Вопрос - какими средствами идет борьба с пульсацией давления на форсунках ЖРД?

 

3-62

опытный

Буду признателен за рассказы, иллюстрации и ссылки на эти материалы.
 
RU Yuri Krasilnikov #26.01.2007 15:37
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

3-62> Буду признателен за рассказы, иллюстрации и ссылки на эти материалы.

Вопрос серьезный... Я лично могу сказать лишь самые общие вещи - что типов автоколебательного горения минимум три (низкочастотный ~ 10 Гц, среднечастотный ~ 100 Гц, высокочастотный ~ 1000 Гц), вызываются они разными причинами, соответственно и средства борьбы разные.

Лучше бы такой вопрос задать не в этом заповеднике :) а в "Космическом форуме" тут же или на форуме "Новостей космонавтики".

A Lannister always pays his debts.  

3-62

опытный

Спасибо за совет. Ристалище с прохожим я вычитал, насколько осилил. Пока всерьез поднимать вопрос - рано. Я б общих сведений поднабрал, да осмыслил сперва. А что это здесь делается... так - может и к лучшему. Вдруг еще кто втянется в такой подход к проблеме? :)

Давайте про НЧ - ставятся ли в напорный тракт демпферы а-ля "аккумулятор давления" из гидравлики?

Да - по конструкции насоса есть что почитать?
 
RU Yuri Krasilnikov #26.01.2007 16:20
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

3-62> Спасибо за совет. Ристалище с прохожим я вычитал, насколько осилил. Пока всерьез поднимать вопрос - рано. Я б общих сведений поднабрал, да осмыслил сперва. А что это здесь делается... так - может и к лучшему. Вдруг еще кто втянется в такой подход к проблеме? :)

Вот там как раз был квалифицированный человек. У него спросить - он явно много больше расскажет.

3-62> Давайте про НЧ - ставятся ли в напорный тракт демпферы а-ля "аккумулятор давления" из гидравлики?

Насколько знаю - широко применяемое решение.

3-62> Да - по конструкции насоса есть что почитать?

В классике (Р-7) - газовая турбина и несколько центробежных насосов на одном валу. Газ для турбины в старых ракетах получался каталитическим разложением перекиси водорода, потом стали применять газогенератор, работающий на основных компонентах (т.е. те же горючее и окислитель, что поступают в двигатель). Можно поискать по словам "турбонасосный агрегат".

Для маломощных двигателей вообще обходятся без насосов - вытеснительная подача, т.е. в топливные баки подают газ под давлением. Так работали двигатели "Аполлонов" - никаких насосов, одни клапаны.

Вот турбонасосный агрегат двтгателя "семерки" (взято со страницы R-7 missile family page ):

A Lannister always pays his debts.  
Это сообщение редактировалось 26.01.2007 в 16:28
RU Yuri Krasilnikov #26.01.2007 17:52
+
-
edit
 

Yuri Krasilnikov

аксакал

3-62> Давайте про НЧ - ставятся ли в напорный тракт демпферы а-ля "аккумулятор давления" из гидравлики?

Вот реальный случай, описанный у Чертока ( http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/chertok/kniga-2/4-5.html ):

23 сентября и 12 октября 1958 года были проведены первые пуски ракет Р-7 в лунном варианте. Оба пуска закончились однотипными авариями - разрушением пакета на конечном участке полета первой ступени.

Подобного вида аварии наблюдались впервые. Никаких производственных дефектов, конструкторских ошибок или "разгильдяйства" испытателей при подготовке ракет первый анализ не обнаружил. Возникли подозрения о непознанном принципиальном недостатке пакетной схемы. История поисков первопричины этих аварий очень поучительна.

...

В состав отдела управления нашего ОКБ-1 входила лаборатория динамики, инженеры которой анализировали динамику процессов управления после каждого полета, независимо от его результатов. Возглавлявший эту лабораторию Георгий Дегтяренко и заместитель Пилюгина Михаил Хитрик, анализируя поведение системы РКС -регулирования кажущейся скорости, обратили внимание на непонятное поведение датчиков давления, которые играли в этой системе роль приборов обратной связи. Эти датчики следили за давлением в камерах сгорания боковых блоков. Датчик системы РКС, обладавший высокой разрешающей способностью, показал, что давление в камерах пульсировало с частотой от 9 до 13 герц. Эта частота совпадала с частотами собственных продольных упругих колебаний ракеты. Амплитуда этих колебаний к моменту прекращения записи достигла ± 4,5 атмосфер.

Если это не электрические наводки в системе измерений, то такие пульсации давления в камере должны вызвать соответствующие по частоте колебания в системе подачи кислорода и керосина. Действительно, повторный микроанализ подтвердил, что давление окислителя на входе в насосы всех блоков пульсирует в этом диапазоне частот. Датчик осевой перегрузки подтвердил наличие расходящихся колебаний продольной перегрузки, совпадающих по частоте с пульсациями тяги двигателей.

Круг поисков замыкался в контуре: конструкция ракеты - пульсации давления кислорода на входе в насосы - пульсации тяги двигателей боковых блоков. В этом замкнутом контуре могут возникать расходящиеся по амплитуде колебания, если собственная частота, определяемая свойствами конструкции ракеты, совпадает с частотой пульсаций давления в камере сгорания. При этом деформации конструкции и, прежде всего, топливных трубопроводов на входе в насосы двигателей приводят к разрушению, за которым следует пожар, и взрыв.

"Следопыты" вернулись к записям этих параметров на предыдущих пусках и убедились, что пульсации, правда, значительно меньшей амплитуды, были почти на всех ракетах, но этому явлению никто не придавал особого значения. Обычно давление в камерах сгорания двигателей контролировалось по датчикам телеметрической системы. Они были рассчитаны на диапазон от 0 до 50 атмосфер, и поэтому пульсаций на них дешифровщики не заметили.

...

Келдыш мобилизовал теоретиков НИИ-1 -Аккермана, Натанзона и Гликмана. Они доказали аналитически, что процесс разрушения не случаен, а, скорее, закономерен. По их мнению, следовало не только увеличивать жесткость конструкции, но и найти способы, исключающие саму возможность появления пульсаций давления подачи окислителя на входе в насос. Именно это - причина появления пульсаций давления в камере. Отсюда идет возбуждение колебательного процесса во всем контуре, включая конструкцию ракеты. Исключить возможность возникновения разрушительных процессов только за счет увеличения жесткости нельзя, потому что частота пульсаций давлений может тоже возрасти и тогда снова надо повышать жесткость конструкции.

...

Результатом многодневных исследований без выходных, при неограниченном рабочем дне, явилось предложение о введении специального гидравлического демпфера в магистралях окислителя на входе в насосы. Конструкцией такого демпфера Королев поручил заняться Анатолию Вольциферу, руководившему разработкой всех видов двигательной арматуры. Предлагавшиеся демпферы представляли собой довольно сложное и тяжелое сооружение, которое надлежало врубить в магистраль окислителя.

...

Конечно, конструкцию демпфера, его характеристики несколько раз поправляли. Но главное было достигнуто. Огневые стендовые испытания показали, что при наличии демпфера колебания давления в магистралях кислорода на входе в насосы не приводят к пульсациям давления в камерах сгорания. Стало быть, надо срочно устанавливать демпферы на все предназначенные к пускам ракеты.

Опасность разрушения ракет по причине резонансных явлений в контуре конструкция - двигатель была ликвидирована радикально. Это решение распространялось на все создаваемые после Р-7 ракеты.
 

A Lannister always pays his debts.  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru