[image]

12 апреля

 
1 14 15 16 17 18 19 20
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
присоединяюсь к тем кто помнит, гордится и ... празднует !!!! не взирая на ...
Ура ! с днем космонавтики !! нашей космонавтики !!!
   2020
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
С праздником! Уже юбилейным!
Поехали! :) (тут должен стоять специальный смайлик с гагаринской улыбкой)


"Это фантастично, великолепно! Необыкновенный успех! Пионер космоса не имеет себе равного. Это - успех величайшей важности для всего человечества, успех, которым мы обязаны советским людям." Ойген Зенгер, 12 апреля 1961


"Вот это да! И тут уже больше ничего не скажешь, немея от восхищения и гордости перед фантастическим успехом родной отечественной науки." Михаил Шолохов, 12 апреля 1961



60 лет уже, даже где-то страшно подумать %(
Прикреплённые файлы:
 
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> С праздником! Уже юбилейным!
 

   85.085.0
LT Bredonosec #12.04.2021 11:50
+
-
edit
 
несколько фотографий западной прессы того дня.
Прикреплённые файлы:
G8Wa6YMTqbc.jpg (скачать) [800x540, 184 кБ]
 
 
   68.068.0
LT Bredonosec #12.04.2021 11:51  @Bredonosec#12.04.2021 11:50
+
-
edit
 
Bredonosec> несколько фотографий западной прессы того дня.
Прикреплённые файлы:
nMZ1tewQTwA.jpg (скачать) [550x511, 194 кБ]
 
 
   68.068.0
LT Bredonosec #12.04.2021 11:51  @Bredonosec#12.04.2021 11:51
+
-
edit
 
Bredonosec>> несколько фотографий западной прессы того дня.
Прикреплённые файлы:
4w5jqImhWeY.jpg (скачать) [1000x750, 318 кБ]
 
 
   68.068.0
LT Bredonosec #12.04.2021 11:55  @Bredonosec#12.04.2021 11:51
+
-
edit
 
Bredonosec>>> несколько фотографий западной прессы того дня.
и моё любимое - "Вернер фон Браун, отец космической программы сша, заявляет, "США должны бежать чертовски быстро, чтоб догнать!"
Прикреплённые файлы:
_88-Waug3xM.jpg (скачать) [946x710, 323 кБ]
 
 
   68.068.0
+
+1
-
edit
 

wert

аксакал
★★★★
С Праздником!

Впервые в цвете: RT публикует уникальное поздравление Гагарина с первой годовщиной полёта в космос
В честь 60-летия первого полёта человека в космос RT подготовил уникальное видео — речь Юрия Гагарина по случаю первой годовщины его подвига. Его поздравление было записано на 35-мм киноплёнку в 1962 году и транслировалось по центральному телевидению. С помощью нейросети архивные кадры отреставрировали и раскрасили, а также восстановили звук.
   89.0.4389.11489.0.4389.114
+
+3
-
edit
 
12.04.2021 13:46, Полл: +1

cholev

опытный

PSS> C праздником!
PSS> А я проект начал
PSS> https://planeta.ru/campaigns/april_12

Желаю удачи проекта.
Зы! До чего корявий английский язык: 'Let's go'- если это сказал бы Гагарин, эта фраза никогда бы не стала бы легендой. Роскосмос кстати запатентовал 'Поехали'
С праздником!
   2121

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Картинка из экстренного выпуска "Правды" за 12-е апреля 1961.
Кто бы мог тогда подумать, что 3-е призовое место будет занято только сорок с лишним лет спустя.



Интересны также некоторые формулировки в сообщении ТАСС о первом в мире космическом полёте человека на первой полосе.

"Период выведения ... перенёс удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо."

Насколько же поменялись язык и/или стилистика. Сейчас едва ли кто так сформулировал бы, тем более в торжественном официозе. Перенёс удовлетворительно?! Чувствует себя хорошо?! Наверняка сегодня звучало бы: "... перенёс хорошо и в настоящее время чувствует себя отлично!" - причём именно с восклицательным знаком. Сейчас для нас "удовлетворительно" - это не "нормально", это что-то вроде "на троечку с минусом". Кстати, всё это относится и к отметкам за успеваемость - по-другому воспринимается.
Прикреплённые файлы:
 
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сегодняшний праздничный логотип Яндекса смотрится визуально симпатично, но рисовала девочка-дизайнер.
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Давным-давно читал про стихийную демонстрацию 12 апреля 1961 в Москве и про этот транспарант - но только теперь увидел фото.
 


 


 


 


"Je suis Yura!" :)

Правда, местами есть путаница в атрибутации - кое-где утверждается, что фото (некоторые?) относятся не к 12-му апреля, а к 14-му. Но подозреваю, что "Все там будем" - всё-таки 12-е.
   51.051.0
RU Виктор Банев #12.04.2021 19:56  @Fakir#12.04.2021 19:19
+
-
edit
 
Fakir> Давным-давно читал про стихийную демонстрацию 12 апреля 1961 в Москве и про этот транспарант - но только теперь увидел фото.
В СССР 12-го апреля, ОДИН день на почтовом отделении Ленинска ДО ОБЕДА гасили марки штампом "Байконур".
Меня, как-то, угораздило накануне туда в командировку отправиться, мне насовали серий "Космос", с просьбой проштемпелевать. Я как глянул на очередь утречком - она уходила вдаль по бульвару....
Местные поржали, сказали, что надо с ночи очередь занимать...
Так и вернул негашеные. :( Предупредить нужно было.
   2121
+
+2
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
Bredonosec>>>> несколько фотографий западной прессы того дня.
Bredonosec> и моё любимое - "Вернер фон Браун, отец космической программы сша, заявляет, "США должны бежать чертовски быстро, чтоб догнать!"

:)

«Благополучное возвращение на Землю первого американского астронавта станет очень значительным достижением. Но я полагаю, что еще более запоминающимся событием станет тот момент, когда первый американец встретится в космосе с другим существом. Надеюсь, что приветствием будет: “Привет, землянин”, а не “Добро пожаловать, товарищ!”».
Вернер фон Браун. Интервью 1960 года
   77
+
+2
-
edit
 

Beholder44

аксакал
★★★
Fakir> Поехали! :) (тут должен стоять специальный смайлик с гагаринской улыбкой)

Дубай. Башня Бурдж-Халифа





«Бурдж-Хали́фа» — сверхвысотный небоскрёб высотой 828 метров в Дубае, самое высокое и самое многоэтажное здание, самое высокое сооружение, единственный 828-метровый и 163-этажный небоскрёб в мире.
 
   89.0.4389.11489.0.4389.114
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Юрий Батурин о полёте Гагарина. Жаль, запоздало попалась на глаза.

Новая газета - Novayagazeta.ru

Google Chrome Firefox Opera //  novayagazeta.ru
 
По расчетам, вероятность успешного завершения полета пилотируемого корабля составляла 0,875, а вероятность спасения жизни космонавта даже при неудачном запуске с учетом системы аварийного спасения составляла уже 0,94. Тогдашние требования к уровню надежности составляли 0,95. Но это был расчет «схемной» надежности. В реальных условиях подготовки к старту степень надежности пилотируемого космического комплекса менялась. Так, до последнего предстартового дня вносились предложенные технические изменения, которые надежность комплекса частично снижали.
 



Любопытно, что в стремлении максимально обеспечить успех учитывались даже местные приметы. Так, заметили, что когда «Полетное задание» печаталось на финской мелованной бумаге, пуски были аварийными. Когда использовали отечественную, отдающую желтизной, пуск Белки и Стрелки прошел отлично. Потом опять использовали мелованную бумагу — вновь аварийные пуски. В марте 1961 года финская бумага кончилась, и вновь пуски оказались успешными. Когда готовили «Полетное задание» к первому пилотируемому старту, учли эту «статистику» и не стали рисковать.
 



Как мы помним, резервным режимом спуска было естественное торможение в атмосфере. Однако в этом случае орбита постепенно превращается в круговую с равновероятным захватом корабля в любой области орбиты, и он падает в нерасчетную точку под трассой полета. Попади он в океан, служба поиска вряд ли бы его нашла, и космонавт, выполнив задачу, погиб бы на Земле. До последнего продолжали искать способ посадки космонавта на территорию Советского Союза.

И вот появилась идея использовать аэродинамическую несимметричность. Баллистический коэффициент корабля различался в полтора раза в зависимости от его ориентации. Если с помощью ручной системы ориентации проходить перигей «носом» корабля вперед, обеспечивая минимум сопротивления, а апогей — поперек потока с максимумом сопротивления, тогда по законам небесной механики может сохраниться эллиптичность орбиты. Затем, выбирая области торможения, возможно переместить перигей так, чтобы захват космического корабля атмосферой происходил в нужной области орбиты, и он приземлился бы на расчетную территорию. Космонавту просто следовало выдать программу разворотов корабля, обеспечивающую его посадку на нашей территории.

Программа была написана 11 апреля!
 



Из дневника Н.П. Каманина:

«4 апреля. Нет и никогда не будет «стопроцентной» уверенности в успехе космического полета, особенно первого.

5 апреля. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».
 



Конечно, и С.П. Королев, и его товарищи, и вся стартовая команда очень волновались за Гагарина. Осенью 1961 года Юрий Алексеевич вспоминал: «Мне захотелось как-то помочь этим людям, как-то сбросить то большое напряжение, которое у них было. И когда включились двигатели, когда ракета начала подниматься со стартового стола, я, чтобы разрядить обстановку, постарался таким бодрым, обыкновенным голосом сказать: «Поехали!»

Павел Попович вспоминал: космонавты на полигоне в одну из ночей перед стартом «долго не спали, говорили о полете, шутили, рассказывали анекдоты». Один из анекдотов был такой: «Выходят две блохи из ресторана. Одна спрашивает: «Ну, что возьмем собаку или пешком?» Тут пробегает мимо какой-то пес. Блохи — прыг: «Пое-е-ехали!..»

Каждый знает, как иногда в разговоре собеседнику напоминают хорошо знакомый анекдот словом или фразой. Гагарин беспокоился о тех, кто волновался за него, и хотел их, конечно, не развеселить, но заставить улыбнуться. И какую же он точную метафору подобрал!
 


В 10.25.04 включилась и в 10.25.48 выключилась тормозная двигательная установка (ТДУ), менее чем на 1 секунду раньше расчетного времени. Нештатная ситуация вызвала ряд неприятных последствий. Для Ю.А. Гагарина наступил самый трудный и опасный участок полета…

Первые 2 секунды ТДУ работала нормально. При появлении рабочего давления в камере сгорания должен был закрыться обратный клапан наддува камеры (ОКНК). Однако клапан закрылся не полностью, в результате чего горючее после турбонасосного агрегата штатно поступало в камеру сгорания и нештатно через незакрывшийся ОКНК в полость «разделительного мешка» (нужен для предварительного наддува) бака горючего. Попавшее в «разделительный мешок» горючее не могло быть использовано для выработки тормозного импульса, то есть произошла нерасчетная потеря горючего. Его не хватило на отработку штатного импульса тяги. Прекращение нормальной работы двигателя произошло через 40,1 секунды, то есть менее чем за секунду до главной команды (ГК) на отключение двигателя. Главная команда на выключение ТДУ не прошла. Соответственно цикл «Разделение» не запустился. Теперь оставалось ждать реализации резервного режима разделения по термодатчикам. Следствием этой неполной секунды стал перелет в 600 км и посадка в нерасчетном районе.
 




Термодатчики расположены на приборно-агрегатном отсеке и срабатывают при нагреве корпуса до 150 градусов. Считается, что это происходит на высоте 100–110 км. Реально разделение произошло на высоте 150–170 км. Следовательно, нагрев корпуса до 150 градусов произошел быстрее расчетного времени.

Но это еще не все. После того как ГК не прошла, арматура ТДУ осталась открытой. По открытым трактам газ наддува и окислитель под давлением 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла по тангажу, крену и рысканью. Процесс был произвольным и неконтролируемым. Результирующее возмущающее воздействие на космический корабль привело к его закрутке вокруг центра масс корабля со скоростью 30 градусов в секунду.

Гагарин в послеполетном докладе: «Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит».

Штатная циклограмма спуска нарушилась. Команда на автоматическое разделение спускаемого аппарата и приборного отсека не прошла.

Гагарин: «Я ждал момент разделения. Разделения нет…»

10.36. Отсеки разделились по резервному варианту от термодатчиков на высоте 130 км (с задержкой от штатной циклограммы на 10 минут) над Средиземным морем.

Команда на отстрел кабель-мачты поступила от термодатчиков одновременно с командой на отстрел четырех стальных лент, соединяющих спускаемый аппарат и приборный отсек. Ленты отстрелились нормально, однако отстрел кабель-мачты не прошел. Причина была в том, что цепи кабелей запитки пиропатронов отстрела кабель-мачты ошибочно были проложены через пироножи лент, которые перерубали кабели лент и кабели пиропатронов отстрела кабель-мачты до прохождения команды на пиропатроны гермоплаты, которая шла с задержкой по отношению к команде «Отстрел лент». То же самое произошло при двух предшествующих пусках беспилотных кораблей. Однако эта ситуация угрозы безопасности космонавту не создавала, и С.П. Королев запретил проводить какие-либо доработки системы разделения, боясь, что переделки внесут опасность новых сбоев.

Из отчета Ю.А. Гагарина 13 апреля 1961 года, г. Куйбышев: «Я ждал разделения. Разделения нет. Положено 10–12 секунд, но по моим ощущениям больше прошло. Я на прибор смотрел, «Приготовиться к катапультированию» не загорается, разделения не происходит… Ну, тут я немножко так думаю: «Что-то не так!» Я прикинул, что ТДУ-то сработало правильно, значит, все-таки сяду где-нибудь, не стоит шум поднимать. Доложил, что разделения не произошло, но мне показалось, что обстановка не аварийная, ключом по телеграфу я доложил: «ВН» — все нормально».

Наконец спускаемый аппарат вошел в атмосферу. По рассказу Гагарина,


«за иллюминатором бушует пламя, корабль корежит, трещит, подумал: все».

И из его отчета 13 апреля: «Я думаю: «Гори, гори, я подожду пока»… Был такой момент, примерно секунды 2–3: в глазах начали расплываться приборы». Подобные нарушения зрения связаны с кратковременным перерывом в кровоснабжении головного мозга и сетчатки глаза, возникающим при воздействии перегрузки 12 g (по расчетам, штатная перегрузка не должна была превысить 9 g; по ощущениям космонавта, перегрузка составляла 10 g, несколько секунд перегрузка достигала 12 g).
 




В 10.49, после завершения торможения в верхних слоях атмосферы, на высоте 7 км, над весенним разливом Волги произошло катапультирование кресла с космонавтом из спускаемого аппарата и ввелся тормозной парашют. Через 50 секунд на высоте примерно 4 км ввелся основной парашют, одновременно произошел сход пилота с кресла. На высоте 3 км ввелся дополнительно запасной парашют. Сначала он вывалился, не раскрывшись, но при прохождении облаков от порыва ветра запасной парашют наполнился, и с этого момента космонавт спускался на двух парашютах. Но два парашюта — это опасность скручивания их строп. Тем не менее все обошлось.

Во время спуска на парашюте Ю.А. Гагарин около 6 минут пытался открыть дыхательный клапан скафандра. При надевании скафандра перед стартом вытяжной тросик открытия клапана попал под оболочку скафандра и дополнительно был прижат ремнем привязной системы. Опасности для жизни ситуация не представляла, однако условия в скафандре возникли дискомфортные.

Космонавт понял, что предстоит посадка на воду, вынул закрепленный на скафандре нож и обрезал стропу, на которой был закреплен носимый аварийный запас весом 43 кг. Увеличив таким образом дальность спуска на парашюте, он приземлился на сушу. Сильный западный ветер на этих высотах способствовал горизонтальному перемещению снижающихся на парашютах пилота и спускаемого аппарата и помог им не попасть в воду.
 



Во всех справочниках и энциклопедиях указана длительность полета Ю.А. Гагарина — 108 минут. Но это неверно. Присутствовавшему на месте посадки комиссару FAI сообщили для регистрации мирового рекорда оперативные сведения. Когда же данные были уточнены, изменять их советская делегация в FAI не хотела, чтобы избежать лишних споров об обстоятельствах посадки (раздельное парашютирование космонавта и спускаемого аппарата). А на самом деле полет продолжался 106 минут, как и было указано в полетном задании.
 
   51.051.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
С праздником, товарищи, несмотря ни на что! Ну, поехали!:)


...кстати, впервые обратил внимание, что легендарное "Поехали!" могло быть "заранее подготовленным" - конечно, не в том смысле, что спичрайтеры двести вариантов перепробовали :) , а просто общим ходом процесса, само вызрело в среде будущих космонавтов и их инструкторов, вроде знака "для своих".

Галлай:
…Каждое утро очередной космонавт подходил к тренажёру, снимал ботинки (что дало повод одному из наших подопечных сравнить тренажёр с буддийским храмом) и садился, точнее, почти ложился в своё кресло. Инструктор в первые дни помогал ему проверить правильность предстартовых положений всех ручек, кнопок и тумблеров (очень скоро надобность в этом исчезла, космонавты освоились с оборудованием своего рабочего места легко, тут явно проявились навыки, воспитанные лётной профессией), потом переходил в соседнюю комнату, садился за свой инструкторский пульт, надевал наушники с ларингофонами и связывался «по радио» — как бы с пункта управления полётом — с обучаемым:

— Дайте показания приборов, положение органов управления.

Космонавт последовательно — слева направо по кабине — перечислял показания приборов и положения всех ручек и тумблеров.

— К полёту готовы?

— Готов!

— Ну тогда давай, поехали.


Инструктор нажимал кнопку «Пуск», и вся сложная система имитации полёта приходила в действие
 


Конечно, это воспоминания, написанные очень сильно после, и 100% уверенности, какие именно слова на тренажёре произносились, никак не может быть, но...

И тогда можно прочитать гагаринское "Поехали!" еще и как психологический момент. Там же все старались космонавту должное настроение создать "ты ко всему подготовлен" - как вспоминает Галлай, инструктор-парашютист Никитин уже одетому в скафандр Гагарину проводил вроде бы и совершенно излишний уже инструктаж: "тихим, подчёркнуто будничным голосом говорил Гагарину, как надлежит при спуске на парашюте уходить скольжением от возможных препятствий, как и куда разворачиваться на лямках, как действовать в момент приземления, — словом, повторял вещи давно известные, да и практически хорошо Гагариным усвоенные. Для чего он это делал? Я убеждён, что отнюдь не просто так. В этом был точный психологический расчёт: концентрировать внимание космонавта не на предстоящем ему огромном Неизведанном, а на чем-то частном, а главное, уже испытанном и заведомо осуществимом. Отличный педагог был Николай Константинович!"
А тут "поехали" с тренажёра! :) Вроде ответного шага - настроить на норму даже не себя, а всех на пуске, волнующихся куда больше него: нормально всё, как на тренажёре, будет как по писаному, мы подготовились ко всему!
Может быть это такая очень тонкая шутка, вызванная именно никитинским инструктажем? :)
   56.056.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
С праздником, товарищи! Который, несмотря ни на что!
"И этого не отменить"

Поехали! :)





Галлай:

До полёта Гагарина оставалось пять-шесть дней.

Много лет спустя Б.В. Раушенбах в очередном интервью определил атмосферу, царившую на космодроме в те апрельские дни, как атмосферу исторических будней.

— Конечно, все понимали, — сказал он, — что это такое — первый полет человека в космос, все ясно отдавали себе отчёт в исключительности этого события. Подобная исключительность могла бы в принципе породить две реакции. С одной стороны, этакую фанфарную мажорность: дескать, смотрите, сейчас мы такое совершим, что весь мир ахнет!.. Другая возможная реакция — робость, даже страх перед тем, что задумывалось… Так вот, насколько я помню, не было ни того, ни другого. На космодроме царила деловая, будничная атмосфера. Руководители полёта, и в первую очередь Сергей Павлович Королев, всячески старались эту будничную рабочую обстановку сохранить. Они сдерживали эмоции и в ходе всей подготовки вели себя так, будто в корабле должен лететь не Гагарин, а очередной манекен — «Иван Иванович». Мне кажется, это был тщательно продуманный принцип его руководства — создание в нужный момент атмосферы исторических будней…

По-моему, Борис Викторович нашёл очень точные слова.

Действительно, с одной стороны, все шло как всегда. Во всяком случае, так, как в те два последних пуска, которые я имел возможность наблюдать. Те же комплексы проверок, те же монтажные операции, та же отработанная во многих пусках технология.

И в то же время — не так как всегда.

Как ни старались трудившиеся на космодроме люди — начиная с Главного конструктора — всем своим поведением демонстрировать, что идёт нормальная, плановая, давно во всех деталях расписанная работа, все равно в самом воздухе космодрома присутствовало что-то особое, не поддававшееся точному описанию, но внятно ощущавшееся всеми и каждым. В космос полетят не мёртвые механизмы, даже не подопытные животные — полетит человек!
 
   56.056.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Из экстренного выпуска "Правды" за 12 апреля 1961.

Путь к планетам открыт. И этого не отменить.
Ну а что пока по нему не особо пошли - то дело такое.
Божьи мельницы мелют медленно, лениво течёт внизу истории тяжёлая вода.
 
   56.056.0
Это сообщение редактировалось 12.04.2023 в 01:42
+
+1
-
edit
 

fencer 2

опытный

С Днём Космонавтики!!!
Прикреплённые файлы:
orig.gif (скачать) [600x450, 867 кБ]
 
 
   111.0111.0
RU Alexandrc #12.04.2023 09:27
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

С Праздником! 👨‍🚀🚀
   111.0.0.0111.0.0.0
+
+1
-
edit
 

keleg
Владимир Потапов

аксакал


Любимое фото
Прикреплённые файлы:
Юра.jpg (скачать) [800x571, 110 кБ]
 
 
   112.0.0.0112.0.0.0
+
+2
-
edit
 

kkg1960

аксакал

Всех поздравляю с Днем Космонавтики! Ураааааа! :D

62 года назад... нашего Юру целовали самые красивые бабы. :D
Прикреплённые файлы:
 
   111.0111.0
1 14 15 16 17 18 19 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru