Радиожезловая система
Система изобретена в Великобритании в 1970-е годы. Фар-Норд-Лайн, длинная однопутная линия в Шотландии (Инвернесс — Уик), работала на традиционной электрожезловой системе. Однажды сильная буря вывела из строя более 60 км телеграфной линии, надо было срочно восстановить сообщение. Местные умельцы заменили провода радиосвязью, жезлы выдавались как обычно. Но это положило начало эксперименту; провели его на малозагруженной шотландской линии, второй по счёту была Фар-Норд.
Система полностью аналогична электрожезловой, однако вместо жезла по радио передаётся цифровой код. Не получив кода, локомотивная сигнализация показывала красный. Система работала на полупроводниковой логике и была достаточно компактной, чтобы приёмник помещался в тепловозе. Стрелки на разъездах удерживались пружиной в левом положении, «против шерсти» поезд проезжал влево, если стрелочник не укажет противное, «по шерсти» — взрезал стрелку (это не приводило к поломке). Система обеспечивала централизованную блокировку, но путевое хозяйство вообще не требовало электричества, кроме как для обогрева стрелок. На начало 2010-х, радиожезловые линии вяло переводятся на СЦБ общеевропейского образца.
Забавная штука. Ничего более найти не удалось, может кто слышал/видел что-нибудь интересное по этой теме.