Мобильный лазерный комплекс ПВО. Конкурс на проведение НИР «Исследование путей создания наземного мобильного лазерного комплекса теплосилового и функционального поражения воздушных целей» шифр «Исправитель» объявленный Министерством обороны Российской Федерации в 2012 г. выиграло ГОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана». Так же в конкурсе участвовало ГСКБ "Алмаз-Антей"
Сборник справочной информации по отечественным системам вооружений выпуска после 1945 г., форум
// militaryrussia.ru
Тридцать лет назад
Только в последнее время опубликованы воспоминания участников этих событий (Н.Н. Поляшев. Москва, «УНИСЕРВ» 2009.Ю.А. Коняев СКБ-40: Т.Р. БРАХМАН, Л.Н. ЗАХАРЬЕВ, Н.Н. ПОЛЯШЕВ И ДРУГИЕ). Привожу отдельный эпизод из воспоминаний Ю.А. Коняева.
«Полномасштабный лазер для наземного комплекса собирался прямо на полигоне. Наконец, в середине сентября 1982 года я доложил Льву Николаевичу (главному конструктору) о готовности комплекса к проведению полного цикла работ по аэродинамической мишени в полете. Он одобрил наши планы. Последние дни работали фактически круглосуточно. В ночь с 21 на 22 сентября провели полный цикл подготовительных работ. В 5 часов утра боевой расчет в полном составе был на своих местах. Подъехали представители полигона, мы подготовили всю необходимую аппаратуру регистрации. Поскольку погода на полигоне вещь капризная, а это утро выдалось идеально сухим, безветренным, принимаем решение проводить полный цикл работ. Пуски по наземной матрице проходят идеально. Даю команду поднимать мишень. Захват, сопровождение. Первый круг мишень проходит хорошо. Но я решаю «пускаться» на втором заходе. Ворчание советчиков. Прошу их молчать. Второй заход.
«Готовность!» — «Внимание!» — «Пуск!» Звук газа. Звук разряда. И почти тут же вспышка на крыле мишени и горение. Еще короткое время, и на мониторах видим слом крыла и падение мишени. Несколько секунд молчания. И крики, нет, вопли «Ура-а!». Объятия. Я даю команду всем быть на местах и бегу к машине. Водитель моей машины куда-то отошел. Водитель представителя полигона полковника В.П. Корсуня на месте, Валерий Павлович тут же. Вслед за мной в машину залезают А. Игнатьев, А. Румянцев, еще кто-то. Едем к месту падения мишени. В испытаниях особо важными моментами являются регистрация и протоколирование – поэтому тщательно делаем все необходимое. Возвращаемся на площадку. Объявляю порядок дня, т.к. в ночь на завтра планируется начало следующей работы. А пока — в гостиницу, уже время обеда. Через некоторое время гостиница гудит. Я быстро перекусываю и сажусь в машину, еду встречать Льва Николаевича, со мной А. Румянцев, он в этот день улетает в Москву.
На полигоне традиция встречать начальника у трапа самолета. Лев Николаевич, прихрамывая, спускается, мы обнимаемся и я шепчу: «Мы ее сбили». Сначала Лев Николаевич не понял, я повторяю и, когда мы отошли в сторону, докладываю подробно. Едем в город к командованию полигона. В Москву уходит телеграмма руководителям соответствующих ведомств и Генеральному конструктору о том, что 22 сентября впервые в СССР и т.д. Потом будут неоднократно успешно повторяться эти эксперименты, по их результатам — совершенствоваться аппаратура, методы управления и методы испытаний, но этот день — 22 сентября 1982 года — запомнится нам на всю жизнь. Это чувство радости и гордости испытали не только те, кто в этот день был на объекте испытаний, но и все, кто тоже годами готовил этот успех - и на полигоне, и в Москве, на предприятиях кооперации, в институтах и на заводах. Государство высоко оценило нашу работу. Была присуждена Ленинская премия и Государственная премия СССР, награждена орденами и медалями большая группа сотрудников «Алмаза» и организаций кооперации. И самое главное — было принято решение начать разработку мобильного наземного комплекса».