PZ> По полетным весам и дальностям. Для ранних Ту-144 с НК-144 макс. взлетный вес заявлен 180000кгс, нормальный взлетный 150000кгс. Практическая дальность полета с макс. взлетным весом, крейсерской скоростью 2340 км/ч, резервом топлива 10000 кг и коммерческой нагрузкой 15000 заявлена 4150 км.
Ув. ПЗ, к сожалению Вы приводите эти данные без конкретной ссылки на стр. РЭ.
Эти данные или НЕ точны или НЕ соответствуют действительности. Могу предположить, что "предсерийные" Ту-144 имели отличные от "серийных" взлетные веса, но тогда уточните какому именно борту соотвествуют Ваши цыфры.
По массам: согласно РЭ 75-го года, действительное для самолёта 04-1 (р/н 77106):
Нормальный взлетный вес - 180 т (а не 150!!!)
Макс. взлетный вес - 197 т (а не 180!!!)
Страничка подтверждающую ИМЕННО ТАКИЕ цыфры в прицепе.
Кроме того, там есть ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ примечание. Которое, впрочем, вполне естественное - Взлёт. веса более 180 т допускаются для отдельных полётов (а не для регулярной эксплуатации!!!)
По дальности: во всех известных мне источниках указывается макс. дальность с 15 т загрузки (=150 пасс.) и 10 т навигационного запаса топлива - 3180 км (а не 4150 км). Откуда конкретно взялась Ваша цыфра мне не известно, нельзя ли копию этой странички из докум.?
По скорости: крейсерская сверхзвуковая скорость указывается в числах Маха (Vэ = 2,1М), а предельная скорость Vп=Vэ+0,5=2,15М. При этом высота - больше 15 км.
Согласно таблице из кн. Близника и ко. скорости 2,0М соответствует скорость 2124 км/ч, а 2,2М - 2337 км/ч. Поэтому крейсерской скорости полёта Ту-144 НК-144А 2,1М соответствует скорость 2230 км/ч.
Т.о. указанная Вами крейсерская скорость 2340 км/ч НЕ соответствует действительности и ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЕЛЬНУЮ разрешённую скорость самолёта. Число Маха как известно зависит и от высоты и температуры. Но температура на тех высотах практически не меняется, а с ростом высоты уменьшается давление и вместе с ним уменьшается и скорость звука. Значит и крес. скорость может только уменьшится но не возрасти.
Хотя в литературе действительно говориться о 2300-й скорости Ту-144, но опять же есть страничка РЭ, которая однозначно подтверждает именно мою приведённые цыфры.
Заданный мною вопрос о взлётных весах отнюдь не праздный.
Хорошо известно, что в ходе эксплуатации Ту-144/НК-144 летали с далеко НЕ полной загрузкой. В литературе говорится, что загрузка ограничивалась 80 пасс. (8 т), но реальная средняя загрузка составила 3284 (пасс.)/55 (рейс.)=60 чел. Причём причины ограничения нигде не объясняются!
Как известно, расстояние Москва-Алма-Ата по прямой 3100 км, допустим по маршруту будет 3200 км. Т.е. исходя из общепринятых цыфр дальности - на пределе. Но очевидно, что макс. дальность 3180 км достигалась при макс. взлёт массе 195 т!
Получается что для регулярных рейсов на макс. дальность
с норм. взлёт. массой нужно уменьшать загрузку (
причём фактически до НУЛЯ!!! потому что сама загрузка равна разнице между макс. и норм. взлёт. весом 195-180=15 т).
В общем, тут какая-то явная НЕ СТЫКОВКА!!!
Или более правильна Ваша цифра макс. дальности более правильна (нужны доказательства), или летали с превышением норм. полёт. массы напр. 186 т (тогда естественно понятно и ограничение загрузки 6 т = 60 пасс., что фактически равно реальной среднерейсовой!). С другой стороны превышение нормальных норм эксплуатации на этапе по-сути эксплуатационных испытаний кажется маловероятным. (А граничное значение загрузки 80 пасс. (8 т) кажется вообще просто невероятным!)
Или же имели место ОБА этих фактора - и ограничение загрузки, и отличная от общепринятой макс. дальность.
Тогда опытная эксплуатация (рейсы всего лишь РАЗ В НЕДЕЛЮ) с ограничением по загрузке 8 т (80 пасс.) при норм. взлёт. массе 180 т вполне возможна. Однако тогда становится НЕ понятным заметно меньшая, только 60%, среднерейсовая загрузка (при тогдашнем дефиците билетов практически на всё что ползало ездило и летало)
PZ> Для Ту-144Д макс. взлетный вес заявлен 207000 кгс,
Да, такая цыфра мне известна. Но учитывая выше изложенные соображения, для реальной оценки практической дальности и соответственно эффективности Ту-144Д нужно знать именно НОРМ. ВЗЛЁТ. МАССУ.
Не могли бы Вы выложить именно эту страничку РЭ Ту-144Д где указываются веса.
PZ> ...а вот с дальностью проблема. В РЛЭ дальности даны для каждого участка полета отдельно. То есть, даны номограммы дальности для участка взлета, затем для участка набора высоты и разгона, затем для полета на высоте, для снижения и захода на посадку. Чтобы получить полную дальность, надо сидеть и все это суммировать. Как будет время свободное, посчитаю.
Да, я знаю такие номограммы. Пока ещё их не изучил для НК-шных "супертушек". А для Д-шек таковыми не располагаю.
PZ> Примечательно, что Д медленнее ранних машин. У ранних крейсерская сверхзвуковая М=2.35, а у Д-шек М=2.05. По полезной нагрузке у Д-шек пока цифру не нашел, но ЕМНИП, ее тоже уменьшили по сравнению с ранними.
Действительно, у Д-шек кр. скорость уменьшилась, но вероятнее до 2,0М, а 2,05 - макс. скорость.
А вот загрузка, насколько я могу судить, осталась такой же - 15 т = 150 пакс.
Кстати, реальная и максимально возможная, пассажировместимость Ту-144 - это также один из вопросов, который хотел бы с Вами обсудить
PZ> Короче, я голосую за форсаж!
очень хотел бы с Вами проголосовать единообразно, но пока приведенные Вами аргументы частично недостаточны, а частично не верны