au> "Всё для фронта! Всё для победы!" Слово "всё" два раза, два восклицательных знака — что было бы непонятно сколько-нибудь вменяемому человеку в 42-м то?
это лозунг. а реально было так:
===
1942 год
Указом Президиума Верховного Совета СССР единая государственная пошлина заменена государственной пошлиной. Государственная пошлина представляла собой денежные суммы, взимавшиеся специально уполномоченными учреждениями (суд, государственный арбитраж, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы, исполнительные комитеты Советов народных депутатов) за совершение действий в интересах предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение (апрель, 10).
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О местных налогах и сборах» (апрель, 10), в соответствии с которым городские Советы депутатов трудящихся, а в поселках и в сельских местностях районные Советы депутатов трудящихся обязаны были взимать следующие местные налоги и сборы:
- налог со строений;
- земельную ренту;
- сбор с владельцев транспортных средств;
- разовый сбор на колхозных рынках;
- с единоличных хозяйств;
- сбор с владельцев скота и государственный налог на лошадей. Этот сбор взимался с граждан, имевших продуктивный и рабочий скот (кроме лошадей), не использовавшихся в извозном промысле. От уплаты сбора освобождались владельцы скота, хозяйства которых облагались сельскохозяйственным налогом.
Согласно указу налогом со строений облагались жилые дома, фабрично-заводские здания, склады, торговые помещения, театры и всякого рода другие строения, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам.
Налог со строений взимался в следующих размерах:
а) со строений жилого фонда кооперативных предприятий, учреждений и организаций в размере 0,5% стоимости строений;
б) с остальных строений - в размере 1% стоимости строений.
Исчисление налога производилось по первоначальной оценке строений (без вычета амортизированной части) по данным бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций по состоянию на 1 января текущего года, а при отсутствии оценки - по стоимости, определяемой налоговыми органами.
Земельная рента взималась за застроенные и незастроенные земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам в бессрочное пользование и по договорам о праве на застройки.
Взимание арендной платы за эти земли запрещалось.
Для взимания земельной ренты все поселения были разделены на шесть классов, в зависимости от административного значения поселений, численности населения, развития торговли и промышленности и других экономических условий. Распределение поселений по классам производилось Советами Народных Комиссаров союзных республик по представлениям народных комиссариатов этих республик.
Ставки земельной ренты за квадратный метр в копейках по классам поселений были установлены в следующих размерах: 1 класс - 18 копеек, 2 класс - 15 копеек, 3 класс - 12 копеек, 4 класс - 9 копеек, 5 класс - 6 копеек и 6 класс - 4 копеек.
Указом Президиума Верховного Совета СССР введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах с валовой выручки от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний (сентябрь, 10).
Введен военный налог. Военным налогом облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) источников доходов.
В связи с массовым переводом промышленности на производство военного снаряжения, сокращением выпуска товаров широкого потребления, временной оккупацией немцами крупнейших экономических районов страны и перебазированием промышленности на Восток накопления социалистических предприятий естественно должны были сократиться. Ввиду этого несколько изменилась структура доходов государственного бюджета: удельный вес доходов от социалистических предприятий снизился и, наоборот, вырос удельный вес доходов за счет платежей населения - как добровольных (займы), так и обязательных (налоги). Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы (1942-1945 гг.) их удельный вес увеличился до 15%.
В начале войны рост налоговых поступлений был обеспечен за счет стопроцентной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Кроме того, для укрепления местных бюджетов 75% средств, собранных на селе по самообложению, стали включаться в сельский и районный бюджеты на финансирование социально-культурных мероприятий.
Однако обеспечить сколько-нибудь значительный рост поступлений в бюджет за счет налогов с населения в пределах действующей до войны налоговой системы, включая даже и установленную надбавку, было невозможно. Это объяснялось, в частности, тем, что налоговое обложение основной массы плательщиков - колхозного крестьянства, рабочих и служащих, интеллигенции было построено по весьма плавной прогрессии, причем, когда размер доходов достигает определенного уровня, ставки налога из прогрессивных переходят в пропорциональные. Наряду с этим, в силу различных льгот, от налоговых платежей освобождалось большое количество граждан разных групп, еще более возросшее в период войны (семьи военнослужащих, инвалиды войны и т.д.).
Что касается действовавшей системы обложения сельского хозяйства, то она требовала существенного изменения и дополнения, в частности потому, что размер налога на хозяйство определялся по наличию облагаемых объектов без учета работоспособных членов семьи данного хозяйства.
Между тем именно этот фактор являлся одним из наиболее важных для определения платежеспособности хозяйства в условиях войны. Эту роль выполнил главным образом введенный в 1942г. военный налог. С его введением были отменены надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам.
Основной принцип военного налога и его главный отличительный признак заключался в подушном обложении. Это значительно увеличило контингент плательщиков налога как на селе, так и в городе - главным образом за счет лиц, ранее не являвшихся плательщиками налогов: не работающих по найму трудоспособных членов семей колхозников, единоличников, рабочих и служащих, кустарей и ремесленников офицерского состава Красной Армии и т. д. В отношении групп плательщиков с твердо фиксированными размерами доходов принцип подушного обложения должен был сочетаться с принципом подоходности.
Поэтому ставки налога для рабочих и служащих и других групп несельскохозяйственного населения были построены в зависимости от размеров получаемых ими доходов. На селе были введены твердые ставки налога. Однако и они дифференцировались, но не в отношении отдельных плательщиков, а по республикам, областям, районам и даже селениям в зависимости от размеров средних доходов одного колхозного двора в данной местности. Такая дифференциация была необходима главным образом в связи с различным уровнем цен на сельскохозяйственные продукты и другими особенностями отдельных местностей.
Военный налог отличался от других налоговых платежей еще и тем, что его размеры были выше на 50% для всех граждан, которые по возрасту подлежали мобилизации в армию, но по тем или иным причинам не были мобилизованы или призваны (отсрочка, физический недостаток и т.д.).
Вторым налогом, введенным во время войны, является налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Первоначально, в 1941 году он был установлен только для граждан, не имеющих детей. Однако указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об установлении государственной помощи беременным женщинам, многодетным одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» налог был распространен также и на граждан, имеющих одного ребенка и двух детей. Этим было подчеркнуто огромное политическое значение налога, направленного, главным образом, на увеличение финансирования мероприятий по охране материнства и детства.
Военным налогом и налогом на холостяков, одиноких и малосемейных исчерпывались налоговые мероприятия военного времени. Серьезные изменения, имевшие целью увеличение бюджетных поступлений, были внесены и в налоги, действовавшие до войны. Прежде всего, такие мероприятия коснулись села.
Военная конъюнктура резко повысила доходы колхозников и единоличников от сельского хозяйства. Это диктовало необходимость пересмотра действовавших по сельскохозяйственному налогу норм доходности. В связи со значительным ростом цен фактически получаемые доходы колхозников от их личного подсобного хозяйства оказались намного выше норм доходности, установленных в 1941 году.
Указом был установлен следующий порядок дифференциации норм доходности для обложения сельскохозяйственным налогом: совнаркомам союзных республик - для областей, а областным исполкомам - для районов было предоставлено право изменять средние республиканские нормы для отдельных областей и областные для отдельных районов на 30% в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, облисполкомы могли изменять районные нормы доходности для отдельных селений в пределах 30% в сторону повышения или понижения, в зависимости от расстояния данного селения от рынков сбыта и размеров рыночных доходов колхозных дворов от продажи сельскохозяйственной продукции.
При такой системе дифференциации обеспечивается возможность устанавливать нормы доходности по районам и селениям в полной зависимости от фактических доходов от продажи продукция сельского хозяйства.
Наряду с изменением норм доходности были пересмотрены и ставки налога, так как с увеличением норм должна была произойти и перегруппировка плательщиков по размерам доходов на одно хозяйство, что имеет большое значение при прогрессивной системе обложения. По действовавшей ранее шкале обложения прогрессия ставок при годовом доходе хозяйства в 4000 рублей обрывалась. При повышении же норм доходности, а, следовательно, и размеров дохода, прогрессивность налога в значительной мере утрачивалась. Именно поэтому шкала обложения была пересмотрена в сторону продолжения прогрессии до 10000 рублей годового дохода. Это повысило налоговые платежи колхозников и единоличников с более крупными доходами.
В связи с введением военного налога и пересмотром норм доходности по сельскохозяйственному налогу стала возможной отмена сельского культсбора на селе как самостоятельного налогового платежа, который по существу превратился в ненужный придаток к сельхозналогу, итог - платеж был отменен в начале 1943 года.
Городские налоги подверглись меньшим изменениям, чем сельские. Перестройка прежде всего коснулась системы местных налогов и сборов и государственной пошлины. Увеличение поступлений от местных налогов и сборов было достигнуто путем некоторого повышения ставок, главным образом по налогу со строений, земельной ренте и разовому сбору. Кроме того, был расширен контингент плательщиков налога со строении, земельной ренты за счет привлечения по обложению, хотя и по пониженным ставкам, жилого фонда городских советов депутатов участков под этими строениями.
Ставки разового сбора, в связи незначительностью его размера повышались дважды (в 1942 и 1943 годах). Окончательное определение ставок в пределах, установленных законом (5-10-15 рублей) для основной массы плательщиков разового сбора, продающих свою продукцию на рынках с рук, лотков, было в 1943 году предоставлено областным и краевым исполкомам советов депутатов трудящихся.
Была пересмотрена и система единой государственной пошлины. Ставки обложения, в ряде случаев весьма низкие, были повышены, причем расширен был перечень действий и документов, оплачиваемых пошлиной. Раньше пошлиной не оплачивались такие документы, как заявления предприятий, учреждений и организаций о рассмотрении преддоговорных споров, о пересмотре решений Госарбитража, нотариальное удостоверение договоров (кроме договоров застройки и имущественного займа), доверенности и ряд других документов.
Оплата пошлиной документов, которая была введена в 1943 году, оправдывалась не только интересами фиска, но также тем, что давала возможность контролировать такие нежелательные с народохозяйственной точки зрения явления, как, например, предъявление необоснованных споров в арбитражные органы, получение излишних справок в нотариальных органах и т.д.
Возникла также необходимость в отмене существовавшего ранее специального налога с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения (отменен указом Президиума Верховного Совета СССР 9 января 1943 года), в связи с чем была несколько увеличена ставка государственной пошлины за выдачу свидетельств, подтверждающих право наследования.
Весьма серьезной в условиях военного времени являлась задача максимального удешевления и упрощения самой работы по исчислению и взиманию налогов и сборов.
Удешевление работы по взиманию налогов, а также упрощение налоговой техники шло главным образом по пути полной отмены ряда налогов, потерявших свое значение (культсбор на селе, налог с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, некоторые местные налоги и сборы), унификации отдельных налоговых платежей и пересмотра всей налоговой документации про учету и отчетности.
Большое значение имела проведенная в 1943 году унификация культсбора с подоходным налогом. Достаточно указать хотя бы на то, что плательщиками подоходного налога и культсбора являлись десятки миллионов граждан. При исчислении и взимании платежей дважды проводились одни и те же операции (исчисление налога, удержание с зарплаты и т.д.). Особенно сильно сказалась эта унификация на сокращении работы счетного аппарата предприятий, учреждений и организаций, удерживающих налог с рабочих и служащих.
В значительном упрощении нуждалась и действовавшая до 1942 года система местных налогов. Она была недостаточно централизована, громоздка и сложна. Необходимость в ежегодных постановлениях местных советов депутатов трудящихся о проведении местных налогов и сборов и публикации их в печати в условиях военного времени было делом весьма сложным. Для финансовых органов работа по взиманию местных налогов усложнялась также и громоздкой системой дифференцированных ставок по налогу со строений и особенно по земельной ренте, что не вызывалось необходимостью. Все эти недочеты в системе местных налогов были устранены Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 апреля 1942 года.
Не приходится говорить о том, как важно было обеспечить в военное время своевременное поступление налоговых платежей в бюджет. Большое значение для укрепления государственной платежной дисциплины имело постановление СНК СССР от 28 апреля 1944 года о порядке применения принудительных мер взыскания недоимок по налогам. Этим постановлением финорганам разрешалось составлять описи имущества налогоплательщиков, не внесших в срок своих платежей, которые перешли в недоимку еще до передачи дела в народный суд. В тех единичных случаях, когда возникла необходимость в применении принудительных мер взыскания налоговой недоимки, такой порядок ускорял поступление средств в бюджет.
К мероприятиям, направленным на укрепление государственной дисциплины, следует также отнести постановление СНК СССР от 24 ноября 1942 года «Об ответственности за невыполнение обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству колхозными дворами и единоличными хозяйствами».
Этим постановлением суду было предоставлено право налагать в военное время штрафы за невыполнение в срок обязательных натуральных поставок государству в размере до двукратной рыночной стоимости не сданной в срок натуральной продукции, причем помимо штрафа взыскивалась рыночная стоимость переданной продукции. Взыскание как штрафа, так н самой стоимости не сданной в срок натуральной продукции было возложено на финорганы.
1943 год
Указом Президиума Верховного Совета СССР отменен налог с наследств и дарений (январь, 9). За удостоверение завещаний, договоров дарения автомобилей и мотоциклов, за выдачу свидетельств о праве на наследство взималась государственная пошлина.
Вводится сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак (май). Этот сбор взимался с владельцев охотничье-промысловых собак за регистрацию пса в племенных книгах охотничьего пса и выдачу выписок из родословной книги охотничьего собаководства.
В соответствии с постановление Совнаркома СССР НКФ СССР проведена третья денежно-вещевая лотерея на сумму 2,5 млрд. рублей (октябрь, 25). Весь доход от лотереи направлен на финансирование мероприятий, связанных с войной против немецких захватчиков.
Управление налогов и сборов впервые разработало инструкцию о порядке составления годовых и квартальных планов поступлений налогов и сборов. Инструкция рассчитана была на все звенья финансовой системы - от республиканских наркомфинов до райфинотделов.
Кроме того, Управление налогов и сборов издает инструкцию о порядке составления, разработки и анализа налоговой отчетности. Инструкция включала все формы действующей отчетности, давала исчерпывающую программу разработки отчетных сведений и указания о методах анализа и оперативного I использования этой разработки.
Наркомзем СССР, Наркомзаг СССР и Наркомфин СССР издали совместную инструкцию по расчетам колхозов за произведенные МТС работы, подлежащие оплате натурой и деньгами. Основные отличия новой инструкции следующие: четко определен перечень сельскохозяйственных работ МТС, которые колхозы оплачивают натурой; приводятся также особенности расчета натурой по отдельным культурам-зерновым, льну, хлопку, сахарной свекле и т.д.
Подоходный налог с населения - основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических лиц. В СССР подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. Подоходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп. Для каждой из них был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы.
К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие). Объектом обложения в этой группе являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению: были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц по месту основной работы необлагаемый минимум составлял 70 рублей в месяц. Размер подоходного налога понижался на 30% плательщикам, имевшим на иждивении четырех и более человек. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. При месячном заработке от 71 до 91 рублей ставки колебались от 0,35 до 7,8%. С заработка от 92 до 100 рублей налог уплачивался в размере 7 рублей 12 копеек плюс 12% с суммы, превышавшей 91 рублей; с заработка от 100 рублей и выше - в размере 8 рублей 20 копеек и дополнительно 13% взимался с суммы, превышавшей 100 рублей.
Вторую группу налогоплательщиков составляли литераторы и работники искусства (аналог - лица свободных профессий). Подоходным налогом облагались все виды заработков и вознаграждений без вычета расходов, связанных с выполнением работы. Налог исчислялся исходя из годового заработка и удерживался по месту выплаты дохода. Ставки налога были установлены в размере от 1,5 до 13%. Максимальная ставка применялась к доходу, превышавшему 1200 рублей в год. Необлагаемый минимум и льготы на иждивенцев при обложении этой группы не были установлены.
Третью группу налогоплательщиков составляли лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом; четвертую - граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т.д.); пятую - граждане, получавшие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях, организациях. Облагаемым доходом у граждан третьей - пятой групп являлась разность между валовым доходом (в денежной и натуральной формах) и расходами, связанными с получением дохода. Обложение этих групп плательщиков производилось по декларациям самих плательщиков, которые подавались ими к 15 января. Инспектора государственных доходов не реже одного раза в месяц должны были проводить обследования плательщиков налога. Максимальные ставки составляли: для третьей группы - 65% (с суммы годового дохода, превышающего 5000 рублей); четвертой - 69% (с суммы, превышающей 7000 рублей); для пятой группы - 81% (с суммы, превышающей 7000 рублей). Исчисленные суммы налога сообщались плательщику извещением установленной формы. Налог уплачивался в четыре срока: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
При обложении подоходным налогом была установлена система льгот. От уплаты налога полностью освобождались: военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты, старшины срочной службы) со всех видов довольствия, включая премии и награды; все граждане, получавшие пенсию, независимо от ее размеров; лауреаты Ленинской и Государственной премий и премии Ленинского комсомола с сумм этих премий; инвалиды I и II групп по зрению; инвалиды Великой Отечественной войны. Участникам войны предоставлялась скидка по налогу в размере 50% по всем видам получаемых доходов. Облагались подоходным налогом выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, проценты по вкладам, страховые вознаграждения, алименты, доходы, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом, и др. Минфин СССР и министерства финансов союзных республик помимо льгот, указанных в законодательных актах по подоходному налогу, имели право устанавливать дополнительные льготы для отдельных граждан и для групп плательщиков.
В 1943 году был отменен сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, взимавшийся с физических лиц, хозяйств колхозников и единоличных крестьянских хозяйств.
1944 год
Управление налогов и сборов разработало новую форму карточки налогового учета в городских поселениях. В новой форме карточки особое внимание уделяется выявлению членов семей военнослужащих, инвалидов Великой Отечественной войны и других лиц, имеющих право на получение налоговых льгот.
На основании указов Президиума Верховного Совета СССР введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям (июль, 8).
1945 год
Оценивая в целом ситуацию военного времени, отметим важнейшее налоговое мероприятие - введение в 1942 году военного налога. Поступление в бюджет этого налога составило весьма значительную сумму - 72 млрд. рублей Военный налог был отменен после окончания войны в 1946 году.
1941-1945гг. - была установлена 100% надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, в связи с ростом цен на колхозном рынке.
1941-1945гг. - были широко распространены добровольные взносы - сборы населения в Фонд Обороны и Фонд Красной Армии.
1945г. - налоговые агенты были освобождены от ведения лицевых счетов плательщиков в связи с организацией централизованной системы бухгалтерского учета.
===
и это фактически только по налогам. еще раз повторю - военного коммунизма в ссср в войну НЕ БЫЛО. это на фронте "за ценой не стояли". а в тылу - еще как.