Илия> Ну если этот топик - "Персоналии", то конечно выкладывайте. Только не сканами, а желательно в текстовом виде.
Хорошо подумав, пришел в некоторое затруднение:материал, про который я говорю, - это очерки о командирах,их размышления о флоте, о своей жизни, какие-то воспоминания...
В мою лейтенантскую бытность меня поразила статья о командире "Кулакова". Её и представляю вашему вниманию.Если вам понравится, то выложу ешё некоторые статьи.
КОМАНДИР КОРАБЛЯ: должность и личность.
СОЛЬ ОКЕАНОВ
Желтый песок слепил сигнальщиков и скрипел на зубах. В сплошной жаркой пелене скрылся из виду не только танкер, стоявший неподалеку на якоре, но и бак большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков». Берег, до которого было несколько десятков миль, дохнул на них ветром пустыни.
Ветер продолжал усили¬ваться, погода ухудшаться. Надо было что-то предприни¬мать... А радио выжидатель¬но молчало, оставляя последнее слово за командиром. За ним, капитаном 1 ранга Леонтием Вакуловичем Кули¬ком. И он скомандовал: «С якоря сниматься!». В эту точку якорной стоян¬ки в Средиземном море большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кула¬ков» прибыл, совершив переход в несколько тысяч миль. И сразу же капитан 1 ранга Кулик получил приказание от командования Средиземноморской эскадры: срочно подготовиться к учению в составе корабельной поисково - ударной группы. При этом штаб эскадры запросил, какие запасы в какой объеме необходимо пополнять. Котельную воду, масло и топ¬ливо обещали прислать, не мешкая. И действительно, вскоре появился' танкер. Но начать сразу работы по пере¬даче жидких грузов мешало сильное волнение. Назавтра волны стали еще круче, сила ветра нарастала... А до на¬чала учений оставались ча¬сы. Штаб эскадры, понимая сложность ситуации, ни на чем не настаивал. Если ко¬мандир считает, что заправка невозможна,— кораблю оста¬ваться в точке стоянки. Но что значит не участвовать в запланированном учении? Ка¬кие бы объективные причины ни существовали, душа коман¬дира спокойной не останется, если задача окажется невы¬полненной.
Кажется, я видел это собственными глазами: жаркую песчаную бурю над бурным морем и растворенный в ней огромный корабль. А окружали нас студеные волны Баренцева моря и, несмотря на весну, - морозную ночь Прямо по курсу «Вице-адмирала Кулакова» бесшумно шевелился призрачно-зеленоватый занавес северного сияния.
Мы искали в одном из районов подводную лодку, и, когда отдыхал капитан 1 ранга Кулик, которому скоро пятьдесят, я не мог приметить. Ночи я старался проводить с ним - на мостике. Под утро нередко оставлял его все в том же кресле на мостике. А когда чуть позже возвращался сюда после завтрака, командир был свеж, бодр и встречал меня неизменно ироническим вопросом: «Ну, как спалось на борту нашего лайнера?». И тогда искрились деликатно сдерживаемыми улыбками глаза несущих вахту на мостике моряков. Читалось во взглядах: «Наш-то каков!». И было в этом нечто большее, чем обычное уважение к командиру.
Капитан 1 ранга Кулик во все свои годы командования кораблями, а это около два¬дцати лет, слыл, как говорят на флоте, отцом-командиром. И его умение все время ощу¬щать себя в экипаже было любопытно наблюдать.
Как-то ночью в самые утомительные предутренние часы, когда корабль все шел и шел неизменным курсом, целей не было и уже долгое время ничего не происходило, командир, неожиданно пре¬рвав нашу беседу на полуслове, взял в руки микро фон. И произошел примеча¬тельный диалог: « Акустик, как жизнь?»
«Отлично, товарищ командир!» - «Кто на вахте?» - «Старшина 1 статьи Кузнецов» - «Понял. Ну что, Кузнецов, пишут вам с вашей Херсонщины?» - «Пишут, товарищ командир!».И все. Вначале это показалось неуместным отвлечением старшины от вахты. А по том, присмотревшись, понял, что таким образом капитан 1 ранга Кулик «подбадривал моряков, поддерживал их боевой тонус в минуты особой усталости. Ну разве не приятно, в самом деле: командир большого корабля, у которого в подчинении сотни людей, в ответственный момент больших учений вдруг вспомнил о тебе, Кузнецове? Да еще не забыл, из каких ты мест. Выходит, стоишь то го. После такого не до сна.
У хорошего командира не бывает плохого экипажа. В верности этой фразы, слышанной еще в лейтенантские годы, Леонтия Вакуловича убедила вся его корабельная служба. Но самые убедительные фразы остаются лишь фразами до тех пор, пока не попробуешь воплотить их в жизнь.
Еще старшим лейтенантом на Тихоокеанском флоте принял Кулик под свое командование сторожевой корабль. Нет, не таким виделся ему в мечтах первый ЕГО экипаж. Дела на СКР шли не лучшим образом: в кубриках – неопрятность; моряки неухоженные. Частые общекорабельные мероприятия: смотры, построения, совещания, разборы помогали мало. К ним привыкли еще при прежнем командире и воспринимали как неизбежность флотской службы. Немало помучившись, молодой командир решил начать с другого конца, - с тех самых кубриков, в которые не доставляло удовольствия заходить. А каково же моряку здесь жить? Начали приводить в порядок палубы и переборки, койки и рундуки. Дошли до ниток и иголок. Всего-то сделали, казалось бы , немного – навели уставной порядок, а как многое изменилось. Посветлели не столько кубрики, сколько люди...
Специальных справок я не наводил, однако полагаю, что на флоте мало командиров кораблей с таким опытом и в таком возрасте, как капитан 1 ранга Кулик. Тем паче, что сейчас принято превозносить молодость командиров. Но, может быть, подчас от недостатка бывалых? Служба корабельная – не мед, и редко кому под силу нести всю свою офицерскую жизнь. Да и без особой любви к кораблям, особой преданности флоту это невозможно: чем старше офицер, тем сильнее тяга берега. Тут никуда не денешься. А кроме всего прочего – здоровье. Как ни крепок флотский народ, но возраст вносит свои поправки. И, конечно, замечательно, что на мостики таких кораблей ,как «Вице-адмирал Кулаков»,восходят тридцатилетние. Если есть талант, знания, мастерство – дорога офицеру на флоте открыта. Нужен флоту молодой командир, но не менее – и опытный.
Некоторые бывшие старпомы капитана 1 ранга Кулика ходят ныне в должностях и в рангах куда выше его. Наверное, у них хороши; бы по¬шли дела' и на других
ко¬раблях, у других команди¬ров. И все же именно Кулик дал им бесценные уроки формирования командирского характера. Впрочем, случалось,
служба с Куликом у кого-то не ладилась. У балов¬ней судьбы, рассчитывающих не столько на себя, сколько на какую-нибудь протёкцию.
С такими он стремился расстаться побыстрей и делал это без сожаления. И никогда не боялся трудных подчиненных. Особенно тех, в ком; удавалось
разгля¬деть командирскую струнку, - за таких он боролся.
Леонтий Вакулович как-то сказал: «Думал, трудные 'подчи¬ненные приходятся тишь на годы командирской молодости. А они существуют сами по себе, не
переводятся. Раз¬ве что помогать им с годами становится легче.»
Свежий пример в подтверждение командирского наблюдения. Недавно боевой частью управления БПК «Вице-адмирал кулаков» командовал капитан 3 ранга В.Пискуненко...Чем больше вникал в положение дел командир корабля, тем очевиднее была ему основная слабость командира боевой части. Сравнительно недавно, на другом корабле тот командовал подразделением куда меньшим нынешнего. Привык делать много сам. Теперь ему на это просто не хватало суток.Молодым же офицерам капитан 3 ранга Пискуненко доверять не спешил. Знакомо это было Леонтию Вакуловичу: у кого-то перестройка проходит быстро, а кому-то надо помогать. Пискуненко на помощь, поддержку реагировал чутко. Скоро БЧ-7 пошла в гору.
И капитан 1 ранга Кулик не считал расточительным столько внимания, при огромном объеме забот, уделять одному офицеру, одному подразделению. Сейчас Леонтий Вакулович не сомневается, что из капитана 3 ранга Пискуненко, который направлен на учебу, со временем выйдет хороший командир корабля.
ЧТОБЫ работалось человеку интересно, в любом деле важна для него перспектива. В чём она для Кулика, достигшего высот в корабельной службе, не исключено - и в воинском звании? Уж во всяком случае, не в том, чтобы подыскать себе уютное место на берегу.
Это сразу чувствуется в разговоре с офицером. Его мысли неотделимы от новых перспектив экипажа «Вице-адмирала Кулакова».
Первая забота Леонтия Вакуловича — вывести экипаж в отличные, впервые в недолгой истории корабля, а когда прикажут—передать его достойному командиру, которого бы самому бы хотелось воспитать
Вообще нелегко будет капитану 1 ранга Кулику расставаться с этим пятым, которым довелось командовать кораблем. Ведь он принимал его, только что построенный от промышленности, выводил его на государственные испытания, на первые стрельбы и поиски. Впервые привел корабль на Северный флот. Первая швартовка здесь была как его командирская визитная карточка. Спокойно и расчетливо поставил корабль к причалу. Затем то же самое проделал еще несколько раз. А потом другой командир при таком же маневре попал в сложную ситуацию. Специалисты подробно проанализировали швартовку Кулика и поразились. Обозначенная яркими вехами большая банка прямо перед причалом так стесняла здесь возможности в маневрировании именно этих кораблей, что с той поры была выработана строгая рекомендация: подходить и отходить от него только под буксирами. Вот они – опыт, мастерство зрелого командира: от необычного маневра швартовки до самых сложных действий в море, в бою действовать уверенно, надежно и, как возможно кажется со стороны, просто.
Однажды Кулик назвал себя «профессором корабельной службы». В шутку. А я понимал – всерьез...
«Красная звезда» от 11 августа 1985г.