Сегодня ехал на 35-м трамвае по Москве. В салоне никого, параллельно по Варшавке стоит пробка. Почему люди предпочитают машины общественному транспорту - понятно. Вот если бы сделать общественный транспорт, который бы не уступал личному автомобилю!
Как пользователю, мне бы хотелось, чтобы:
1. Станции этого транспорта находились достаточно густо - чтобы не надо было далеко идти.
2. Транспорт ехал в ту точку, куда мне надо, без промежуточных остановок и без пересадок.
3. Не надо долго ждать.
4. Не шумно, не тесно, и прочий комфорт.
Мне кажется, при современном уровне развития компьютерных систем эта задача вполне осуществима. В конце концов, лифт же едет на заданный этаж. Надо пустить примерно такие же кабинки, только по горизонтали и с более сложной маршрутизацией.
Сами пути должны быть дешевыми, чтобы их можно было проложить много. Они не должны занимать большую площать, не должны мешать движению пешеходов и автомобилей. Естественно, это должны быть рельсы, т.к. автоматический вагон по обычной дороге не сможет надежно перемещаться. Пути должны быть отгорожены, чтобы на них не могла забежать бродячая собака или какой-нибудь пьяница. Автоматика может и сможет как-то отслеживать препятствия, но не стоит на это полагаться. Еще одно требование - пассажиры должны иметь возможность сами выбраться из вагона в случае глюка или аварии.
Как можно удовлетворить этим требованиям? Вариант первый - огороженные трамвайные пути. Вариант плох тем, что через них будет сложно переходить пешеходам (надо строить лестницы). Обычные трамвайные пути занимают достаточно много места, а тут их нельзя будет прокладывать по дороге, т.к. машина не должна на них заезжать. Кроме того, если вдруг сбой, и пассажирам захочется выйти, они не смогут покинуть загороженную территорию. Можно, конечно, сделать калитки, но тогда будет опасность, что ночью граждане навеселе заберутся внутрь и получат железкой по голове - скандал.
Вариант 2 - туннель, как в метро. Все бы хорошо, да только дорого его копать. К каждому двору не проведешь. Опять таки, как выходить в случае чего?
Еще вариант - рельсы на столбах. Никому не мешает, с земли сложно залезть на пути, в случае аварии вываливается лестница - пожалуйста, спускайся. Только лучше, наверно, не рельсы, а один рельс, к которому вагон будет подвешиваться, как канатная дорога. Я видел трамвайную эстакаду через Варшавку - капитальное сооружение. С рельсами на высоте проблема, что надо обеспечить достаточную жесткость, чтобы не было крена. В случае одного рельса с креном не должно быть проблем - можно использовать более дешевые опоры.
Итого, конструкция видится примерно так: по краям улиц на столбах подвешен рельс. По одной стороне улицы - в одну сторону, по другой - в другую. Рельс проложен так, что от уровня земли до нижней части вагона остается метра 3-4. В местах остановок ставится стрелка. Вагон может проехать мимо остановки, а может свернуть на нее - рельс опускается, остановка на уровне земли. Естественно, остановка огорожена забором.
Пассажир приходит на остановку, выбирает в интерактивном меню, куда ему ехать. К станции подъезжает пустой вагон (либо вагон уже может дежурить на станции в ожидании пассажира). В вагоне 4-6 мест. Можно поехать всей семьей вместе, можно заплатить побольше и поехать без попутчика. Вагон едет в указанное место без остановок, пересадок делать тоже не надо. Развязку сделать достаточно легко, подняв один из рельсов на несколько метров повыше - значит на перекрестках вагон останавливаться не будет. Пробки легко контролировать - ведь всеми вагонами можно управлять централизованно. В случае аварии или перегрузки одной из линий можно пускать вагоны в объезд. В часы пик люди будут приходить быстрее, чем приезжать вагоны - так никто не запрещает пустить вагон с остановками. Предположим подошел свободный вагон, а на станции ждет 10 человек. Система выбирает 4, которым ехать примерно в одну и ту же сторону. Вагон едет с 4 остановками, когда кто-то выходит, можно взять попутчиков.
Мне кажется, при таком общественном транспорте в машину никто не сядет. Кроме того, что машина дороже, ей надо управлять - а в транспорте можно заниматься своими делами. Зимой машину надо выкапывать из снега, есть риск аварии. Пробки, опять таки.
Интересно, почему никто не делает такой транспорт? Или, может быть, делает, только я не знаю? Может быть у этой системы есть недостатки или слабые места - кто что скажет?