В настоящее время в основном рассматриваются два способа использования ядерной энергии в космических ракетных двигателях:
1. Термические ядерные двигатели, где нагрев рабочего тела происходит непосредственно в ядерном реакторе (типа NERVA) – двигатели большой тяги, но ограниченного удельного импульса (Isp). Для твердофазных реакторов Isp не превышает 900сек, из-за ограничения по максимально допустимой температуре активной зоны.
2. Электрические ракетные двигатели, где ядерный реактор используется как источник электроэнергии. Isp таких двигателей достигает 50000сек при малой тяге, измеряемой килограммами, из-за ограниченной мощности источника питания.
Есть третий тип ядерных двигателей с теоретическим удельным импульсом до Isp=1000000сек (один миллион!) и ничем неограниченной величиной тяги.
Речь идет о так называемых ядерно-импульсных ракетах.
В США в конце 1950-ых и начале 1960-ых годов в Лос-Аламосе под руководством Тейлора разрабатывался секретный проект, который позволил бы разместить на Луне базу на 150 человек, и мог даже послать экспедиции на Марс и Сатурн. Причем эта задача могла быть выполнена в течение того же времени, как и проект «Аполлон», и возможно за то же самое количество денег. Название проекта было «Орион», и концепции, разработанные в течение его семилетней жизни настолько хороши, что они заслуживают серьезное рассмотрение и сегодня.
Проект Orion предусматривал двигательную установку космического корабля, которая работала бы от взрывающихся атомных бомб примерно в 60 метрах позади аппарата (1). Кажущаяся нелепость этой идеи – одна из причин, почему Orion потерпел неудачу, однако, много выдающихся физиков работали над концепцией и были убеждены, что это могло быть сделано практически. Так как ядерные бомбы – дискретные объекты, система должна функционировать скорее в импульсном, чем непрерывном режиме. Это похоже на автомобильный двигатель, в котором пиковые температуры сгорания далеко превышают точки плавления цилиндров и поршней. Двигатель остается неповрежденным, потому что период пиковой температуры краток по сравнению с периодом рабочего цикла.
Космическая ракета по этому проекту должна быть снабжена сзади мощной стальной или алюминиевой плитой, на которую будет действовать давление ядерного взрыва. Ядерные заряды должны выбрасываться специальным устройством из ракеты назад через определенные интервалы времени и взрываться на заданном расстоянии от плиты (3). Рабочее вещество (вероятно полиэтилен) объединено с ядерным зарядом (1). Полиэтилен хорош при поглощении нейтронов, испускаемых взрывом и, кроме того, разлагается на вещества с малым атомным весом – водород и углерод атомы которых при температуре ядерного взрыва движутся с большой скоростью (сотни и тысячи км/с). Преимущество ядерно-импульсного двигателя в том, что он способен создавать огромную тягу с высокой скоростью истечения. Никакая другая известная двигательная установка не объединяет эти две высоко желательные особенности. Удельный импульс Isp мог теоретически достигать от 10000 до одного миллиона секунд (1). Сила тяги, проявленная на плите, была огромна; это создало бы непереносимое ускорение для пилотируемого аппарата. Следовательно, необходима система амортизации, помещенная между плитой и аппаратом. Энергия тяги, приложенная к плите, была бы сохранена в амортизаторах и передана постепенно аппарату.
По проекту Orion проводились летные испытания моделей движимых химическими взрывчатыми веществами. Несколько моделей было разрушено, но 100-метровый полет в ноябре 1959, произведенный 6 взрывами, был успешен и показал, что импульсный полет мог быть устойчивым (1).
Долговечность тяговой плиты была главной проблемой. Расширяющийся плазменный пузырь каждого взрыва мог иметь температуру несколько десятков тысяч градусов, даже когда взрыв произошел в десятках метров от плиты. Во время ядерных испытаний на атолле Эниветок покрытые графитом стальные сферы были размещены в 9 метрах от эпицентра. Сферы были после взрыва найдены неповрежденными, тонкий слой графита испарился (аблировал) с их поверхностей. Возможно такая же теплозащита предусматривалась для тяговой плиты. Эксперименты показали, что плита была бы подвергнута действию критических температур только приблизительно одну миллисекунду в течение каждого взрыва, и что абляция произойдет только в пределах тонкого поверхностного слоя плиты. Продолжительность высоких температур настолько коротка, что очень немного тепла переходило в плиту, активное охлаждение было бы ненужным.
В начале проект предусматривал наземный запуск с территории США, вероятно с ядерного полигона в штате Невада. Аппарат имел тяговую плиту диаметром 41 м - чем больше диаметр плиты, тем выше получается Isp. Стартовый стол был составлен из восьми башен высотой 76 м каждая. Масса аппарата при запуске была бы порядка 10000 тонн, большая часть этой массы вышла бы на орбиту. На старте применялись заряды мощностью 0,1 килотонн (1 килотонна = 4,2*1012 Дж) выбрасываемые 1 раз в секунду, после разгона мощность увеличивалась до 20 килотонн каждые 10 секунд.
По другим данным, приведенным в (3) аппарат массой 3600 тонн при старте с Земли должен был доставить на поверхность Луны 680 тонн полезного груза, израсходовав 800 ядерных топливных зарядов общей массой 1220 тонн.
В (2) описан проект звездолета стартовой массой 400000 тонн. 10% от этой массы составляет полезная нагрузка, 2/3 топливные термоядерные заряды - 300000 единиц. Их запас рассчитан на 10 суток работы двигателя, конечная скорость - 10000км/сек.
Возможное максимальное приращение скорости аппаратов на один импульс должно составлять порядка 30 м/сек.
Радиоактивное загрязнение атмосферы Земли при запуске самого большого из кораблей с ее поверхности составило бы не более 1% от фона созданного испытаниями ядерного оружия с 1945 по 1960 годы.
В дальнейшем, что бы полностью исключить радиоактивное загрязнение атмосферы проект Orion был переработан на старт с орбиты. Вывод на орбиту двигательного модуля массой 90 тонн должен был осуществляться ракетой «Сатурн-5» - самой мощной химической ракетой того времени. При этом диаметр тяговой плиты пришлось уменьшить до 10м – диаметра ракеты «Сатурн-5», что ограничило Isp величиной от 1800 до 2500 секунд. Система амортизаторов состояла из двух частей: основного блока, составленного из множества тороидальных пневматических камер, размещенных непосредственно за тяговой плитой, и вторичного блока из четырех телескопических амортизаторов соединенных с остальной частью космического корабля.
На орбите модуль должен был стыковаться с полезной нагрузкой так же выводимой «Сатурнами». Одним из полетных заданий этой системы была экспедиция на Марс 8 астронавтов со 100 т оборудования за 125 суток. При этом 45% массы аппарата на околоземной орбите составляла полезная нагрузка (1).
Запуск ядерно-импульсного двигателя, по-видимому, должен был производиться вдали от плоскости экватора вне зоны так называемой «геомагнитной ловушки» заряженных частиц, что бы избежать появления искусственных поясов радиации вокруг Земли при ядерных взрывах в космосе. Радиоактивные продукты взрыва имели скорость достаточную для покидания Солнечной системы – ракета не оставляла бы за собой радиоактивного следа.
Сокрушительный удар проекту Orion был нанесен в августе 1963 с подписанием договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой СССР, Великобританией и США. Orion был теперь под запретом международного права. Конечно, было все еще возможно, что для сугубо мирной программы будет сделано исключение. Однако другая проблема состояла в том, что «Orion» был секретным проектом, очень немного людей в обществе знали о его существовании в отличие от широко рекламируемого в то же время плана «Аполлон». Тогда же американские военные, финансировавшие проект, пришли к выводу об отсутствии преимуществ «Ориона» по сравнению с баллистическими ракетами и бесперспективности его военного использования. НАСА сделало свой выбор в пользу Аполлона, и в 1964 году проект Orion тихо скончался по причине прекращения финансирования.
Впервые в новейшей истории главный путь совершенствования человеческой технологии был подавлен по политическим мотивам.
За прошедшие со дня окончания проекта почти 40 лет многое изменилось. Закончилась холодная война и гонка ядерных вооружений. Россия и США не знают, что делать с сокращаемыми ядерными боеголовками и оружейным плутонием из них. В этих условиях вполне возможно возрождение концепции ядерно-импульсного космического полета, конечно при приемлемом решении экологических проблем.
Значительный прогресс достигнут в конструкции ядерного заряда в сторону увеличения выхода энергии на единицу массы делящегося вещества и «чистоты взрыва». Конечно, ни какой выброс радиации в атмосферу по сегодняшним требованиям не приемлем – ядерно-импульсный двигатель должен запускаться в космосе. Для этого, к стати совсем не обязательно выводить аппарат на орбиту – достаточно лишь поднять его за пределы атмосферы при помощи химических двигателей первой ступени ракеты, далее ядерный импульсный двигатель с высоким ускорением доведет скорость до 2-й космической, а остальные включения будут вдали от Земли в межпланетном пространстве. Продукты деления, имея скорость в сотни км/с покинут Солнечную систему. В качестве первой ступени, рационально было бы использовать большие твердотопливные ускорители с монолитным зарядом как самые дешевые и надежные. В США в 1966 году был испытан в половину своей мощности двигатель диаметром 6,6 м с расчетной массой твердого топлива 1500 тонн, тягой более 3000 тонн, Isp на уровне моря 238 секунд и временем работы 120 секунд (1). Связка из10 таких двигателей разгонит вертикально ракету массой 10 тысяч тонн, до скорости 1800м/сек, на высоте 120-130 км включится ядерный двигатель. При Isp равном 10000 сек и характеристической скорости в 50 км/сек, вес 1700 топливных зарядов составит 4000 тонн, полезной нагрузки 2000 тонн. Такой космический корабль с экипажем несколько десятков человек 10-15 посадочными аппаратами в одном полете продолжительностью один-два года сможет обследовать Луну и Марс и окончательно решить вопрос о существовании сейчас или в прошлом на них жизни.
Запуск аппарата должен проводиться ближе к магнитным полюсам Земли, чтобы не создать искусственные радиационные пояса в космосе – например с Антарктических островов или побережья с трассой над океаном. Сам аппарат должен быть достаточно прочным, чтобы не разрушиться при аварийной посадке на воду с использованием тяговой плиты и амортизаторов как посадочного средства.
Что относительно стоимости? По данным (1) стоимость ядерной боеголовки крылатой ракеты находится в пределах от $ 500000 до $ 1000000. Считая, что 30 м/сек на импульс максимальное приращение скорости и характеристическую скорость для выхода орбиту 9500 м/сек получим $ 160000000 – дешевле чем запуск Шаттла. В то время как Шаттл может нести 30 тонн полезной нагрузки ядерно-импульсная ракета может нести тысячи тонн. Для случая доставки 680 тонн на Луну при 800 импульсах стоимость доставки $ 600 за килограмм – меньше чем вывод на низкую околоземную орбиту химической ракетой. Даже если химическая первая ступень ракеты увеличит эту стоимость вдвое.
Кроме того, Россия и США сокращают свои ядерные арсеналы с 5000 зарядов у каждой до 1500.
7000 бесплатных зарядов – это 210 км/сек характеристической скорости, достаточно для нескольких международных экспедиций на Марс и к Сатурну.
Важно отметить еще и то, что технология требуемая, чтобы строить космические корабли Orion-типа существовала в течение более чем 30 лет. Ядерный двигатель войдет в космос, в конечном счете. Orion мог бы быть устройством, которое сделает возможным расселение человека и экономическую эксплуатацию Солнечной системы.
Ссылки:
1. www. astronautix.com, «Проект Orion»
2. Паневин и др. «Космические ядерные ракетные двигатели» М. Знания, 1978г
3. К. А. Гильзин «Электрические межпланетные корабли» М. Наука, 1970г