[image]

Бронепоезда и бронемотрисы

 
1 2 3 4 5 6 7 26

ruutu

новичок
техника бронепоезд бепо метро железные дороги рельсовый транспорт
ребята если есть помогите с чертежами немецких бронепоездов..
   
RU Серокой #25.02.2008 23:24
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Вот по советским книжка есть...
   
RU Серокой #29.03.2008 21:24
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Это опять же не по немецким, но не пропадать же ссылке.

Великая Отечественная Война

Портал посвящён описанию различных праздников, карнавалов, выставок и фестивалей проводимых по всему миру. Так же на сайте Вы найдёте памятные даты, дни рождения знаменитостей, именины и многое другое... // www.prazdnikimira.ru
 
   
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кому не лень - ищите где скачать, а то и купить оспреевскую книжку "Armored Trains":

Кстати, в оспреевской же книжке о бронетехнике в Гражданскую войну (постил ссылку в топике "Танки кайзера...") тоже есть немного о бронепоездах.
   

Mishka

модератор
★★★
Fakir> Кому не лень - ищите где скачать, а то и купить оспреевскую книжку "Armored Trains":
Fakir> http://www.ospreypublishing.com/images/books/.../9781846032424-th2.jpg
Fakir> Кстати, в оспреевской же книжке о бронетехнике в Гражданскую войну (постил ссылку в топике "Танки кайзера...") тоже есть немного о бронепоездах.

А очень нужно?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кому? :) Мне - не очень :)
Но, как показывает практика, значительная доля оспреевских книжек после некоторого поиска в нете вылавливается (хоть и не все).
   
RU Серокой #01.09.2008 12:19
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
В Кубинке стоит бронепоезд с характерной маскировочной окраской - под шпалы-рельсы.
Вот смотрю я на картинку обложки и не пойму, посередине разрез - или тоже маскировочная окраска?
   
RU Серокой #15.09.2008 09:47
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Блиндированный поезд, проверяют мины на пути. Грозный, 2007, заметьте, год. Взято с Паровоза-ИС.
   
MD Wyvern-2 #15.09.2008 10:53  @Серокой#15.09.2008 09:47
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Немного офф :) Мало кто знает, что первые выстрелы в том, что мы теперь называем Вторая Мировая война сделал как раз бронепоезд :) Немецкий бронепоезд начал артподгтовку по территории Польши

Ник
   6.06.0
RU Фагот #15.09.2008 15:05
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А я в Сухуме бронепоезд сфотографировал, неделю назад :)
   
RU Серокой #17.09.2008 20:17  @Фагот#15.09.2008 15:05
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Фагот> А я в Сухуме бронепоезд сфотографировал, неделю назад :)
Ну и где? )
   
RU Ведмедь #17.09.2008 20:29
+
-
edit
 
RU Серокой #17.09.2008 20:42
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
А... Я просто не дождался загрузки.

А это куча фотографий по теме:

mechcorps.rkka.ru

Couldn't resolve host 'mechcorps.rufiles' // mechcorps.rkka.ru
 
   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Нашёл в Муле оспреевскую книжку. Довольно любопытственно, и немало антиресных фоток - чистый тебе дизельпанк местами :)
Справедливо отмечено, что бронепоездам, как и дирижаблям, достался весьма краткий период большой славы в ПМВ и чуть после - бепо особенно в нашей Гражданской (тут им и с культурным пластом свезло - и тебе "Бронепоезд No 14.69", и матрос Железняк, и протчая :) ).

В общем, интересующимся темой скачать крайне рекомендую :)


Pz.Zug II (1) established the dassic elements of the Austro-Hungarian armored trains with its distinctive turreted artillery wagon with 70mm gun. The locomotive is an armored version of the common MAv 377. Khunkhuz NO.1 (2) was the lead train for this dass. This is a partial view of the train; in practice it would have an additional artillery car on the back end of the armored iocomotive. The armored locomotive is the ciassic Ov Ovechkoi. BP NO.1 0 Roza Luksembourg (3) was named after the famous German communist leader and served mainly on the Turkestan front fighting the basmachi Muslim partisans. It was powered by a typical 50rmovo-pattern armored Ov locomotive and the distinctive Sormovo~pattern artillery wagon armed with turreted 3-in. mountain guns and numerous firing embrasures along the superstructure. This is only a partial depiction of its configuration, as it would also generally have control cars at either end as well as a second artillery car behind the locomotive.
 


1. Austro-Hungarian Pz.Zug II, 1915
2. Russian Bronepoyezd Khunkhuz, 1915
3. Soviet BP No.10 Roza Luksembourg, 1918
Прикреплённые файлы:
БеПо.jpg (скачать) [941x659, 64 кБ]
 
 
   2.0.0.82.0.0.8
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
"The most futuristic of the Austro-Hungarian armored rail-cruisers was this Motorkanonwagen (motorized cannon car) built on the 303.343 automotrice and armed with a turreted 70mm Skoda gun. It was lost during fighting on the Romanian front in 1916."
Прикреплённые файлы:
Motorkanonwagen.jpg (скачать) [438x353, 23 кБ]
 
 
   2.0.0.82.0.0.8
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Оказывается, в Красной Армии на конец Гражданской было аж 123 (в скобках, прописью: сто двадцать три) бронепоезда! %(
Ну, понятно, что большинство были самопальными эрзацами - пара вагонов, обшитых котельным железом, а то и вовсе "забронированных" мешками с песком - но всё равно внушаить, да. А белые понастроили за войну 80 штук.

"Мы мирные люди, но наш бронепоезд кровавую пищу клюёт под окном стоит на запАсном пути!"

В 1919 как минимум восемь красных бронепоездов были оборудованы аэростатами-корректировщиками, о как! Говорят, это давало неплохие преимущества в стычках с бронепоездами белых.

A novel method of train reconnaissance was the use of observation
balloons tethered to a special flatcar, They were first used for artillerv spotting by BP Chernomovets ("from the Black Sea region") on the Debaltsevo front
in March 1919. The balloons were most heavily employed in the ]uly-September
1919 fighting and at least eight trains had balloons attached
during these campaigns, A typical example was the 23rd Air Unit attached to
BP Volga during the fighting on March 7-24, which conducted 73 sorties
lasting 201 hours, of which 63 sorties were for scouting and ten for adjusting
artillery fire. Balloons proved to be particularly effective in engagements with
White Russian trains.
 



Инженерная хитрость конца 30-х - железнодорожная "торпеда" для борьбы со вражескими бронепоездами!
Планировалось вооружать каждый бронепоезд пятью такими торпедами, и вроде бы даже на 41-й были в строю, однако упоминаний об их применении нет - очевидно, потому, что в отличие от Гражданской, бронепоезда воюющих сторон в ВМВ друг с другом практически не сталкивались.

One of the more curious innovations during the late 1930s was the
development of the ZhDT-3 railroad torpedo at the Ordzhonikidze Machine
Plant in Podolsk. During the civil war, one tactic to eliminate particularly
dangerous enemy armored trains was to create a demolition train by taking
an expendable locomotive and flatcar, packing the flatcar with explosives,
and sending the train down the rail-line at high speed to collide with the
enemy armored train. The railroad torpedo was intended to be less wasteful
of railway equipment. lr consisted of a small, two-axle, battery-powered
trolley armed with a 4951b bomb containing a 220lb high-explosive charge.
The ZhDT-3 had a top speed of 37mph and a range of about 6 miles.
Production started in 1938, and it was planned to equip each armored train
with five of these devices. While many of these were in service in 1941 at the
outset of the war, there is no record of their actual use in combat, probably
due to the lack of suitable targets.
 




Во, крассавец какой! Создателям - гран-при за дизайн! :)

ARMORED RAIL-CRUISER ZAAMURETS
1. Zaamurets, Tsarist Army, 1916
2. OrlikVuzcis. I,Siberia, 1918
3. Armored Train NO.1 OS, Manchurian Army, 1931


The top illustration shows Zaamurets in its initial configuration after construction in Kiev. In September 1917, it was rebuilt at the Odessa yards where the turret was raised for better clearance. Zaamurets was in this configuration at the start of the Russian Civil War and remained so through the time that it was captured by the Czech Legion in July 1918. It was modified by the Czechs shortly afterwards when they ran out of S7mm ammunition for its main guns. The new configuration (2) used the ubiquitous Putilov 3-in. field gun. The final plate shows the Zaamurets in its last known configuration at the time of its capture by the Japanese Kwangtung Army from the Manchurian Army. At the time it was known simply as No.10S, and this is repeated in both Roman script at one end, and in Chinese at the other end.
 
Прикреплённые файлы:
ZAAMURETS.jpg (скачать) [903x619, 69 кБ]
 
 
   2.0.0.82.0.0.8
Это сообщение редактировалось 05.10.2008 в 12:20
RU Серокой #05.10.2008 00:10  @Fakir#05.10.2008 00:06
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Fakir> Инженерная хитрость конца 30-х - железнодорожная "торпеда" для борьбы со вражескими бронепоездами!
собссно:
Необычное с ребордами [Серокой#14.01.08 17:08]
   
Это сообщение редактировалось 05.10.2008 в 00:17
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну так и перенёс бы сюда - или хоть ссылку :)

А тут тебе и уточнение - применяться оно всё-таки не применялось ;)



И на закуску немного искусства - художник Ф.А.Модоров, "Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920 году" (1933)
   2.0.0.82.0.0.8
RU Ведмедь #05.10.2008 11:20  @Fakir#05.10.2008 00:06
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Fakir> В 1919 как минимум восемь красных бронепоездов были оборудованы аэростатами-корректировщиками, о как! Говорят, это давало неплохие преимущества в стычках с бронепоездами белых.
Fakir> ARMORED RAIL-CRUISER ZAAMURETS
Fakir> 1. Zaamurets, Tsarist Army, 1916
Fakir> 2. OrlikVuzcis. I,Siberia, 1918
Fakir> 3. Armored Train NO.1 OS, Manchurian Army, 1931

Нешто они там серией строились? А где и кем? А вот №2 как-то не по-сибирски подписан. Чех?
   
MD Fakir #05.10.2008 12:21  @Ведмедь#05.10.2008 11:20
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не-е! "Жан-Клод-Вам-Дам - это вовсе не четыре мужика!" :F

Там же в аглицкой цитате сказано - сначала построен в Киеве, потом захвачен чехами, потом отбит обратно, потом передан китайским товарищам, у которых в конце концов отобран японцами.
   2.0.0.82.0.0.8
RU Ведмедь #05.10.2008 17:54
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Эвона как! Благодарю, барин, што просветили сиволапого :)
   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
И шо в стране деется... вот раньше сиволапыми были мужики, а медведи - косолапыми %)

Статья в журнале "Двигатель":

"Двигатель" №3 (45) 2006 г. "ПОД ГРОЗНОЙ БРОНЕЙ ТЫ НЕ ВЕДАЕШЬ РАН…"

  "ПОД ГРОЗНОЙ БРОНЕЙ ТЫ НЕ ВЕДАЕШЬ РАН…" Николай Александров   "В общем, бронепоезд представлял собой сооружение из сплошного металла, не пробиваемого пулями и шрапнелью… Пушка находилась в задней части корпуса на легко вращающейся платформе и могла обстреливать веером. Мощный паровоз также был одет в броню; незащищенной оставалась лишь верхушка трубы. И, разумеется, все, не исключая и пушек, было окрашено в цвет хаки…" Луи Буссенар. "Капитан Сорвиголова" В середине девятнадцатого века во флотах передовых в военном отношении стран были внедрены три важнейших изобретения: паровая машина, броневая защита и нарезная пушка. // Дальше — engine.aviaport.ru
 

"Двигатель" №4 (46) 2006 г. ПОД ГРОЗНОЙ БРОНЕЙ ТЫ НЕ ВЕДАЕШЬ РАН…

"ПОД ГРОЗНОЙ БРОНЕЙ ТЫ НЕ ВЕДАЕШЬ РАН…" Николай Александров (Окончание. Начало в № 3 - 2006) В созданном в мае 1921 г. Управлении начальника бронесил РККА числилось 122 бронепоезда. Гражданская война в стране закончилась, шло резкое сокращение численного состава армии. И хотя к концу 1928 г. насчитывалось всего 34 бронепоезда, они фактически определяли боеспособность бронесил РККА в целом (танковые и автоброневые части с их безнадежно устаревшей трофейной техникой могли использоваться лишь в учебных целях). // Дальше — engine.aviaport.ru
 

_________________________________________________________________________________



...От этих идей рукой подать до поезда, на платформах которого смонтированы пушки. Правда, броня еще не казалась важнейшим элементом такой боевой машины, ведь обороняющаяся пехота в то время не располагала пулеметами. Известно, что первым опытом объединения железнодорожного состава и артсистемы могут похвастаться американцы. В период гражданской войны 29 июня 1862 г. в бою под Ричмондом впервые и довольно успешно была применена 32-фунтовая пушка, установленная на четырехосной платформе. Лишенное противооткатных устройств, орудие могло стрелять только в узком секторе углов относительно железнодорожной колеи, но и этого оказалось достаточно, чтобы внезапным огневым налетом рассеять большой отряд армии конфедератов.
В годы франко-прусской войны пушки, установленные немецкими артиллеристами на железнодорожные платформы, обстреливали осажденный Париж, перемещаясь по его периметру и нанося внезапные удары с разных направлений. Маневренный характер войны, необходимость быстрого перемещения артиллерийских орудий, потребность в нанесении мощных внезапных ударов с немедленным уходом от возможного огневого ответа способствовали применению 120-мм и 155-мм скорострельных морских пушек, модифицированных для применения с железнодорожных платформ. Удалось решить сложную проблему, долгое время тормозившую развитие железнодорожной артиллерии, - создать эффективные противооткатные устройства. Однако в последние десятилетия девятнадцатого века все вновь свелось лишь к объединению платформы проезда с орудием. Бронепоезд же, в современном понимании этого термина, никак не появлялся.
Полноценному бронепоезду было суждено родиться на краю света, в Южной Африке, где на рубеже двух веков вспыхнула англо-бурская война.

...

...настал "звездный час"
бронированных или, как тогда говорили, "блиндированных" поездов.
Для обеспечения безопасности немногочисленных и оттого крайне важных
железных дорог англичане соорудили своеобразные блокгаузы на колесах
- вагоны, защищенные на первых порах подручными средствами типа шпал,
металлических тросов или мешков с песком. Первоначально вооружение было
представлено только пулеметами и винтовками экипажа, но вскоре на передней
и замыкающей платформах британские инженеры смонтировали полевые или
морские пушки среднего калибра.
Постепенно, накопив опыт, англичане
перешли к типовым схемам бронирования вагонов и паровозов. Бронепоезда
стали новым и довольно эффективным средством антипартизанской войны.


Число вагонов в "блиндированных"
поездах обычно не превышало десяти, а чаще всего составляло три-четыре.
Для маскировки их окрашивали под цвет местности. Для ведения разведки
в ряде случаев на одной из платформ бронепоезда монтировали лебедку,
обеспечивавшую подъем и спуск воздушного шара.
Такие поезда оказались
крепкими орешками для буров, ведь только на словах легко пустить поезд
под откос - на самом деле это довольно трудное и опасное предприятие.
А прямые атаки на бронепоезд, вооруженный десятком пулеметов, были попросту
самоубийственными.

...Идея бронированных поездов нашла своих последователей
в ведущих европейских державах, ведь плотность железнодорожной сети
в Старом Свете не шла ни в какое сравнение с аналогичным показателем
южноафриканского региона.


Впрочем, начавшаяся в августе 1914 года
Первая мировая война очень скоро стала позиционной. Многомиллионные
армии европейских держав стали все глубже закапываться в землю, укрепляя
свои позиции километрами колючей проволоки, многочисленными минными
полями. Маневренных боевых действий, как это было в войнах девятнадцатого
века, с 1915 года практически не велось. Прорыв обороны противника на
узких участках фронта могло обеспечить лишь массированное применение
артиллерии.

В таких условиях бронепоезда, имевшиеся
в противостоящих армиях Запада, применения себе практически не находили.
Железнодорожные линии, пересекающие линию боевого соприкосновения, немедленно
выводились из строя, а восстанавливать их под плотным артиллерийским
огнем неприятеля, как правило, и не пытались - это было самоубийством.
Поэтому участие французских и германских бронепоездов в боевых действиях
на Западном фронте, в основном, носило эпизодический характер.

Зато там, где сплошной линии обороны не было, бронепоезда могли проявить
свои лучшие качества - маневренность, мощь огня и хорошую защищенность.
Нетрудно догадаться, что именно на Восточном фронте, сохранившем относительную
подвижность в первые военные годы, условия для боевой деятельности бронепоездов
оказались более благоприятными.




...К концу 1915 года на Восточном фронте
действовало уже 15 бронепоездов - по одному на Северном и Западном,
восемь на Юго-Западном, четыре на Кавказском фронте и один в Финляндии
(использовался для береговой обороны и охраны побережья). Строились
они на знаменитом Путиловском заводе в Петрограде. Сложные условия боевого
применения и, в частности, все более широкое распространение скорострельных
пушек, создавали большие проблемы. Через два года, к середине 1917 года,
в российской армии оставалось всего семь бронепоездов, остальные были
потеряны в боях или находились в ремонте.

При поиске путей повышения эффективности
боевого применения бронированных составов была высказана мысль о целесообразности
перехода к бронированным мотовагонам, приводившимся в движение двигателем
внутреннего сгорания. Разработчики считали, что неоценимые преимущества
такой вариант будет иметь вследствие меньших размеров, а значит, меньшей
заметности, отсутствия пара, дыма и шума при движении, лучшей управляемости
("начальник поезда все видит и всем распоряжается: личным составом,
движением вагона, работой орудий и пулеметов").

Строительство бронированного мотовагона,
названного "Заамурец", началось в январе 1916 года в Одесских
мастерских. "Заамурец" оказался довольно удачной конструкцией,
во многом опередившей свое время. К его основным достоинствам относились:
предельно низкий силуэт, удачные углы наклона броневых плит с расчетом
на рикошет пуль и снарядов, высокая плотность внутренней компоновки,
автономность и мощное вооружение, удобство размещения команды. Толщина
брони вертикальных поверхностей составляла 16 мм, изогнутых и наклонных
- 12 мм.

...

Германская армия тоже обзавелась несколькими
десятками бронепоездов, которые использовались преимущественно на Восточном
фронте. Впрочем, немцы отдавали приоритет железнодорожным транспортерам
тяжелых орудий, применявшимся при осаде крепостей и обработке вражеских
позиций перед наступлением. Когда закончилась Первая мировая война,
у немцев в строю оставался 31 бронепоезд. По условиям Версальского договора
Германии было запрещено иметь на вооружении тяжелую бронетехнику, поэтому
все составы были сданы в депо и разоружены. Вновь строить бронепоезда
в Германии стали уже после того, как Гитлер в 1935 году отказался соблюдать
ограничения, наложенные Версальским договором.

...

Наибольшее распространение и применение
бронепоезда получили в период Гражданской войны в России. В ее ходе
боевые действия носили маневренный характер и велись в основном вдоль
железнодорожных магистралей, служивших главными коммуникациями для всех
участвовавших в войне сторон. Поэтому наиболее ожесточенные бои шли
за железнодорожные узлы и магистрали, и здесь роль бронепоездов была
часто решающей. В городах, расположенных рядом с железными дорогами,
на станциях располагались склады с оружием, боеприпасами, обмундированием
и продовольствием. Естественно, каждая из участвовавших в войне сторон,
стремилась захватить их.


Следует напомнить и о технической отсталости
царской России, отсутствии современного вооружения (танков, тракторов
и тягачей для артиллерийских систем), что заставляло импровизировать
и использовать все ресурсы, попадавшие под руку. В подобных условиях
бронепоезда очень скоро превратились в универсальное средство ведения
боевых действий. В годы Гражданской войны бронепоезда решали следующие
задачи: прорыв фронта противника, поддержка наступления своей пехоты
и кавалерии, преследование отступающего противника, захват и удержание
тактически важных пунктов до подхода своих войск, борьба с неприятельскими
бронепоездами, разведка, рейдирование, прикрытие отхода своих частей.


Бронепоезда строились, как правило, без
каких-либо чертежей, буквально в течение нескольких суток из имевшихся
под рукой материалов. На товарных вагонах, угольных пульманах и платформах
в железнодорожных мастерских и депо сооружались блиндажи из шпал, бревен,
досок, рельсов, мешков с песком или металлической стружкой, кусков железа
и тому подобных средств. Чаще всего сооружались так называемые бронелетучки
- вагоны с артиллерийским орудием, закрепленным на его лобовом торце
и способным вести огонь только вдоль направления железнодорожного полотна
в небольшом диапазоне углов. В бортах вагона устраивались бойницы для
стрелков. Иногда, если отсутствовала броня, котел паровоза прикрывали
лишь мешками с песком.


Командование Красной армии раньше своих
противников оценило большие возможности бронепоездов
в вооруженной борьбе,
развернувшейся на огромных пространствах бывшей Российской империи -
от Украины до Владивостока, от Архангельска и до Бухары. Помимо использования
наследства императорской армии, началось строительство новых бронепоездов.
Первый советский бронепоезд был спешно построен на питерском Путиловском
заводе в конце октября 1917 года. На подступах к Петрограду шли бои
с войсками генерала Краснова, поэтому Ленин лично приехал на завод,
чтобы ускорить работу.

Конструкция бронепоезда № 1 была предельно
простой: две угольные платформы, обшитые железными листами, вооружили
трехдюймовыми пушками, забронировали и паровоз. После удачных для большевиков
боев под Питером бронепоезд под командованием знаменитого матроса Железнякова
отправили в Москву. Дальнейшая биография первого красного бронепоезда,
получившего наименование "Победа или смерть", была бурной.
Из Москвы он был отправлен на Украину, где участвовал в боях с войсками
Центральной Рады в Донбассе, а в конце января 1918 года - в штурме Киева
и установлении там советской власти.
Основными центрами производства бронепоездов в годы Гражданской войны
стали Брянск, Москва, Нижний Новгород, Коломна и Петроград. Строились
и ремонтировались бронепоезда также в Киеве, Царицыне, Перми, Екатеринодаре,
Луганске и других городах.



Несколько десятков бронированных составов
было оборудовано на судостроительных заводах, где имелись солидные запасы
брони и необходимое вооружение, производственные площади и квалифицированные
специалисты. ...

...

Только основные заводы, выполнявшие централизованные
военные заказы, за период с ноября 1918 по март 1921 года изготовили
75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей.
Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже дивизий
вплоть до середины 1919 года широко использовало различные "бронеимпровизации",
которые создавались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных
мастерских и депо.

Согласно приказу Революционного военного совета республики № 416/57
от 18 декабря 1918 года, подписанному Троцким, бронированный поезд с
численностью поездной команды 136 человек состоял из паровоза, двух
бронированных платформ, вооруженных пушками и пулеметами, подвижной
базы из шесть-семь вагонов с черным паровозом для перевозки технического
имущества и боеприпасов. Позднее при каждом бронепоезде были сформированы
десантные отряды численностью 321 человек.
Стараясь привести все имеющиеся бронепоезда к общему знаменателю, Реввоенсовет
в тот же период выпустил специальную инструкцию, по которой все бронепоезда
делились на две части: боевую: поезд № 1 - две бронированные платформы
с паровозом посередине. Вооружение: два трехдюймовых или зенитных орудия,
12 пулеметов и два миномета. Поезд № 2 - две платформы (желательно бронированные)
с паровозом. Вооружение: два тяжелых четырех- или шестидюймовых орудия;
резерв: поезд № 3 - железнодорожный состав для перевозки экипажа и имущества.

Обобщив опыт боевых операций бронепоездов
в годы гражданской войны, Реввоенсовет РСФСР 5 августа 1920 года выпустил
новую инструкцию, в соответствии с которой все бронепоезда по своему
оперативно-тактическому предназначению подразделялись на три типа:

"А"
- ударные полевые бронепоезда
- сильно бронированные составы, состоящие
из бронепаровоза, двух бронеплощадок с двумя трехдюймовыми орудиями
и восемью пулеметами на каждой, и базы. Боезапас составлял 1200 снарядов
и 216000 патронов. Команда - 162 человека. Часто их именовали штурмовыми,
поскольку предназначались они для решения задач в условиях ближнего
боя;

"Б" - бронепоезда огневой поддержки - легкобронированные,
состоящие из полубронированного паровоза, одной бронеплощадки с двумя
107-мм или 122-мм орудиями и четырьмя пулеметами и базы. Экипаж - 57
человек;

"В" - бронепоезда огневой поддержки - легкобронированные,
состоящие из полубронированного паровоза и одной бронеплощадки со 152-мм
или 203-мм орудием и двумя пулеметами. Экипаж - 37 человек.

Легкие и полевые ударные бронепоезда предназначались
для борьбы с открыто расположенной живой силой и пулеметами противника,
для огневой поддержки войск и ведения самостоятельных боевых действий.
Тяжелые - для борьбы с объектами противника в его тылу (обстрел штабов,
станций выгрузки войск, железнодорожных узлов, переправ), а также огневой
поддержки действий легких и полевых ударных бронепоездов.
   2.0.0.82.0.0.8
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
(продолжение)
________________________________________________________________________________
В созданном в мае 1921 г. Управлении начальника бронесил РККА числилось 122 бронепоезда. Гражданская война в стране закончилась, шло резкое сокращение численного состава армии. И хотя к концу 1928 г. насчитывалось всего 34 бронепоезда, они фактически определяли боеспособность бронесил РККА в целом (танковые и автоброневые части с их безнадежно устаревшей трофейной техникой могли использоваться лишь в учебных целях).

В
двадцатых годах прошлого века появился ряд работ, в которых осмысливался
опыт применения бронепоездов в Первой мировой войне и в Гражданской
войне в России, рассматривалась их роль в современных вооруженных конфликтах.
Бронепоезда должны были действовать как совместно с другими родами войск,
так и самостоятельно. В последнем случае задачи бронепоездов состояли
в захвате узлов и важных пунктов на железных дорогах, охране железных
дорог, побережий, наблюдении промежутков между войсками, прикрытии высадки
войск с железных дорог, разведке, охранении войск, двигающихся вдоль
железных дорог; реже - в борьбе с артиллерией и бронесилами и при особо
благоприятных обстоятельствах - организации засад и набегов в тыл противника.


Выполнение задач достигалось обычно
продвижением к противнику на близкое расстояние и огнем с ближайших
дистанций. Как артиллерийская батарея бронепоезд должен был применяться
в исключительных случаях: при отсутствии артиллерии или значительных
разрушениях железнодорожного пути, не позволявших бронепоезду приблизиться
к противнику.

Отмечались свойства бронепоезда:



  • положительные - быстрота передвижений, безопасность от поражения пулями и осколками снарядов, постоянная боевая готовность, недоступность прямому захвату живой силой, сила огня и моральное воздействие;
  • отрицательные - ограниченность района действий, сложность работы под броней, сравнительная трудность управления и наблюдения, большая величина как цели, не способной вдобавок покинуть железнодорожные рельсы, и возможность изоляции от тыла.

В двадцатых годах производилась
модернизация советских бронепоездов - устанавливалась электрическая
сигнализация для внутренней связи, усовершенствовались приборы для управления
огнем и оборудование командирской рубки, производилось усиление брони,
паровоз заменялся тепловозом, устанавливались зенитные орудия и пулеметы.

С принятием на вооружение большого
числа танков и бронеавтомобилей была высказана мысль о необходимости
полной ликвидации бронепоездов как бесполезного, устаревшего средства
вооруженной борьбы. Однако возобладала более умеренная оценка: тезис
о свертывании строительства бронепоездов отклонялся, и усилия конструкторов
были направлены на создание новых образцов железнодорожной боевой техники.
В 1930 г. на заводе имени С.М. Кирова в Ленинграде родилась идея моторного
броневагона
, который бы не уступал по огневой мощи, а по маневренности
и защищенности превосходил бронепоезда, имевшиеся в то время на вооружении
Красной Армии.

...



Перед Великой Отечественной войной моторный броневой вагон приняли на
вооружение. Было изготовлено несколько единиц, они входили в состав
дивизионов бронепоездов, структурно подчиненных командованию бронетанковых
и механизированных войск Красной Армии. На некоторых мотоброневагонах
устанавливались башни танка Т-34 и дизели В-2.


В 1941 г. на вооружении советских
войск имелись легкие бронепоезда, оснащенные 76,2-мм пушками, и тяжелые
со 107-мм орудиями. Дальность стрельбы пушек была 8…10 км, а пулеметов
- 800…1000 м. Боекомплект на 76,2-мм пушку составлял 280 артиллерийских
выстрелов, на 107-мм пушку - до 200, на 37-мм зенитную пушку - до 600,
на 7,62-мм станковый пулемет "максим" - 5 тыс. патронов и
на счетверенную зенитную пулеметную установку - 10 тыс. патронов. Бронирование
(до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных
снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой
бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч
(негусто, я бы сказал)


...

Бронепоезда
состояли на вооружении армий многих государств. Даже Финляндия и Латвия
имели по два бронепоезда. Литва развернула один полк бронепоездов, а
в вооруженных силах Эстонии было два таких полка. В состав каждого из
них входили один легкий и один тяжелый бронепоезд. Легкий бронепоезд
вооружался четырьмя орудиями и, кроме того, на каждой платформе - одним-двумя
пулеметами; пулеметных вагонов было два, в каждом по четыре легких и
два зенитных пулемета. Тяжелый бронепоезд имел две тяжелые гаубицы,
одну дальнобойную и одну легкую пушку.

В Польше также предусматривалось
применение бронепоездов. В мирное время здесь производилось обучение
личного состава в учебных дивизионах, состоявших из двух бронепоездов,
содержавшихся при железнодорожных полках. В румынской армии был сформирован
бронепоездный батальон, в состав которого входили четыре бронепоезда.
Они вооружались 120-мм морскими пушками, одной 75-мм пушкой, восемью
орудиями мелкого калибра и несколькими пулеметами.

Во
французской армии главное внимание было обращено на создание тяжелых
бронепоездов для охраны побережья.







...

Легкие бронепоезда во Франции имели
на вооружении 75-мм пушки и пулеметы Гочкиса. Для боевых действий в
колониях французы применяли бронепоезда, которые состояли из бронированных
платформ, вооруженных пулеметами и горными 65-мм орудиями, или обыкновенных
платформ, на которые устанавливались готовые бронебашни с вооружением.
Так, в составе 70-тысячного французского контингента в Сирии, действовавшего
против повстанцев, имелось три таких бронепоезда.

В английской армии легкие бронепоезда
применялись только как средство для охраны железных дорог, а тяжелые,
приближающиеся по своему характеру к железнодорожной артиллерии, - для
обороны побережья.

Германия, проигравшая войну 1914-1918
гг., весной 1921 г. расформировала все бронепоезда, уцелевшие к тому
времени. Но вскоре от союзников было получено согласие на постройку
так называемых "железнодорожных охранных поездов", которые
должны были гарантировать беспрепятственное движение по железной дороге
в случае внутренних беспорядков в стране. Каждый поезд состоял из шести
закрытых товарных вагонов с деревянными стенами, обшитыми изнутри стальными
листами. Случайному наблюдателю, если он не замечал бойниц и смотровых
щелей, они могли казаться обычными грузовыми поездами.

...

В сентябре 1939 г. германские бронепоезда
приняли участие в польской кампании. Наиболее успешно действовал бронепоезд
№ 6, который захватил станцию Граево. Однако другие бронепоезда на выполнили
поставленных перед ними задач: провалилась попытка бронепоезда захватить
невредимыми мосты около Дифшау; другой не смог даже пересечь границу
у Видфурта (Верхняя Силезия) из-за разрушений железнодорожного полотна;
третий, сражавшийся у станции Пониц, смог только обороняться и до подхода
подкреплений не продвинулся вперед.

Летом 1940 г. вермахт получил на
пополнение два бронепоезда, состоявшие из польских броневагонов и локомотивов.
Тогда же немцы, используя чешские горные 75-мм орудия и другое вооружение,
построили еще три бронепоезда.

В
декабре 1941 г. в Германии был разработан проект бронепоезда образца
1941 г., в состав которого предполагалось, помимо прочего, ввести специальные
платформы с установленными на них танками.

...

В Советском Союзе в годы Великой
Отечественной войны развернулось строительство бронепоездов в различных
городах страны. На них устанавливались танковые башни, которые, как
правило, вооружались 76-мм орудиями, а 7,62-мм пулеметы устанавливались
по бортам и внутри вращающихся башен. Некоторые бронепоезда качественно
отличались от типовых. Так, в сентябре - феврале 1942 г. рабочие Горьковской
области построили два бронепоезда - "Козьма Минин" и "Илья
Муромец". Они были намного ниже прежних, с наклонной броней и литыми
башнями. По своей огневой мощи они превосходили созданные ранее боевые
машины - на них впервые появились реактивные установки и надежное зенитно-артиллерийское
вооружение.


...

31-му отдельному бронедивизиону,
состоявшему из "Козьмы Минина" и "Ильи Муромца",
были приданы "черный" паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две
бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин
ГАЗ-АА, две машины М-1, две ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт,
мастерская, кухня, баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной
десантно-минометной ротой состоял из 335 человек. "Черный"
паровоз - локомотив, используемый для приведения в движение бронепоезда
в небоевых условиях.


Широкое строительство и формирование
зенитных бронепоездов ПВО началось в соответствии с постановлением Государственного
Комитета Обороны (ГКО) от 23 ноября 1941 г. Каждый из них имел на вооружении
четыре 76,2-мм орудия, два строенных пулемета калибра 7,62 мм и четыре
станковых пулемета "Максим". Подвижной состав включал бронированный
паровоз, семь бронированных площадок, один классный и два крытых двухосных
вагона.

...

На 12 апреля 1943 г. в системе ПВО
страны имелось 55 отдельных зенитных бронепоездов, а к концу войны -
более 200.
В основном они находились в составе прифронтовых соединений
ПВО и использовались для самостоятельной обороны железнодорожных объектов,
усиления противовоздушной обороны крупных железнодорожных узлов и мостов,
временной противовоздушной обороны железнодорожных объектов, сопровождения
поездов в пути.

При длительной дислокации в одном
пункте пушки малого калибра и пулеметы снимались с бронеплощадок и ставились
на грунт на удалении 200-300 м от обороняемого объекта. Часть пулеметов
устанавливалась у стоянки паровоза и крытых вагонов. Средства управления
огнем снимались с бронеплощадок и ставились на грунт в сторону наилучшего
обзора на удалении, определяемом длиной кабелей синхронной передачи.

При сопровождении железнодорожных
составов огневые средства бронепоезда рассредоточивались: орудия - в
голове и хвосте эшелона, а зенитные пулеметы - в середине. Для прикрытия
группы эшелонов считалось целесообразным иметь бронепоезд через каждые
2-3 эшелона. Зенитные бронепоезда при этом организовывали единую систему
огня.

Опыт подтвердил возможность быстро
перебрасывать бронепоезда ПВО в районы, где авиация противника проявляла
повышенную активность. Боевой успех достигался прежде всего высокоманевренными
действиями и как следствие - внезапностью огня для фашистских летчиков.
Появление бронепоезда у объекта, ранее не прикрытого средствами ПВО,
почти всегда приводило к уничтожению самолетов противника.


...

В послевоенные годы с появлением
ракетно-ядерного оружия бронепоезда, казалось, навсегда ушли в прошлое.
И только в конце шестидесятых годов, после известного конфликта на советско-китайской
границе в районе острова Даманский, идея бронепоезда возродилась вновь.

Этому способствовало понимание уязвимости "транссиба" в случае
крупномасштабного нападения со стороны южного соседа.

...

...непредсказуемость соседа,
не раз шедшего на проявления открытой агрессии, вкупе с его огромным
военным потенциалом заставляли держать порох сухим. По-прежнему проблемной
оставалась защита железнодорожных объектов, оборона которых обычными
средствами требовала оборудования большого числа укреплений. В конце
семидесятых годов военные вернулись к отвергнутой было идее маневренного
прикрытия с помощью бронепоездов.
На этот раз решили не строить чрезмерно
дорогой специализированный бронепоезд. Предложение было реализовано
в упрощенном варианте, с максимальным использованием готовых агрегатов.
С этой целью бронепоезд делался модульным, состоящим из способных действовать
автономно "бронелетучек". Последние имели в своем составе
танки, что обеспечивало большую гибкость их применения и подвижность,
искупая существенный недостаток прежних "бронекрепостей" -
привязанность к железнодорожному пути.


В состав "бронелетучки"
входили пара открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 (могли использоваться
и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся
подвижности - лишь бы сохранялись их "огневые" возможности)
и бронированный маневровый тепловоз типа ТГМ-14. Колесные тележки и
тормозная система платформ прикрывались броневыми фартуками, а помимо
танка на каждой из платформ устанавливался бронированный короб для размещения
мотострелкового отделения со штатным вооружением. Короба имели в стенах
бойницы, прикрытые изнутри открывающимися заслонками, командирскую башенку
со смотровым перископическим прибором и оборудовались KB и УКВ-радиостанциями.
При необходимости короба можно было снять с платформы, освобождая место
под груз. Штатная численность бойцов "бронелетучки" составляла
25 человек. В составе поезда предусматривалось до пяти таких бронеединиц,
в зависимости от выполняемой задачи.

Тактика действий поезда предполагала
выдвижение в заданный район, где "бронелетучки" рассредоточивались
по назначенным объектам, осуществляя их прикрытие; считалось, что пары
танков и двух мотострелковых отделений было достаточно для защиты типового
железнодорожного сооружения (моста, путепровода, разъезда и т. п.).
При необходимости оборону можно было усилить другими "бронелетучками".
Платформы оборудовались откидными аппарелями для погрузки и разгрузки
танков. По прибытии "бронелетучки" к охраняемому объекту танки
могли вести огонь прямо с платформ или, съехав с них, занять подготовленные
позиции. Предполагалось, что каждая "бронелетучка" сможет
контролировать зону ответственности до 100 км; тем самым комплектный
поезд позволял прикрыть участок в 500 км, что равняется расстоянию от
Иркутска до Улан-Уде.

Если поезд действовал в полном составе,
то он выглядел еще внушительнее.
Управление им осуществлялось из полностью
бронированного вагона с узлом связи и рабочими местами командира и штаба.
На открытых площадках размещались 23-мм зенитные установки. ПВО поезда
дополнял специальный броневагон на основе обычной платформы, в центральной
части которого находился пункт управления, а на торцевых открытых площадках
- по одной ЗУ-23-4 и спаренной ЗУ-23. Центральная рубка служила для
укрытия расчетов и боекомплекта. Помимо зенитной артиллерии на площадках
находились также расчеты ПЗРК. Тепловоз ТГ-16 во главе состава также
был зашит стальной броней, причем ею прикрывались не только будка машиниста
и силовое отделение с дизель-генератором, но и объемистые топливные
баки под полом.

Как и подобает штатной мотострелковой
или танковой части, в составе поезда имелось разведывательное подразделение
с двумя плавающими танками ПТ-76. Платформы с этими легкими и менее
защищенными танками имели усиленную броневую защиту - вертикальные листы
двухметровой высоты, спереди и сзади откидывающиеся на петлях и выполняющие
функции аппарелей для танков.

В состав бронепоезда также входила
разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД). Машины эти, оборудованные
спереди и сзади откидными рамами с пружинными рессорами и стальными
катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге
со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие
по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал
всего 3…5 минут.

По прямому назначению бронепоезда
решено было использовать в январе 1990 г. при ликвидации антиправительственного
мятежа в Баку и националистического в Сумгаите. В Закавказье тогда складывалась
обстановка, в самом прямом смысле близкая к боевой. К Баку и Ленкорани
началась переброска войск из других округов, а для восстановления границы
направили курсантов четырех пограничных училищ.

Кроме того, из Забайкалья вышли
бронепоезда, задачей которых являлось установление контроля над железнодорожными
магистралями в сложных условиях Закавказья. Поездам предстояло пройти
6,5 тыс. км, однако для дальних перегонов тяжелые бронесоставы не были
приспособлены. Путь через всю страну занял недели, и к назначенному
месту поезда прибыли с изрядным опозданием. 24 января Баку был взят
под контроль частями Советской Армии, а решающую роль в этом сыграли
десантники 103-й гв. вдд, переброшенные по воздуху.

Прибывшие к месту назначения бронепоезда
использовались для охраны узловых станций и сопровождения составов с
войсками и грузами, для защиты последних от грабежей. Неоднократно при
этом они подвергались обстрелам, однако сами, подчиняясь приказу, огня
не открывали.

Волна организационно-штатных мероприятий
(а попросту - массовое сокращение) добралась до уникальных поездов к
началу нового века. Из составов один за другим стали изымать, сдавая
в металлолом, бронеплатформы и вагоны. В конечном счете, от бронепоездов
остались на хранении только тяговые локомотивы и тепловозы "бронелетучек",
сиротливо стоящие в таежном тупике.
   2.0.0.82.0.0.8
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В топике уже упоминало о применении красноармейскими бронепоездами в Гражданскую (а до них - еще англичанами в Бурскую) наблюдательных аэростатах, а вот и фото - сам аэростат и броневагон для его транспортировки.

ЗыСы Офф: Если была уже тема про паровозы - запостите ссылку на паровозный музей ТМ: HTTP 404 Не найдено
Прикреплённые файлы:
 
   2.0.0.82.0.0.8
+
+1
-
edit
 

adv1971

аксакал
★★★
Бронепоезд "Терек"
Возвращение бронепоезда "Терек" из Абхазии, где железнодорожные войска восстанавливали участок железной дороги Сухуми-Очамчира
Фотографии сделны в р-не платформы Дружба СКЖД, 29 июля



отсюда Бронепоезд "Терек" - Железная дорога


   2.0.0.172.0.0.17
1 2 3 4 5 6 7 26

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru