Укрепиться за границей
(Автор: Галина Зайцева, просмотров: 20)
Радиолокация - едва ли не единственное направление радиоэлектроники, где нижегородцы не только удерживают лидерство в масштабах страны, но и уверенно конкурируют за границей. Директор Нижегородского НИИ радиотехники Анатолий Таныгин убежден, что устоять на внешнем рынке - это полдела, и нужно начать размещение в зарубежных странах своих сборочных производств.
- Анатолий Александрович, чем объясняется известность предприятия на внешнем рынке?
- Наша отрасль нарастила огромный потенциал еще в советские времена, а в середине 1990-х гг., когда стало ясно, что в неспокойном мире суверенитет стран должен подкрепляться современными защитными технологиями, радиолокация вновь обрела актуальность. Возник новый рынок, который предполагал уже не передачу техники в дружественные страны, а ее продажу на взаимовыгодных условиях.
Кроме того, открытие границ позволило нам за сравнительно небольшие деньги закупать самую современную элементную базу, что до 1990-х гг. было невозможно. Мы стали использовать последние модели компьютеров для расчета, моделирования и исследований, и это резко повысило производительность труда, значительно уменьшило размеры и вес разрабатываемой аппаратуры. Если раньше радиолокатор представлял собой антенну плюс несколько прицепов с сотнями тысяч микросхем и десятками километров кабеля, то сегодня это антенна и сопряженный с ней компьютер.
За последние 10-13 лет предприятия радиолокации, и мы в том числе, сделали революционный скачок вперед, осознали себя на внешнем рынке. За рубежом существует сильнейшая конкуренция, многие компании ведут разработки и выпускают радиолокационные станции. Но как оказалось, опыт разработки у нас самый большой.
Помню один из первых зарубежных проектов России по радиолокации - это был контракт с Южной Кореей на поставку радиолокационной техники. В 1996 г. корейцы заказали антенную решетку весом 56 кг, а, получив ее, прислали 100 кг золота. Так что радиолокация - наука, способная зарабатывать деньги, и сегодня эта техника является важнейшим рыночным продуктом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
- Значит, объем заказов на вашем предприятии растет?
- Да. Нижегородский НИИ радиотехники имеет значительные заказы от Минобороны, а с учетом повышенного интереса из-за границы спрос превышает наши возможности. Увеличение объемов работ уже сегодня привело к восстановлению прочных связей с ОАО «НИТЕЛ», а также к тесному сотрудничеству с Нижегородским машзаводом и Нижегородским заводом им. Фрунзе.
Однако сегодня мы не просто должны организовать разработки и производство внутри НИИ, перед нами стоит задача обеспечить серийное производство радиолокационных систем последних поколений и интенсивно торговать такой техникой на внешнем рынке. Для этого нужно восстановить радиолокационную промышленность Нижегородской и Владимирской областей и внедрить наши разработки на предприятия этих регионов.
- На какой из рынков вы ориентируетесь в перспективе?
- Доля экспорта в объеме наших заказов будет увеличиваться: если сегодня Нижегородский НИИ радиотехники поставляет 10% своей продукции на внешний рынок и 90% на внутренний по гособоронзаказу, то в ближайшей перспективе это соотношение составит 30% на 70%, а в несколько более отдаленной - 50% на 50%.
Страна должна завоевывать внешний рынок не только продажей нефтепродуктов, но и в сфере высоких технологий. И если, к примеру, концерн Ford строит в России свои сборочные предприятия, почему бы нам не создать сборочные производства радиолокационных систем за границей? Сегодня у России есть заявки нескольких стран, выражающих готовность разместить такие совместные предприятия на своей территории. Наших радиолокаторов в мире насчитывается, наверное, более 5 тысяч, и иностранцы сами заинтересованы в таких заводах - проще будет осуществлять сервисное обслуживание и ремонт работающей за рубежом техники.
- Через некоторое время ваш НИИ войдет в состав российского концерна противовоздушной обороны «Алмаз-Антей». Какими преимуществами обладают интегрированные структуры перед самостоятельными предприятиями?
- Аналог интегрированной структуры - Минрадиопром - был еще в СССР, но после распада Союза каждое предприятие стало выживать само по себе. Директора, используя различные способы, тянули одеяло на себя, одно предприятие отнимало заказы у другого, но денег на всех все равно не хватало.
Позднее стало понятно, что ни малая фирма, ни институт, ни завод по отдельности никому не нужны. Необходимо создать научно-производственное объединение, в котором развивается и наука, и производство. Кстати, на Западе почти не существует отдельных заводов, обслуживающих авиационную, оборонную промышленность и другие стратегически важные направления. Есть концерны, одно из подразделений которых разрабатывает продукцию, другое - производит, а третье - продает. При вертикальном управлении каждое из них может заниматься своим видом бизнеса, однако без этого замкнутого цикла, без взаимодействия предприятий работа не будет эффективной.
Сегодня мы снова должны найти оптимальную интегрированную структуру, но прежде чем маятник перемен достигнет точки равновесия, не исключены отклонения: к примеру, создание гиперинтегрированных структур или таких, которые вберут в себя «не те» предприятия. Думаю, время все поправит, а то, что интеграция нужна, у меня не вызывает сомнений. Это мировая тенденция развития радиоэлектроники.
- Каким будет место ННИИРТа в интегрированной структуре?
- Наше вхождение в «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» мы рассматриваем как президентскую оценку значимости Федерального научно-производственного центра ННИИРТ. Думаю, что в концерне должны быть созданы субхолдинги по виду продукции. В частности, научно-производственное объединение, куда войдут институты радиолокации, занимающиеся разработкой (Всероссийский и Нижегородский НИИ радиотехники), а также заводы, производящие продукцию (Правдинский завод радиорелейной аппаратуры, Нижегородский машзавод и Муромский завод радиоизмерительных приборов). На мой взгляд, это оптимальное развитие событий.
Сейчас задача Всероссийского и Нижегородского НИИ радиотехники состоит в том, чтобы определить ниши рынка, которые мы должны занимать как в России, так и за рубежом, и вести в них совместную работу. Для этого на производствах радиолокационной продукции необходимо снижать издержки, что особенно важно в условиях интегрированной структуры. Сегодня ситуация такова, что при создании каждого отдельного радиолокатора используются те компоненты и методы, которые посчитает нужным применить главный конструктор. Необходима унификация разработок радиолокационных станций на предприятии и в концерне в целом, что, на мой взгляд, не только поможет снизить издержки, но и позволит создавать оборонную технику для разных видов вооруженных сил по единым стандартам.
- Но останется ли тогда конкуренция?
- Она останется на двух этапах. Во-первых, внутри концерна или субхолдинга. Входящие в него предприятия будут предлагать головной структуре различные решения, а концерн, допуская развитие всех этих направлений, в перспективе будет поддерживать то, которое приносит большую прибыль. Фактически, внутрифирменная конкуренция будет происходить на уровне главных конструкторов, каждый из которых будет заинтересован в разработке лучшего продукта для российского и зарубежного рынков. Во-вторых, не нужно забывать о глобальном уровне, где главным критерием конкурентоспособности является потребность иностранных заказчиков в твоей продукции.
- На ваш взгляд, почему многие другие предприятия радиоэлектроники не смогли эффективно выстроить работу?
- Не все направления радиоэлектроники сегодня оказались востребованы, но нам повезло. Миру нужна радиолокационная техника - мы понимали это даже в худшие времена. Поэтому не ушли с рынка, дождались своего часа и теперь интенсивно развиваемся, зарабатываем деньги, которые дают возможность технического перевооружения. Но нужно быть очень мощным управленцем, чтобы реструктуризировать предприятие, потребность в продукции которого почти исчезла, и примеров успешной переориентации у нас действительно мало.
Кроме того, на эффективность работы влияет человеческий фактор. В нашей стране на этапе неустойчивой рыночной экономики трудно управлять, опираясь на стандартные законы менеджмента и маркетинга. На Западе топ-менеджеру, по большому счету, все равно, чем руководить - банком, заводом или стройкой. Главное, что он владеет инструментарием и может его применить. У нас правильность управленческих решений определяется интуитивно. Нужно угадать перспективу, не сорваться в сиюминутные соблазны рынка.
Многие предприятия радиоэлектроники сохранили свой потенциал и мощности, но не увидели, что их продукция со временем будет становиться менее востребованной. Так произошло с электронной промышленностью, производством вычислительной и приборостроительной техники. К примеру, в Нижнем Новгороде до 1990-х гг. очень мощно развивалось приборостроение, но сейчас отрасль в упадке. Приборы по-прежнему нужны заказчикам, однако они предпочитают покупать их за рубежом - там качественнее и дешевле. Может быть, увидеть свою перспективу в данном случае означало вовремя переориентироваться на совместное производство. Если своя продукция значительно отстает от изделий зарубежных конкурентов, надо становиться их партнером и вместе выпускать то, в чем существует потребность у нас и на внешнем рынке.
Анатолий Таныгин окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана по специальности радиоинженер. Кандидат технических наук. С 1991 по 1995 гг. возглавлял научно-производственную фирму «Лантан» (г. Москва). С 1995 по 2006 гг. занимал должность генерального директора Всероссийского НИИ радиотехники, а с 1997 г. параллельно возглавлял ЗАО «Радиолокационный концерн «Скала». С января 2006 г. является директором ФГУП «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники».