Вражеским наветам
Красочным ответом
Русская ракета
Целится в зенит.
(Вообще-то украинская ракета, но все братья --- сестры. )
Мне довелось побывать на экскурсии на пусковой установке Sea Launch, в
славном городе Long Beach, California.
Нас было чуть побольше десяти человек, в основном выпускники МФТИ (так
сложилось).
Увы, ничего особо нового узнать не удалось, язык хозяева держали на
замке. Но сходить все же стоило, атмосфера интересная. Фотографировать
строжайше запретили. Извините, если буду писать о том, что и так все
знают. Извините также и за возможные фактические ошибки. Я как акын
что вижу (слышу), о том и пою. Описание самой ракеты и всей
системы лучше почитать на их сайте (
http://www.sea-launch.com), у
Марка Уэйда (
Encyclopedia Astronautica,
http://www.friends-partners.org/~mwade/sites/seaaunch.htm) и может еще
где --- пишите ссылки.
Приехали к причалу к десяти часам. Расслабленный охранник выдал
пропуска не проверяя морду личности. Через 15 минут мы дождались
большого босса (Bogdan Bemuk), который выдал нам стандартное слайд-шоу
рассчитаное на маркетоидов.
Интересные плюшки из его рассказа:
К запуску ракету готовят 190 человек из "Энергии" (Россия), 45 из НПО
"Южноe" (Украина), около 40 норвегов ("Kwaerner"), около 45
американцев.. Русских и украинцев гоняют туда-сюда самолетами
"Аэрофлота" перед каждым пуском.
Мы подъехали в разгар аврала, вызванного тем, что пуск перенесли на 3
дня раньше запланированного срока: клиент ("XM Radio" --
развлекательная компания, будут транслировать радио со спутника)
доплачивает доплнительные бабки за то, чтобы спутник запустили в день
рождение Элвиса Пресли, во время Consumer Electronics Show (
http://www.cesweb.org/). Хорошо хоть не на Первомай...
Стоимость запуска зависит он очень многого, в том числе и от того, в
каком порядке размещены логотипы компаний на обтекателе. Если готов
платить много, логотип компании будет на самом верху, логотим Boeing
пониже. Иначе --- наоборот.
В порту построено пару километров железной дороги русского размера ---
чтобы не переделывать оборудование.
Ракета --- кислород-керосинная, керосин привозят из России (из
Самары), т.к. его плотность --- 0.83 г/см
3, американского ракетного
керосина --- 0.81 см
3. Русского в ракету помещается больше. Сейчас
они пытаются найти американский эквивалент.
Во многих комнатах висят плакаты с напоминанием о недопустимости
разглашения главных буржуинских тайн.
По словам Богдана, на каждой деловой встрече присутствует тип из
Госдепа, который следит за тем, чтобы русским не передали важных
секретов. В частности, секретом считается умение организовать деловую
встречу и заранее записать план перегорворов. За кого ж они нас
держат... Впрочем, именно за это "Боинг" получает 40 % прибыли, так что
может и не зря.
Пуски производятся с переделанной хефтяной платформы, которую купили
по дешевке в Японии, когда компания, делавшая их,
разорилась. Командный корабль --- построили в Глазго. За морскую часть
отвечают норвежцы (реально --- несколько норвежских старших чинов и
много филиппинских моряков).
Чтобы скосить налоги, платформа и командный корабль зарегистрованы в
Монровии (Либерия), так что это --- крупнейший африканский
космодром. Гы.
Слайд-шоу закончилось, дальше нас повел на пусковую установку
(нефтяную платформу) мужик по имени Martin Ciofaletti и молчаливая
тетка по имени Brenda, по специальности --- "гидродинамик" (как нам
сказали), отмалчивававшаяся от гидродинамических вопросов. Возможно,
бурильшица из ихней Конторы Глубокого Бурения.
Пока мы трепались, ракету подняли в вертикальное положение для
проверки систем телеметрии. Установленный спутник пытался связаться с
геостационарным насовским (NASA) спутником TDRSS, чтобы проверить,
работает ли телеметрия.
В течение 10 секунд после пуска телеметрия передается на антенну на
командном корабле --- копию той что на Байконуре используется для
приема телеметрии с "Протона". Далее наводится на TDRSS и вся
телеметрия идет с него. Сказка... Не надо никаких кораблей с антеннами
по всем океанам мира.
Фотографировать нам не разрешили, а жаль. Та же Brenda обьяснила, что
их больше всего беспокоит пусковая установка. Американцы (которые в
основном работали над "Шаттлом") от пусковой установки вообще в
восторге. Утверждают, что настолько простой и совершенной гидравлики они не
видели. Сама же процедура запуска --- это тоже песня после "Шаттла". За
четыре часа до пуска ракету начинают заполнють топливом, с этого
момента и до самого пуска на платформе никого нет. Martin все пытался
обьяснить нам насколько это необычно и круто по сравнению с "Шаттлом"
(он в свое время занимался Liquid Fly Back Booster на замену нынешним
твердотопливным ускорителям). Никаких работ над ракетой в вертикальном
положении не производится. Перед запуском керосин охлаждают до -35 --
-30 градусов Цельсия, кислород --- до температуры кипения азота (77К),
поскольку еще Козьма Прутков знал, что от холода все тела сжимаются и
таким образом в тот же бак помещается больше топлива.
Все американские участники проекта с которыми нам удалось пообщаться
теперь свято уверены в преимуществах горизонтальной интеграции и
преимуществе одноразовых систем над многоразовыми. После "Шаттла" оно
конечно.... Еще Martin напирал на то, что погода им не мешает (опять
же в отличие от "Шаттла" и "Титана") : ограничения на пуск --- 10
метров в секунду ветер и 2.5 м волна. На экваторе почти всегда
лучше. Так что они заранее могут гарантировать день пуска. Например,
день рождению Элвиса Пресли. Технических задержек тоже гораздо меньше.
Я поспрашивал, что была за история, когда Боинг оштрафовали на 10
миллионов долларов за "нарушение режима секретности". Вопрос спустили
на тормозах, но Martin сказал, что стараются общатья с русскими и
украинцами поменьше, предоставляя им возможность решать технические
вопросы самим. Во избежание.
(Если учесть количество, качество и цену спиртного в их баре на
командном корабле --- врет, собака. Кроме того, если бы и впрям не
общались, фиг бы и них все это работало. Но это моё кофейниковое
мнение).
Ракету доставляют в виде отдельных ступеней из Депропетровска по
железной дороге до Одессы, оттуда по морю через Панамский канал до
Long Beach. Ступени интегрируют на месте. Там же интегрируют
спутник. Два основных производителя спутников --- Hughes и Loral ---
по соседству, не могут нарадоваться, что не надо посылать сотрудников
в командировку в странные места вроде Казахстана или Гвианы. Это ---
единственый космодром со всеми культурными удобствами от хоккея до
стриптиза под боком. Интеграция спутника производится на берегу около
недели, затем его тащат на корабль и интегрируют с остальной ракетой.
После чего к месту пуска отправляется лишь один представитель
заказчика и один представитель изготовителя. Экономия опять же
сугубая.
На ракете все надписи, видные в телекамеру --- на английском, все
надписи вроде "стыковать здесь", "жми сюда" или "не кантовать" --- на
русском. На нижних полутора метрах куча подписей несмываевым
фломастером. Martin сказал, что это у них вроде поощрения --
расписаться на ракете.
Потом пошли с платформы на командный корабль. Чувство довольно
странное. В корридорах --- объявления на русском: "кипятильники на
110В можно получить у судового электрика". На многих дверях (где
установлена аппаратура для телеметрии) --- надписи: "Вход лиц без
гражданства Российской Федерации без сопровождения запрещен". Я думаю,
это в отместку.
Центр управления полетом совсем не похож на сооружения в Подлипках и в
Хьюстоне, которые я видел только по телевизору. Во первых, совсем не
большой (по 10-15 кресел в обоих частях). Разделен на две части --
американскую, откуда контролируют спутник и русскую (украинскую?),
откуда контролируют ракету. У американцев --- Windows NT 4.0 (и у них
однажды была проблема с VB вирусом в Word, хотя не знаю, затронуты ли
были компьютеры, которые контролировали спутник). На русской ---
несколько специализировнных компьютеров очень советского вида со
странной клавиатурой с кучей стрелок, пара компьютеров, на которых,
по-моему, стоит DOS со схемами гидравлики. Я, впрочем, не видел все
вблизи. Излишней роскоши нет, бумажки с фамилиями операторов приклеены
к креслам скотчем. У американцев кресла подороже :- В общем,
нормальная комфортабельная рабочая обстановка без расчета на
телевидение.
На командном корабле есть минигоспиталь, два врача --- русский и
американец. В отличие от материковых американцев местные вроде
предрассудками не страдают и к русскому врачу ходить не боятся.
Еще на командном корабле есть ангар где собирают из ступеней ракету и
цепляют к ракете спутник. Когда мы туда зашли, там уже лежала ракета
для следующего пуска. Нам сказали, что берут ее с собой на запчасти,
чтобы был полный комплект. Так до сих пор и не знаю, не шутка ли. Тем
не менее создается явное впечатление конвеера.
Ещё, как я упоминал, у них есть приличный бар
.
Сейчас они могут запускать до восьми спутников в год. Если они решат
проблему с перегрузкой ракет с командного корабля на платформу в море,
они смогут запускать до 15 спутников в году. До сих пор они не
беспокоились по этому поводу, т.к. рынок не тот. Пока они могут
перегружать ракеты только в порту, почему и гоняют платформу туда-сюда
из Long Beach до места пуска. Один из наших спросил, а почему бы
не пергружать ракету на Гаваях — это неподалеку. Оказывается, они
этот вопрос прорабатывали, но судно зарегистрированное не в США не
может использоваться для перевозки груза из одного порта США (Long
Beach) в другой. А как мы уже выяснили --- зарегистрированы они в Африке.
На чем, собственно, наша "икспедиция" и закончилась. А жаль, было весело.
Урок, как мне кажется, вполне понятен --- на американский рынок можно
пробиться, продавая либо то, что на порядок превосходит их аналоги
("Зенит"), либо сырье. Все остальное немедленно прихлопнут
"антидемпинговыми" пошлинами. Так что если кто планировал продавать в
Штатах "Жигули" --- подождите, пока жигуль не станет ломаться в десять
раз меньше "Ford Escort" и пробегать вдвое больше на галлон. И не
забудьте отстегивать прибыли 40% местной фирме, чтобы она всех убедила, что
демпинга нет.