Помните, я публиковал статью об индийском ученом и просветителе , который ведет работы по исследованию группового самообучения детей в бедных странах? Намедни наткнулся на подобную статью в зарубежном издании и непременно решил ее перевести. Перевод: idea_generator; Оригинал …
// onlyblog.livejournal.com
"Мы оставили упаковки в деревне. Запечатанные. Замотанные скотчем. Без инструкций, без сопровождения. Я полагал, что дети будут играть с самими упаковками! В течение четырех минут один мальчик не только открыл упаковку, но нашел кнопку вкл/выкл. Он никогда в жизни не видел включаетелей. Он включил планшет. Через пять дней использование планшетов составило 47 приложений на ребенка в день. Через две недели они уже по всей деревне распевали алфавитные песенки [по-английски]. А через пять месяцев они взломали Android. Какой-то идиот в нашей организации или в Media Lab отключил камеры! И они смогли разобраться, что в устройстве есть камера и [чтобы ее активировать - прим.пер.] взломали Android."
Наткнулась на вот такую замечательную историю . Достоверность не проверяла – за что купила, за то продаю. Русский перевод здесь. В милях от ближайшей школы маленькая эфиопская девочка по имени Рахель включает свой новый планшетный компьютер. Машина, питаемая солнечными батареями, говорит:…
// kdm17.livejournal.com
При этом у меня сильнейшее (непроверяемое) ощущение, что с городскими детьми такое бы не прокатило. По ассоциации вспомнился один эпизод. Иду я себе по горам, а тут юрта. В Киргизии в таких случаях принято поздороваться, зайти, выпить чаю, побеседовать, ответить, что ищешь и восстановили ли Москву после войны (последнее – кроме шуток, меня спрашивали примерно в 1980 году). А в руках у меня – наклеенный на картон космоснимок, довольно большой, в полевую сумку не влезает. И разумеется, всё семейство, начиная с младенцев, принимается разглядывать снимок и радостно тычет в него пальцами. И я вижу, что все они, от мала до велика, понимают, где мы на этом снимке и где все остальное. И не то что какое-то уникальное семейство – потом у нас маршрутная пара заблудилась, вышла за пределы снимка, далеко, их наутро привез на ослике киргиз, который по снимку разобрался, куда им надо.
У среднего горожанина на то, чтобы научиться ориентироваться по снимку, уходит довольно много времени, а некоторые не научаются этому никогда.
Но в общем-то и у Стивенсона с "Букварем" по-настоящему получилось только у неграмотной девочки из неблагополучной семьи.
ну после описания Даймондом типичного поведения представителей неолитического общества - не особо удивляет. Ну то есть насчёт взлома через 5 месяцев не очень верится, а вот что мгновенно распаковали и сумели включить - да с лёту; странно, если бы было иначе.
С самого начала нашего сотрудничества я был поражен тем, что новогвинейцы оказались людьми в среднем более сообразительными, более внимательными, лучше способными выражать свои мысли и активнее интересующимися окружающим миром, чем средний европеец или американец. В выполнении некоторых задач, явно показательных с точки зрения работы мозга, — например, способности составить воображаемую карту незнакомой территории, — они обнаруживают куда больше сноровки, чем обитатели западного мира. Разумеется, новогвинейцы, как правило, плохо справляются с заданиями, выполнять которые западных людей, в отличие от них, учат с детства. Поэтому и ни по чему другому, оказавшись в городе, выходцы из глухих новогвинейских деревень, никогда не сидевшие за партой, кажутся западным людям столь недалекими. Мне тоже всегда приходится вспоминать, как глупо я выгляжу в глазах новогвинейцев, когда мы вместе оказываемся в джунглях и я обнаруживаю свою несостоятельность в самых простых вещах (например, в умении не сбиваться с тропы или в возведении укрытия от непогоды), которым новогвинейцы были обучены еще детьми, а я нет.
Другими словами, естественный отбор, поощряющий гены, ответственные за интеллект, на Новой Гвинее наверняка действовал гораздо безжалостнее, чем в более густонаселенных, сложно организованных обществах, где на первом месте оказался естественный отбор по признакам, связанным с химическими особенностями организма.
...Помимо этой генетической причины возможного интеллектуального превосходства современных новогвинейцев над жителями Запада, есть и еще одна. Современные европейские и американские дети проводят огромную часть своего времени в пассивных развлечениях — благодаря кино, радио и телевидению. В среднестатистической американской семье телевизор не выключается семь часов в сутки. Напротив, дети в новогвинейских традиционных обществах фактически лишены возможностей пассивных развлечений, в отсутствие которых они проводят почти все время бодрствования в активных занятиях — в разговорах и играх с другими детьми или со взрослыми. Исследователи детской психологии практически в один голос говорят о важности поощрения и активности для ментального развития ребенка и подчеркивают, что недостаток стимулирования необратимо его затормаживает. Бесспорно, более высокий в среднем уровень развития умственной деятельности, который демонстрируют новогвинейцы, определяется и этим, негенетическим фактором.
Всякий раз, когда я брал с собой новогвинейцев в другие части их родного острова, они регулярно заводили беседы о местных растениях и животных с другими новогвинейцами, попавшимися навстречу, после чего выкапывали или срывали образцы полезных растений и уносили их домой, чтобы там попробовать их посадить.
В первые годы своего пребывания в Новой Гвинее я увидел аборигена, раздобывшего где-то карандаш — в то время практически незнакомую местным жителям вещь, — и он подверг этот карандаш проверке на пригодность в тысяче разных ситуаций, кроме, разумеется, писания: это украшение для волос? колющий предмет (холодное оружие)? нечто для жевания? длинная серьга? затычка для проколотой носовой перегородки?