(продолжение)
________________________________________________________________________________
В созданном в мае 1921 г. Управлении начальника бронесил РККА числилось 122 бронепоезда. Гражданская война в стране закончилась, шло резкое сокращение численного состава армии. И хотя к концу 1928 г. насчитывалось всего 34 бронепоезда, они фактически определяли боеспособность бронесил РККА в целом (танковые и автоброневые части с их безнадежно устаревшей трофейной техникой могли использоваться лишь в учебных целях).
В
двадцатых годах прошлого века появился ряд работ, в которых осмысливался
опыт применения бронепоездов в Первой мировой войне и в Гражданской
войне в России, рассматривалась их роль в современных вооруженных конфликтах.
Бронепоезда должны были действовать как совместно с другими родами войск,
так и самостоятельно. В последнем случае задачи бронепоездов состояли
в захвате узлов и важных пунктов на железных дорогах, охране железных
дорог, побережий, наблюдении промежутков между войсками, прикрытии высадки
войск с железных дорог, разведке, охранении войск, двигающихся вдоль
железных дорог; реже - в борьбе с артиллерией и бронесилами и при особо
благоприятных обстоятельствах - организации засад и набегов в тыл противника.
Выполнение задач достигалось обычно
продвижением к противнику на близкое расстояние и огнем с ближайших
дистанций. Как артиллерийская батарея бронепоезд должен был применяться
в исключительных случаях: при отсутствии артиллерии или значительных
разрушениях железнодорожного пути, не позволявших бронепоезду приблизиться
к противнику.
Отмечались свойства бронепоезда:
-
положительные - быстрота передвижений,
безопасность от поражения пулями и осколками снарядов, постоянная
боевая готовность, недоступность прямому захвату живой силой, сила
огня и моральное воздействие;
-
отрицательные - ограниченность
района действий, сложность работы под броней, сравнительная трудность
управления и наблюдения, большая величина как цели, не способной вдобавок
покинуть железнодорожные рельсы, и возможность изоляции от тыла.
В двадцатых годах производилась
модернизация советских бронепоездов - устанавливалась электрическая
сигнализация для внутренней связи, усовершенствовались приборы для управления
огнем и оборудование командирской рубки, производилось усиление брони,
паровоз заменялся тепловозом, устанавливались зенитные орудия и пулеметы.
С принятием на вооружение большого
числа танков и бронеавтомобилей была высказана мысль о необходимости
полной ликвидации бронепоездов как бесполезного, устаревшего средства
вооруженной борьбы. Однако возобладала более умеренная оценка: тезис
о свертывании строительства бронепоездов отклонялся, и усилия конструкторов
были направлены на создание новых образцов железнодорожной боевой техники.
В 1930 г. на заводе имени С.М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного
броневагона, который бы не уступал по огневой мощи, а по маневренности
и защищенности превосходил бронепоезда, имевшиеся в то время на вооружении
Красной Армии.
...
Перед Великой Отечественной войной моторный броневой вагон приняли на
вооружение. Было изготовлено несколько единиц, они входили в состав
дивизионов бронепоездов, структурно подчиненных командованию бронетанковых
и механизированных войск Красной Армии. На некоторых мотоброневагонах
устанавливались башни танка Т-34 и дизели В-2.
В 1941 г. на вооружении советских
войск имелись легкие бронепоезда, оснащенные 76,2-мм пушками, и тяжелые
со 107-мм орудиями. Дальность стрельбы пушек была 8…10 км, а пулеметов
- 800…1000 м. Боекомплект на 76,2-мм пушку составлял 280 артиллерийских
выстрелов, на 107-мм пушку - до 200, на 37-мм зенитную пушку - до 600,
на 7,62-мм станковый пулемет "максим" - 5 тыс. патронов и
на счетверенную зенитную пулеметную установку - 10 тыс. патронов. Бронирование
(до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных
снарядов калибром 75 мм.
На одной заправке топливом и водой
бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. (негусто, я бы сказал)
...
Бронепоезда
состояли на вооружении армий многих государств. Даже Финляндия и Латвия
имели по два бронепоезда. Литва развернула один полк бронепоездов, а
в вооруженных силах Эстонии было два таких полка. В состав каждого из
них входили один легкий и один тяжелый бронепоезд. Легкий бронепоезд
вооружался четырьмя орудиями и, кроме того, на каждой платформе - одним-двумя
пулеметами; пулеметных вагонов было два, в каждом по четыре легких и
два зенитных пулемета. Тяжелый бронепоезд имел две тяжелые гаубицы,
одну дальнобойную и одну легкую пушку.
В Польше также предусматривалось
применение бронепоездов. В мирное время здесь производилось обучение
личного состава в учебных дивизионах, состоявших из двух бронепоездов,
содержавшихся при железнодорожных полках. В румынской армии был сформирован
бронепоездный батальон, в состав которого входили четыре бронепоезда.
Они вооружались 120-мм морскими пушками, одной 75-мм пушкой, восемью
орудиями мелкого калибра и несколькими пулеметами.
Во
французской армии главное внимание было обращено на создание тяжелых
бронепоездов для охраны побережья.
...
Легкие бронепоезда во Франции имели
на вооружении 75-мм пушки и пулеметы Гочкиса. Для боевых действий в
колониях французы применяли бронепоезда, которые состояли из бронированных
платформ, вооруженных пулеметами и горными 65-мм орудиями, или обыкновенных
платформ, на которые устанавливались готовые бронебашни с вооружением.
Так, в составе 70-тысячного французского контингента в Сирии, действовавшего
против повстанцев, имелось три таких бронепоезда.
В английской армии легкие бронепоезда
применялись только как средство для охраны железных дорог, а тяжелые,
приближающиеся по своему характеру к железнодорожной артиллерии, - для
обороны побережья.
Германия, проигравшая войну 1914-1918
гг., весной 1921 г. расформировала все бронепоезда, уцелевшие к тому
времени. Но вскоре от союзников было получено согласие на постройку
так называемых "железнодорожных охранных поездов", которые
должны были гарантировать беспрепятственное движение по железной дороге
в случае внутренних беспорядков в стране. Каждый поезд состоял из шести
закрытых товарных вагонов с деревянными стенами, обшитыми изнутри стальными
листами. Случайному наблюдателю, если он не замечал бойниц и смотровых
щелей, они могли казаться обычными грузовыми поездами.
...
В сентябре 1939 г. германские бронепоезда
приняли участие в польской кампании. Наиболее успешно действовал бронепоезд
№ 6, который захватил станцию Граево. Однако другие бронепоезда на выполнили
поставленных перед ними задач: провалилась попытка бронепоезда захватить
невредимыми мосты около Дифшау; другой не смог даже пересечь границу
у Видфурта (Верхняя Силезия) из-за разрушений железнодорожного полотна;
третий, сражавшийся у станции Пониц, смог только обороняться и до подхода
подкреплений не продвинулся вперед.
Летом 1940 г. вермахт получил на
пополнение два бронепоезда, состоявшие из польских броневагонов и локомотивов.
Тогда же немцы, используя чешские горные 75-мм орудия и другое вооружение,
построили еще три бронепоезда.
В
декабре 1941 г. в Германии был разработан проект бронепоезда образца
1941 г., в состав которого предполагалось, помимо прочего, ввести специальные
платформы с установленными на них танками.
...
В Советском Союзе в годы Великой
Отечественной войны развернулось строительство бронепоездов в различных
городах страны. На них устанавливались танковые башни, которые, как
правило, вооружались 76-мм орудиями, а 7,62-мм пулеметы устанавливались
по бортам и внутри вращающихся башен. Некоторые бронепоезда качественно
отличались от типовых. Так, в сентябре - феврале 1942 г. рабочие Горьковской
области построили два бронепоезда - "Козьма Минин" и "Илья
Муромец".
Они были намного ниже прежних, с наклонной броней и литыми
башнями. По своей огневой мощи они превосходили созданные ранее боевые
машины - на них впервые появились реактивные установки и надежное зенитно-артиллерийское
вооружение.
...
31-му отдельному бронедивизиону,
состоявшему из "Козьмы Минина" и "Ильи Муромца",
были приданы
"черный" паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две
бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин
ГАЗ-АА, две машины М-1, две ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт,
мастерская, кухня, баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной
десантно-минометной ротой состоял из 335 человек.
"Черный"
паровоз - локомотив, используемый для приведения в движение бронепоезда
в небоевых условиях.
Широкое строительство и формирование
зенитных бронепоездов ПВО началось в соответствии с постановлением Государственного
Комитета Обороны (ГКО) от 23 ноября 1941 г. Каждый из них имел на вооружении
четыре 76,2-мм орудия, два строенных пулемета калибра 7,62 мм и четыре
станковых пулемета "Максим". Подвижной состав включал бронированный
паровоз, семь бронированных площадок, один классный и два крытых двухосных
вагона.
...
На 12 апреля 1943 г. в системе ПВО
страны имелось 55 отдельных зенитных бронепоездов, а к концу войны -
более 200. В основном они находились в составе прифронтовых соединений
ПВО и использовались для самостоятельной обороны железнодорожных объектов,
усиления противовоздушной обороны крупных железнодорожных узлов и мостов,
временной противовоздушной обороны железнодорожных объектов, сопровождения
поездов в пути.
При длительной дислокации в одном
пункте пушки малого калибра и пулеметы снимались с бронеплощадок и ставились
на грунт на удалении 200-300 м от обороняемого объекта. Часть пулеметов
устанавливалась у стоянки паровоза и крытых вагонов. Средства управления
огнем снимались с бронеплощадок и ставились на грунт в сторону наилучшего
обзора на удалении, определяемом длиной кабелей синхронной передачи.
При сопровождении железнодорожных
составов огневые средства бронепоезда рассредоточивались: орудия - в
голове и хвосте эшелона, а зенитные пулеметы - в середине. Для прикрытия
группы эшелонов считалось целесообразным иметь бронепоезд через каждые
2-3 эшелона. Зенитные бронепоезда при этом организовывали единую систему
огня.
Опыт подтвердил возможность быстро
перебрасывать бронепоезда ПВО в районы, где авиация противника проявляла
повышенную активность. Боевой успех достигался прежде всего высокоманевренными
действиями и как следствие - внезапностью огня для фашистских летчиков.
Появление бронепоезда у объекта, ранее не прикрытого средствами ПВО,
почти всегда приводило к уничтожению самолетов противника.
...
В послевоенные годы с появлением
ракетно-ядерного оружия бронепоезда, казалось, навсегда ушли в прошлое.
И
только в конце шестидесятых годов, после известного конфликта на советско-китайской
границе в районе острова Даманский, идея бронепоезда возродилась вновь.
Этому способствовало понимание уязвимости "транссиба" в случае
крупномасштабного нападения со стороны южного соседа.
...
...непредсказуемость соседа,
не раз шедшего на проявления открытой агрессии, вкупе с его огромным
военным потенциалом заставляли держать порох сухим. По-прежнему проблемной
оставалась защита железнодорожных объектов, оборона которых обычными
средствами требовала оборудования большого числа укреплений. В
конце
семидесятых годов военные вернулись к отвергнутой было идее маневренного
прикрытия с помощью бронепоездов. На этот раз решили не строить чрезмерно
дорогой специализированный бронепоезд. Предложение было реализовано
в упрощенном варианте, с максимальным использованием готовых агрегатов.
С этой целью б
ронепоезд делался модульным, состоящим из способных действовать
автономно "бронелетучек". Последние имели в своем составе
танки, что обеспечивало большую гибкость их применения и подвижность,
искупая существенный недостаток прежних "бронекрепостей" -
привязанность к железнодорожному пути.
В состав "бронелетучки"
входили пара открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 (могли использоваться
и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся
подвижности - лишь бы сохранялись их "огневые" возможности)
и бронированный маневровый тепловоз типа ТГМ-14. Колесные тележки и
тормозная система платформ прикрывались броневыми фартуками, а помимо
танка на каждой из платформ устанавливался бронированный короб для размещения
мотострелкового отделения со штатным вооружением. Короба имели в стенах
бойницы, прикрытые изнутри открывающимися заслонками, командирскую башенку
со смотровым перископическим прибором и оборудовались KB и УКВ-радиостанциями.
При необходимости короба можно было снять с платформы, освобождая место
под груз. Штатная численность бойцов "бронелетучки" составляла
25 человек. В составе поезда предусматривалось до пяти таких бронеединиц,
в зависимости от выполняемой задачи.
Тактика действий поезда предполагала
выдвижение в заданный район, где "бронелетучки" рассредоточивались
по назначенным объектам, осуществляя их прикрытие; считалось, что пары
танков и двух мотострелковых отделений было достаточно для защиты типового
железнодорожного сооружения (моста, путепровода, разъезда и т. п.).
При необходимости оборону можно было усилить другими "бронелетучками".
Платформы оборудовались откидными аппарелями для погрузки и разгрузки
танков. По прибытии "бронелетучки" к охраняемому объекту танки
могли вести огонь прямо с платформ или, съехав с них, занять подготовленные
позиции. Предполагалось, что каждая "бронелетучка" сможет
контролировать зону ответственности до 100 км; тем самым комплектный
поезд позволял прикрыть участок в 500 км, что равняется расстоянию от
Иркутска до Улан-Уде.
Если поезд действовал в полном составе,
то он выглядел еще внушительнее. Управление им осуществлялось из полностью
бронированного вагона с узлом связи и рабочими местами командира и штаба.
На открытых площадках размещались 23-мм зенитные установки. ПВО поезда
дополнял специальный броневагон на основе обычной платформы, в центральной
части которого находился пункт управления, а на торцевых открытых площадках
- по одной ЗУ-23-4 и спаренной ЗУ-23. Центральная рубка служила для
укрытия расчетов и боекомплекта. Помимо зенитной артиллерии на площадках
находились также расчеты ПЗРК. Тепловоз ТГ-16 во главе состава также
был зашит стальной броней, причем ею прикрывались не только будка машиниста
и силовое отделение с дизель-генератором, но и объемистые топливные
баки под полом.
Как и подобает штатной мотострелковой
или танковой части, в составе поезда имелось разведывательное подразделение
с двумя плавающими танками ПТ-76. Платформы с этими легкими и менее
защищенными танками имели усиленную броневую защиту - вертикальные листы
двухметровой высоты, спереди и сзади откидывающиеся на петлях и выполняющие
функции аппарелей для танков.
В состав бронепоезда также входила
разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД). Машины эти, оборудованные
спереди и сзади откидными рамами с пружинными рессорами и стальными
катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге
со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие
по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал
всего 3…5 минут.
По прямому назначению бронепоезда
решено было использовать в январе 1990 г. при ликвидации антиправительственного
мятежа в Баку и националистического в Сумгаите. В Закавказье тогда складывалась
обстановка, в самом прямом смысле близкая к боевой. К Баку и Ленкорани
началась переброска войск из других округов, а для восстановления границы
направили курсантов четырех пограничных училищ.
Кроме того, из Забайкалья вышли
бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными
магистралями в сложных условиях Закавказья. Поездам предстояло пройти
6,5 тыс. км, однако для дальних перегонов тяжелые бронесоставы не были
приспособлены. Путь через всю страну занял недели, и к назначенному
месту поезда прибыли с изрядным опозданием. 24 января Баку был взят
под контроль частями Советской Армии, а решающую роль в этом сыграли
десантники 103-й гв. вдд, переброшенные по воздуху.
Прибывшие к месту назначения бронепоезда
использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с
войсками и грузами, для защиты последних от грабежей. Неоднократно при
этом они подвергались обстрелам, однако сами, подчиняясь приказу, огня
не открывали.
Волна организационно-штатных мероприятий
(а попросту - массовое сокращение) добралась до уникальных поездов к
началу нового века. Из составов один за другим стали изымать, сдавая
в металлолом, бронеплатформы и вагоны.
В конечном счете, от бронепоездов
остались на хранении только тяговые локомотивы и тепловозы "бронелетучек",
сиротливо стоящие в таежном тупике.