» станках, позволявших прятать стволы после выстрела под защиту барбета. За ос¬нову взяли английскую систему, при¬способленную под обуховские орудия. Этими разработками занимался лейте¬нант Л. А. Рассказов. По его чер¬тежам всю систему заказали в Англии. Однако, из-за ожидаемого разрыва с Турцией и приведения Черноморского флота в боевую готовность, решили не рисковать и осенью 1876 г. уста¬новили орудия на металлических стан¬ках конструкции Ф. Б. Пестича, подоб¬ных станкам «Новгорода». Первые же стрельбы в октябре—ноябре того же года выявили их слабость. . . Вдобавок при выстрелах получали повреждения надстройки, а корпус испытывал силь¬ные сотрясения. Пришлось подкреп¬лять и станки и надстройки и сам барбет. Для усиления последнего под палубой поставили еще одну круговую переборку, а между ней и башней ус¬троили 6 офицерских кают.
Весной 1877 г. производились новые стрельбы в процессе боевой подготов¬ки поповок. Щит буксировался на рас¬стоянии до 15 кб от кораблей; «стрельба была весьма удачна. . .» рапортовал адмирал Н. А. Аркас. Ко¬мандир «Вице-адмирала Попова» до¬кладывал, что станки и крепления вы¬держали, но платформы орудий силь¬но бились друг о друга, надстройки и палуба имели повреждения.