[image]

Миссия университета

зачем вообще нужна современному обществу система высшего образования - взгляд экономиста (А.Аузан)
 
1 2 3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

FAQ: Средневековый университет

7 фактов о формировании «содружества живых и мёртвых» и логике университетской корпорации //  postnauka.ru
 
В предшествующие периоды интеллектуалы обитали либо при дворе князя, императора, короля, либо, что было чаще, в монастырях. Интеллектуалы нового типа жили в городе и преподавали всем желающим, которых становилось всё больше и больше. Неслучайно возникшую науку называли школьной наукой, или схоластикой. Мыслители той эпохи взяли формальную логику Аристотеля и применили её к новым областям знания. Была создана система, задающая алгоритм действий в тех случаях, когда мнения авторитетов по тому или иному вопросу расходились. Это было чрезвычайно важно, поскольку ничего в Средние века не делалось без обращения к авторитетам.

Интеллектуал новой формации был не практиком, а специалистом в области мышления. Не надо было хорошо знать римское право, чтобы судить крестьян в английском Маноре: общество жило по другим законам. Раны и переломы лучше лечил не знаток Гиппократа и Галена, а малообразованный хирург-цирюльник. Высоко ученый-теолог не мог увлечь паству страстной проповедью, как это делал простой монах-францисканец. Но человек, который прошёл университетский курс, умел логически мыслить – это давало ему возможность сформулировать проблему и справиться с любой задачей. С этого периода преобразование мира пошло семимильными шагами.
 
   51.051.0

Tico

модератор
★★★
Fakir> Краткая история университетов — ПостНаука

Ну надо сказать, что английская модель к Новому Времени тоже претерпела изменения, хотя и не копировала полностью континентальную. Роль академии в Англии играли научные сообщества и корпорации, об этом писал кардинал Ньюман в своей "Идее Университета". Некоторые его идеи в переводе:

Мнение об университете в этих дискурсах таково: «Это место преподавания универсальных знаний. Это подразумевает, что его объект, с одной стороны, интеллектуальный, а не моральный; и, с другой стороны, это скорее распространение знаний, чем их продвижение. Если бы его объектом были научные и философские открытия, я не понимаю, почему в университете должны быть студенты; Если религиозное обучение, я не понимаю, как это может быть местом литературы и науки.

...

Например, некоторые люди могут испытывать искушение жаловаться на то, что я неукоснительно следовал английской идее Университета, унижая то Знание, которое, как я утверждаю, яростно отстаиваю; и они могут ожидать, что академическая система, сформированная по моей модели, не приведет ни к чему лучшему или более высокому, чем к производству этого устаревшего образца человеческой природы и остатка феодализма, как они считают, называемого «джентльменом». ...

... нельзя отрицать, что, когда он говорит о ... создании университета, его первым и главным и непосредственным объектом является, не наука, искусство, профессиональное мастерство, литература, открытие знаний, но какая-то польза или другое - питать посредством литературы и науки своих детей; на самом деле их можно назвать не каким-либо узким или фантастическим типом, как, например, «английский джентльмен», а их развитием и развитием определенных привычек, моральных или интеллектуальных. Подобно тому, как командир желает иметь высоких, стройных и энергичных солдат, не из-за какой-то абстрактной преданности военному стандарту роста или возраста, а для целей войны, и никто не думает, что это что-то, кроме естественного и в нем достойно похвалы созерцать не абстрактные качества, а своих живых и дышащих людей; таким же образом, когда Церковь основывает Университет, она не дорожит талантом, гением или знаниями ради них самих, но ради своих детей, с целью их духовного благополучия, их религиозного влияния и полезности. с целью научить их лучше заполнять свои посты в жизни и сделать их более умными, способными, активными членами общества.

Нельзя также с полным основанием сказать, что, действуя таким образом, она жертвует наукой и под предлогом выполнения обязанностей своей миссии извращает университет, а не свои собственные цели, как только принимается во внимание, что существуют другие институты, более подходящие для стимулирования философских исследований и расширения границ наших знаний, чем университет. Таковы, например, литературные и научные «Академии», которые так прославляются в Италии и Франции и которые часто связаны с университетами, такими как комитеты, или как бы подчиненными им конгрегациями или делегатами. Таким образом, настоящее Королевское общество возникло во времена Карла Второго, в Оксфорде; Таковы только что Ашмолеевские и Архитектурные общества, находящиеся в одном месте обучения, которые выросли в наше время. Такова и Британская ассоциация, миграционный орган, который, по крайней мере, время от времени встречается в залах протестантских университетов Соединенного Королевства, и недостатки которого заключаются не в его исключительной преданности науке, а в серьезных вопросах, которые здесь не рассматриваются. Таковыми снова являются Антикварное общество, Королевская академия изящных искусств и другие, которые могут быть упомянуты. Таким образом, это своего рода институт, который в первую очередь рассматривает саму науку; а не студентов.

Характер дела и история философии рекомендуют нам это разделение интеллектуального труда между академиями и университетами. Открывать и учить - это разные функции; они также являются различными дарами, и их обычно не объединяют в одном человеке. И тот, кто проводит свой день в распространении своих знаний среди всех желающих, вряд ли будет располагать досугом или энергией для приобретения нового. Здравый смысл человечества связывает поиск истины с уединением и тишиной. Величайшие мыслители были слишком сосредоточены на своем предмете, чтобы допустить перерыв; они были людьми с отсутствующим умом и своеобразными привычками и более или менее избегали аудитории и государственной школы. Пифагор, свет Великой Греции, какое-то время жил в пещере. Фалес, свет Ионии, жил в одиночестве и наедине и отказывался от приглашений князей. Платон удалился из Афин в рощи Академ. Аристотель отдал двадцать лет усердному ученичеству под его руководством. Брат Бэкон жил в своей башне на Изиде. Ньютон погрузился в интенсивную медитацию, которая почти потрясла его разум. {xiv} Великие открытия в области химии и электричества не были сделаны в университетах. Обсерватории чаще находятся вне университетов, чем в них, и даже тогда, когда в пределах их границ не нужно иметь моральную связь с ними. У Порсона не было занятий; Элмсли прожил большую часть своей жизни на даче. Я не говорю, что нет хороших примеров с другой стороны, возможно, Сократ, конечно, лорд Бэкон; тем не менее, я думаю, что в целом следует допустить, что, хотя обучение включает в себя внешние занятия, естественным домом для экспериментов и спекуляций является выход на пенсию.
 

Newman Reader - Idea of a University - Part 1 - Preface

{ix} THE view taken of a University in these Discourses is the following:—That it is a place of teaching universal knowledge. This implies that its object is, on the one hand, intellectual, not moral; and, on the other, that it is the diffusion and extension of knowledge rather than the advancement. If its object were scientific and philosophical discovery, I do not see why a University should have students; if religious training, I do not see how it can be the seat of literature and science. //  Дальше — www.newmanreader.org
 
   68.0.3440.10668.0.3440.106

Tico

модератор
★★★
Tico> Роль академии в Англии играли научные сообщества и корпорации, об этом писал кардинал Ньюман в своей "Идее Университета".

Вот как пример один из таких "клубов для джентельменов", сыгравший важную роль в промышленной революции. Ссылку даю на русскоязычную версию, но английское полнее:

Лунное общество — Википедия

Лунное общество Бирмингема (англ. Lunar Society of Birmingham) — клуб и неофициальное учёное общество видных деятелей британского Просвещения, включавшее промышленников, натурфилософов и интеллигенцию, заседания которого проводились между 1765 и 1813 годах в Бирмингеме, Англия. Сначала общество называлось Лунный круг (англ. Lunar Circle), «Луннoe общество» стало официальным названием с 1775 года. Название возникло потому, что общество собиралось во время полнолуния, так как, в отсутствие уличного освещения, дополнительный свет делал возвращение домой после ужина проще и безопасней. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 
   72.0.3626.12172.0.3626.121

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Дмитрий Быкадоров - "университет как место, где человек ищет себя":

— Вы как-то делились мнением, что вы видите назначение Физтеха как место, где человек ищет себя.

— Эту мысль я позаимствовал, сразу скажу. Было проведено исследование в США о том, что такое современный университет, это оттуда. Было обещано, что будут результаты более подробные, но я их ещё не видел. И я поскольку сам в американском университете провёл два года, хоть и на магистерской программе, но видел, как у них устроена система. Мы требуем от наших школьников в 18 лет знать, чем они хотят профессионально заниматься, это немножко странно. А что он успел в этой жизни посмотреть, попробовать, узнать? У них [в США] даже совершеннолетие не в 18, а в 21 год. Нормально, когда человек действительно себя ищет достаточно долго. Есть и другая история с этим связанная, — мы в своё время всё-таки приходили более заряженные на то, чтобы заниматься наукой, а сейчас это не так, и профориентация должна присутствовать гораздо в большей степени. Фонд этому способствует. Сейчас у нас в заявке два проекта летних практик, во Владивосток и в Калининград, — а это один из лучших способов вовлечения студентов в науку. Важно, чтобы учась в университете, студент себя как можно лучше узнавал.
 


Ну в общем тоже имеет право на существование.
И американцы тут вряд ли первооткрыватели. Покойный дед часто вспоминал, что в 30-е в Союзе считалось нормальным, когда человек менял довольно много специальностей и вузов - именно что искал своё.
Да и это наверняка было не первым прецедентом в истории.
   51.051.0
Это сообщение редактировалось 10.06.2020 в 14:26

Tico

модератор
★★★
Fakir> Дмитрий Быкадоров - "университет как место, где человек ищет себя":

Это верно и важно. Я бы к этому ещё и добавил "и себе подобных". Человек существо социальное, так что социальный аспект "поиска себя" тоже имеет значение. Ведь университет это ещё и место, где люди с уровнем интеллекта сильно выше среднего имеют гораздо больше возможностей встречаться общаться с такими же людьми.
   68.0.3440.10668.0.3440.106
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Что бывает, когда студент начинает воспринимать образование как сервис при полной платности - мы заплатили деньги, знания в нас должны появиться чудом, а диплом дать просто обязаны. Деньги ж плочены! Как в парикмахерской - я заплатил, вы должны меня постричь, с моей стороны усилий не требуется.
(и это не только постсоветские платные - а и, surpice! Англия после 2010)


Система образования Англии - КРАХ. Как умирает высшее образование в Англии.
281. Система образования Англии - Крах. Как умирает высшее образование в Англии. Поговорим о плачевных результатах отсутсвия финансирования университетов и высшего образования в Англии (Великобритании). Начиная с 2010 года правительство Велиробритании перестало выделять деньги на высшее образование. С 2010 стоимость образования в Англии / Великобритании подскочила с 3тыс фунтов до 9тыс в год.

Государь, сделайте меня... нет, лучше не меня...

Говорят, что генерал Ермолов в ответ на вопрос Александра I о том, какую награду он хотел бы получить, заявил: "Государь, сделайте меня немцем!" Я вот слушаю рассказы германских коллег и тихо завидую. Нет, не зарплате и не каким-то другим материальным благам. Просто я в очередной раз слышу о том,… //  navlasov.livejournal.com
 
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Попытка прогнозирования функций образования в несколько фентезийных декорациях допущениях.

Робовладельческий строй

Как мы будем жить при суперкапитализме //  www.kommersant.ru
 
Алгоритмы, автоматизация и робототехника приведут к тому, что капиталу не нужен будет физический труд. Ненужным окажется и образование (искусственный интеллект самообучаем). Или, точнее, оно утратит ту функцию социального лифта, которую хоть и очень плохо, но все же выполняло. Как правило, образование лишь легитимизировало неравенство по цепочке — приличные родители—приличные районы—статусные школы—статусные университеты—статусная работа. Образование может сохраниться лишь как маркер социального статуса для владельцев капитала. Университеты в этом случае, возможно, превратятся в аналоги гвардейских училищ при монархиях до ХХ века, но уже для детей элиты новой «владелец капитала получает все—экономики». Вы в каком полку служили?
 
   51.051.0

digger

аксакал

>функцию социального лифта, которую хоть и очень плохо, но все же выполняло
Университет (и школа) как социальный лифт работает только в условиях дефицита специалистов.Сейчас оно плохо работает потому, что образованщина и перепроизвоство специалистов с 1-й стороны, и мусорные дипломы по истории лесбиянок для секретарш с другой. У богатых своя отдельная система высшего образования, причем даже за деньги поехать на лифте не выйдет.Богатые тусуются с богатыми и бедный или выскочка в престижном университете ровно ничего не приобретает, проверено в нескольких местах.Потому вряд ли в будущем перекроют массовое высшее образование.
   89.0.4389.11489.0.4389.114

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
К вопросу.

2014

Среди пользователей интернета появились «информационные элиты», выяснили ученые

Датские исследователи обнаружили, что использование интернета усугубляет социальное неравенство: в то время как образованные и финансово обеспеченные люди используют сеть для саморазвития и обогащения, другие пользуется интернетом в основном для общения и развлечений, что приводит к своеобразному расслоению пользователей Всемирной паутины и появлению «информационной элиты». //  naked-science.ru
 
Датские исследователи обнаружили, что использование интернета усугубляет социальное неравенство: в то время как образованные и финансово обеспеченные люди используют сеть для саморазвития и обогащения, другие пользуется интернетом в основном для общения и развлечений, что приводит к своеобразному расслоению пользователей Всемирной паутины и появлению «информационной элиты».

...

Также ученые обнаружили, что более образованные участники опроса демонстрировали более высокий уровень владения компьютером – другими словами, они лучше знали, как и где находить нужную информацию, в сравнении с теми, кто был менее образован.

С годами эта тенденция только растет, отмечают ученые. За 2010-2013 годы хорошо образованные люди стали чаще использовать интернет для саморазвития (сюда относятся онлайн-курсы, чтение большого количества новостей и поиск полезной информации), в то время как менее образованные респонденты все больше склонны пользоваться сетью в развлекательных целях.

Появляется ситуация, в которой интернет, призванный устранить социальное неравенство, лишь усугубляет его и приводит к появлению «информационных элит», которые по своим характеристикам – образованию, уровню дохода – поразительно напоминают классические социальные элиты. Этот тренд, отмечают ученые, требует дальнейших исследований.
 


Можно предположить, что с 2014 всё стало только хуже.

И ооочень характерно монтируется с высказываниями ректора Сколтеха от 2019 (у него и другие в таком же духе и даже более яркие были, ЕМНИС, но лень искать):

Александр Кулешов: «Сколтех — это полигон, на котором отрабатываются лучшие образовательные практики для будущего» — Троицкий вариант — Наука

Статья понравилась. Александр Кулешов тоже – активный, думающий человек, пытающийся за деревьями увидеть лес. И человечный – нарисовал не очень настораживающую перспективу – в ней людям, пусть не всем и не навсегда, отводится творческая роль. Хотя испуг корейцев и их реакция говорят о менее радужных космологических перспективах для нашей биологической формы жизни. Удивил только вывод – …жизнь становится всё более прозрачной. Это противоречит многотысячелетним опыту и наблюдению и, выражаясь эмоционально, похоже на самообман. //  Дальше — trv-science.ru
 
Это и есть центениалы, поколение Z — ребята, которых по-английски определяют как digital natives, — цифророжденные. Это люди, которые уже из чрева матери вышли с гаджетом в руках. Они действительно другие, сейчас это понятно уже на тысячу процентов!

У меня есть собственное ощущение от этого поколения, очень хорошее. У них есть крайне важный навык, которого нет у нас, и который стал просто их альтер эго. Это умение быстро и точно получать необходимую для них информацию. Но ресурсы мозга ограничены. Если вкладывать их в умение работать с гаджетами, то уменьшится ресурс, который ты можешь использовать на другие вещи. Сейчас наши способности меняются — но ведь подобные сдвиги происходили на протяжении всей человеческой истории.
 


Мой же опыт прямо противоположный: люди с "раньшим" еще образованием умеют отыскивать информацию - если речь о действительно важной и нетривиальной информации, а не простейшей справочной - куда лучше и глубже "поколения Z". Оно в основном, в большинстве, только с поверхности собирать умеет. То есть вывод практический: если надо раскопать что-то совсем из глубины, и/или с корнями вопроса, уходящими глубже 30 лет в историю - "центениала" на это дело ставить нельзя. Только в качестве предварительного накопления сырья или в помощь. Ну или очень отдельного, "мутанта", который еще понимает, что такое библиотеки.
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Менделеев, "Заветные мысли" (издано в 1905, писано в 1900-04)




Обучение у высших мастеров в данной специальности в университетах стало приурочиваться к общему образованию, ибо эти мастера приобретали в университетах большую независимость, общение и небывалый прилив учеников, что и дало много явных результатов, послуживших поводом к распространению таких высших учебных заведений повсюду. Та подражательность, или следование за началами данной школы, которою характеризуется вся образованность с древнейших времен, нашла здесь свое особое удовлетворение значительно дополнившимся общением, имеющим свое громадное влияние на подрастающее поколение, потому что в университетах, как вообще в школах, учащиеся находятся под влиянием не только профессоров, но и своих товарищей, а разнообразие специальностей, которыми занимаются эти товарищи, ведет к тому, что каждый получает большую широту просвещения, чем при следовании за отдельным, хотя бы и высоким учителем.

Этому влиянию должно приписать не только общераспространенное поныне и во многом справедливое мнение о том, что университеты дают общее высшее образование сверх специального, но также и то, что с возникновением университетов, совпавшим с эпохою Возрождения наук, школы в научном смысле стали расширяться, разнообразиться, умножаться и чрез своих адептов влиять на всю современную жизнь. Та мысль, которая лежит в основе университетов, сочетающих в себе разные специальности, в последней половине XIX в., когда живая надобность в специально образованных деятелях значительно усилилась, была во множестве случаев упущена учреждением узкоспециальных учебных заведений, и мы в России живем в настоящее время в эпоху господства этого упущения. Ему по преимуществу обязано наше время тем, что по весьма широко распространенному мнению о данного рода делах могут судить с достаточным основанием только ближайшие специалисты, а эти последние очень нередко чужды надлежащего общего образования.

Мне бы не хотелось развивать эту сторону дела, потому что она мне кажется очень печальною, и я думаю, что можно не развивать этого, потому что всякий сознательный человек найдет кругом себя много примеров, ее подтверждающих. Бывши первоначально профессором не только университета, но и различных узкоспециальных учебных заведений, подобных Инженерной академии, Институту путей сообщения и Технологическому институту, я из жизни извлек эту мысль и на основании этого утверждаю, что дело высшего образования, даже специального, много теряет в узкоспециальных заведениях потому именно, что товарищи других специальностей влияют на все развитие слушателей едва ли меньше, чем профессора. Когда я учился в Главном педагогическом институте на отделении естественных наук, я жил рядом с товарищами, не только теми математиками, с которыми вместе слушал все общие науки на первых двух курсах, но и с филологами, историками и экономистами другого факультета, и я никогда не забуду тех столкновений во мнениях, которые у нас часто бывали и немало послужили к общей полировке всех нас. На основании сказанного и имея в виду необходимость множества специальностей и громадное их развитие, я полагаю, что наилучшие плоды от высших учебных заведений получатся лишь тогда, когда в каждом из них будет много разнородных специальностей, или факультетов.

- он, конечно, глубоко прав по обеим частям тезиса - и что товарищи значат не меньше, чем профессора, и что разноплановость тех, с кем общаешься, очень помогает. Но вот в настоящее время технически едва ли возможно так в быту полноценно объединить и перемешать химиков и математиков, историков и экономистов в единое пространство общения на том же уровне, что в студенчество Менделеева. Университеты, сочетающие все эти специальности слишком выросли - если только говорить не о периферийных, но и там тенденция к укрупнению. Как прямое следствие, тенденция на обособление факультетов и в обучении, и в быту, пересечений всё меньше - при свыше 100-150 человек на курсе каждого факультета даже совмещённые потоковые лекции уже выпадают, а они и сами по себе не бог весть какая площадка. А при численностях всех студентов факультета свыше 5-6 сотен и до нескольких тысяч - они уже и в быту, как правило, обособляются (свои отдельные общежития, каждый предпочитает свою зону контроля). Тенденции в основном были в эту сторону, хотя встречались и встречаются отдельные локальные исключения.

...

Желая высказать свое мнение об испытаниях и аттестации слушателей высших учебных заведений, я прежде всего выставлю на вид некоторые факты и обстоятельства, из которых можно, по моему мнению, вывести уже с легкостью надлежащее следствие. Прежде всего обращу внимание на то, что существующие у нас в университетах полунемецкие порядки совершенно чужды таким странам, как Англия и С.-А. С. Штаты, где, несомненно, высшие учебные заведения доставляют людей, действительно пригодных для гражданской практики. В университетских колледжах Англии сущность порядков такова же, как в бывших у нас закрытых высших учебных заведениях, подобных давно закрытому Главному педагогическому институту, т. е. там следят особые туторы или педели не только за посещением студентами лекций, но даже за посещением ими церковной службы, и следят столь пристально и столь влиятельно, что студент, не бывший три воскресенья в церкви, беспрекословно исключается. Когда я спросил в Кембридже одного из собратьев по науке, очень редко посещающего церковь, для чего заведен такой порядок, и выразил мнение, что он может вести к религиозному формализму, он ответил мне, что это делается по здравом размышлении преимущественно с целью получить из студентов истинных англичан до конца ногтей. Не входя в критику такого мнения, я укажу сразу на другой пример – американский, так как там строго наблюдают за тем, чтобы слушатели были на всех обязательных лекциях по главным или основным предметам; для этой цели в дверях аудитории имеется окно, чрез которое особый надзиратель записывает пустые места, которые все нумерованы и назначаются каждое для отдельного слушателя, как вешалки в прихожей и все вещи отдельного студента. Если студент три раза не был в аудитории основного предмета и не объяснит причины отсутствия, он без дальнейших разговоров исключается из заведения, потому, сказали мне, что на его место есть много желающих, а он, пропустивший много в основных предметах, не может следить за курсами. Особенно это наблюдается при практических занятиях в лабораториях, мастерских и т. п., потому что мест и средств нельзя на всех приготовить, а что есть – должно быть заполнено, если есть желающие. При этом надобно заметить, что ни прав, ни чинов, никаких других привилегий, у нас обычных, ни в Англии, ни в Штатах прохождение курса в высшем учебном заведении не даёт, и даже строить может всякий недипломированный, только он должен представить свой план на рассмотрение особому комитету.

Два эти указания я привел не для того, чтобы настаивать на необходимости введения у нас совершенно подобного, а только для того, чтобы сделать наглядным требование улучшений в существующей у нас практике, которая, сколько я понимаю дело, определилась преимущественно фальшивостью понимания той «свободы преподавания», которою проникнут новый университетский устав, сочиненный графом Д. А. Толстым и проведенный графом И. Д. Деляновым, но я тотчас же считаю необходимым совершенно резко высказаться за разделение предметов преподавания в высших учебных заведениях на основные и дополнительные, без чего весь смысл дела утрачивается.

...



Судить о том, насколько подготовился слушатель к тому, для чего назначается высшее учебное заведение в данной специальности, можно и, кажется, должно только четырьмя способами.

Первый из них, считаемый мною низшим, состоит в устном испытании по основным предметам. По-моему, такое испытание вовсе не нужно ни по одному дополнительному предмету, и я думаю, что наилучший способ устного испытания состоит вовсе не в экзаменах, приуроченных к определенному времени, отнимающему много от общего хода занятий и направляющему его в нежелательную сторону, а в беседе профессора со слушателями, в которой может лучше всего определиться степень подготовленности и в основном предмете. Когда в лаборатории, бывшей в моем ведении, было мало места для всех слушателей, я принимал туда лишь после беседы по пройденным курсам и узнавал слушателей тогда лучше, чем на экзамене.

Вторым способом испытания должны служить практические занятия, в которых даются главные основания умению, неизбежному в деле высшего образования. Здесь главную роль должны играть упомянутые выше и весьма важные в деле высшего образования ассистенты, туторы и т. п., и их отметки или мнения, проверяемые соответствующим профессором, должны играть ту же роль, какую должны иметь собеседования с профессорами. То и другое должно быть выполнено неизбежно студентами, и каждый, не удовлетворивший требованию, не может продолжать дело высшего образования, т. е. или должен быть исключен, или должен по истечении определенного срока подвергаться новому испытанию. Как собеседования, так и занятия должны обязательно начинаться после первого года или вообще определенного срока после вступления в заведение; это, так сказать, первый курс или первое испытание, которое, как сказано выше, должно в соответственных случаях отлагаться на определенное время, чтобы дать возможность неуспевающим догнать их товарищей. Беседы профессора и занятия со студентами, конечно, должны продолжаться и после того первого испытания, которым определяется главным образом состав слушателей по каждой специальности. Чтобы сделать совершенно ясною необходимость такого двустороннего испытания каждого слушателя за все время его пребывания в высшем учебном заведении до самого конца или выпуска, лучше или проще всего припомнить положение дел на медицинском факультете, так как каждый выпущенный получает уже право в некотором смысле жизни и смерти для каждого из нас и, очевидно, что от него надобно требовать находчивости и знаний не только в общем смысле, но и в частном применении в данном случае, для чего при медицинских факультетах необходимы клинические занятия. Но и помимо этого во всяком предмете, хотя бы в химии, действительное знание определяется не одним знакомством с воззрениями и обобщениями всякого рода, но и с действительностью во всей ее полноте, хотя бы на совершенно отдельных узких частностях.

Третий способ испытания слушателей сводится к устному или письменному изложению им каких-либо частей данной науки, подразумевая под этим то, что в обычной практике называется или сочинениями или рефератами, т. е. такое самостоятельное изложение, которое определяется отдельною работою каждого над какой-либо хотя бы небольшой веткой знания. Здесь уже вполне видна будет самостоятельность философской подготовки слушателей.

В части работ этого рода могут входить и свои новые расследования в природе, искусствах или в памятниках, но испытание в уменье обращаться с частностями составляет четвертый способ испытания, без которого, по моему мнению, нельзя выпускать ни одного слушателя высшего учебного заведения с полным дипломом. Не только сама жизнь вся состоит, в сущности, из частностей, но и всякое научное расследование определяется этими частностями, так как общее не может быть охвачено без этих частностей и в отвлечении или абстракте не может быть убеждения в безошибочности, которая в отдельных частностях может выступать с совершенною очевидностью. Умение разобраться в частности на основании того, что уже известно, вполне необходимо в жизни, а уменье из частностей доходить до вероятно справедливого, а тем паче до достоверного или несомненно истинного и составляет существо научной самостоятельности. Пусть это скажется в студенческой работе над какой-либо частностью лишь в зародыше или намеке, люди научного опыта это увидят с ясностью, и этим путем можно отличить среди подготовленных лиц тех, которые наиболее выдаются по своим способностям, свойствам и подготовке к достижению цели, ради которой и учреждается высшее учебное заведение.

По сказанному выше видно, что в высших учебных заведениях еще более, чем в средних, можно обойтись без всякого рода экзаменационных испытаний.



   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Инкубатор элиты. Почему почти все кандидаты в лидеры Британии - из одного университета - BBC News Русская служба

Британия - многолюдная, многоликая и современная страна. Но за пост премьер-министра сейчас борются люди из одного и того же вуза и одного и того же дискуссионного клуба. И это - не случайность. //  www.bbc.com
 
"Оксфорд представляет собой самую вершину системы образования, которая отвергает людей, не имеющих правильных связей, правильной школы и происхождения. Процесс социального отсева начинается на ранних этапах жизни и продолжается на всех стадиях образовательной системы", - говорит профессор Джеффри Эванс.
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
2014

Новые мировые вызовы: в поисках нестандартных решений

Мы публикуем стенограмму лекции декана Экономического факультета МГУ имени Ломоносова Александра Аузана и главы Национального банка Республики Казахстан Кайрата Келимбетова , прочитанной в рамках клуба «Беседы об экономике и не только» в г. Алматы, в зале отеля «Рахат-палас» 25 мая 2014 г. Модератор – Серик Аханов , экономист, финансист, государственный и политический деятель. //  polit.ru
 

(здесь частично дублируется сказанное и в лекции 2015, с к-й начался топик, но лишь весьма частично; к тому же "хорошее - повтори")




...

Роль университетов здесь состоит в том, чтобы говорить истину. Внимание! Вы впали в синдром 1914-го года, причем, по разные стороны дипломатических баррикад – это очень опасная вещь! Обратите внимание, что здесь вопрос не в военно-политической конкуренции, а вопрос спасения важных звеньев мировой экономической системы


...

Мы пока не очень понимаем, какие ценностные векторы появятся в этом мире, но, тем не менее, мне кажется, в университетах возникает весьма важная функция.

Обычно говорят, что университеты производят человеческий капитал – это правда. То есть они производят некоторую компетенцию, которую студенты могут продавать на рынках. Иногда полагают, что университеты производят еще социально значимые эффекты, потому что производят определенный набор талантливых и обученных людей, которые могут обеспечить успех той или иной экономической схемы, развитие той или иной нации – это тоже правда. Но, я думаю, что есть и третий продукт, и это общественные блага, которые производят университеты. Университеты производят культуру нации. Они производят ценности и поведенческие установки, они производят ценности элит, которые затем становятся ценностями больших масс населения, поэтому, я думаю, что сейчас к университетам надо относиться, как к мегапроектам, в которых родятся те или иные ценностные структуры будущего мира. Причем, мы все равно не можем их заложить таким образом, чтобы все было, как в аптеке, чтобы все было дозировано, предсказано и точно определено – это невозможно. Но мы должны понимать, где осуществляется производство этих ценностей. Пока центральные банки стран должны заниматься «экономической зимой», потому что мы сейчас находимся в ситуации «экономической зимы» – длительной полосе негативной экономической динамики. Кстати, почему длительная полоса негативной экономической динамики? Да ровно потому, что связанность мира высокая, как внутри организма, а при этом легкие, печень и почки находятся в состоянии торговых войн друг с другом. Индустриальный Китай, инновационный центр в США, финансовые центры в США и в Европе, находятся далеко не в мирных отношениях между собой. Попробуйте представить себе здоровый организм, в котором легкие, печень и почки ведут между собой непрерывные конкурентные войны – это ровно следствие того, о чем я говорил в пункте первом, то есть отлива глобализации. Поэтому, думаю, что пока центральные банки разных стран должны думать о производстве санок и валенок для вот этой ситуации, университеты должны думать о весне, о производстве ценностей, о тех ценностях, в которые будет из негативной полосы экономической динамики выходить этот самый меняющийся мир.

Теперь, собственно, о человеческом капитале потому, что носителями этих ценностей, конечно, являются люди. И парадоксальные прогнозы – но они подтверждаются разного рода расчетами и исследованиями – что в мире, где образование является одной из главных ценностей, где образование развивалось непрерывно в течение, ну, по крайне мере, ХХ-го века и начала века XХI-го, возник почему-то дефицит высококачественного человеческого капитала. В чем же дело? Отчего такое произошло при успешном развитии образования?

Я полагаю, что дело здесь как раз в принципе всеобщности образования. У нас в стране раньше 5% населения заканчивало университеты, естественно, в этих университетах, через конкурентный отбор отсеивались самые лучшие, самые талантливые, к которым было приспособлено все обучение. С горечью должен констатировать, что профессор московского университета начала ХХ-го века умнее и сильнее профессора московского университета начала XXI-го века. Единственное, что утешает, то, что, видимо, в начале XXII-го будет еще хуже. (Смех в зале).

В большинстве развитых стран возник практически всеобщий доступ к образованию. Не только у нас, пожалуйста, в Южной Корее 92% школьников поступают в университеты. У нас – 88%. У нас - я имею в виду в России, но в Казахстане тоже высокие проценты, хотя ниже, чем в России. И что это означает? Это означает, что конкурентный отбор падает, и вообще вся система начинает погружаться. То, что раньше было обычным дипломом высшего образования, теперь требует двухуровневого образования и магистерского диплома, доктор становится аспирантом, и так далее и так далее, поэтому вся система оседает. В итоге, где недопроизводство? В верхних этажах недопроизводство. Оседающая система приводит к тому, что вроде бы человеческого капитала произведено очень много, но какого-то такого не предельно высокого качества.

- Про снижение планки отбора и его последствия - чистая, дистиллированная правда.


Но высококачественный человеческий капитал при этом не производится. И это очень большой вызов, потому что – что такое элитные университеты? Это очень тяжелый, я бы сказал, почти тупиковый вопрос 2014-го года. Я с радостью узнал вчера, что Евразийский университет имени Гумилева по индексу QS вошел в третью сотню мировых университетов – это важный хороший признак, говорю от имени МГУ, который присутствует в первой сотне мировых университетов. Но при этом сами рейтинги, к сожалению, никак не решают задачи поддержки элитных университетов, которые и должны осуществлять производство вот этого высококачественного человеческого капитала, которого резко не хватит к 2030-му году – по расчетам того же McKinsey. Знаете, по поводу того, почему рейтинги не решают эту задачу, прекрасно сказала одна женщина, реагируя на мою лекцию, которую я читал в Киевском университете имени Шевченко в декабре. Она сказала, что классический европейский университет в рейтинге выглядит, как улыбка Джоконды на современном американском конкурсе красоты. То есть, вроде бы, участвовать может, но вряд ли может рассчитывать на призовые места, и вряд ли критерии этого конкурса красоты заточены на улыбку Джоконды. Поэтому очень непростой вопрос – какие перед собой должны поставить цели классические европейские университеты для того, чтобы решить проблему производства элитного уровня высококачественного человеческого капитала? Я думаю, что для начала эту задачу нужно осознать. Поэтому я об этом пока говорю, скорее как о постановке проблемы, чем о понятной реакции на поставленную проблему.

Образование вносит свой вклад, потому что известно, что образование в несколько раз эффективнее влияет на продолжительность жизни, чем медицина – то о чем я говорил: не пить денатурат, ходить в фитнес и так далее – ведет к очень серьезному продлению активной жизни, но эта активная жизнь за пределами трудовой деятельности. Это означает, что в мире будет образовываться все больше стареющих наций. Английские страховщики и пенсионщики в ужасе, потому что из нынешних шестидесятилетних каждый четвертый доживет до ста лет, а из нынешних сорокалетних каждый второй, судя по тренду. Представляете, что это означает для системы длинных денег? Это крах. Это банкротство. Я полагаю, что ответ надо искать совершенно в другом решении.

Давайте посмотрим на две тысячи лет назад, когда произошел прежний значительный сдвиг в возрасте населения, когда образовалась трехпоколенная семья. Сначала, это старшее поколение, которое почему-то не умирало, решили приспособить по хозяйству – ну, там за детьми посмотреть, подкинуть веток в костер. Но нашлось государство, которое нашло им другое назначение, точнее, сначала нашелся человек – философ, это был Платон, которые сказал, что старики могут быть весьма полезны. Видимо Платон подходил к этому возрасту… Они, старики, могут, не обладая способностью носить тяжелое вооружение, решать вопрос о том, куда разумно нести тяжелое вооружение. И воплощение идей Платона произошло в Римской республике и оказалось успешным. В Сенате сидели 50-летние, которые стали и посылать 25-летних в разные страны мира и управлять этим процессом как процессом, говоря современным языком, технологичным – тогда возникло государство, расширение которого невозможно было остановить. Это был, несомненно, исторический успех. Успех кого? Успех старшего поколения, которое было поставлено на свое место, на трудовою функцию, которая оказалась намного более эффективной, чем подкидывание веток в костер. Поэтому я утверждаю, что успех в нынешнем мире ожидает ту нацию, которая придумает, что должны делать люди, и особенно женщины, в возрасте от 60 до 80 лет. Вот когда им будет придумано достойное продолжение деятельности, не маргинальное – это будет колоссальный успех! И это будет решение той проблемы, которую мы пытаемся решить растягиванием тришкина кафтана пенсионной системы на все еще долго живущее человечество.

Возвращаясь к университетам, хочу сказать, что в университетах эта проблема решается сравнительно просто. Потому что в разных науках существует разный возраст научной зрелости. Самый низкий возраст в математике. Там до 30-ти происходят основные открытия. Самый высокий – в экономике и философии. Иммануил Кант сформулировал, то, что потом было названо канто-лапласовской гипотезой происхождения мира, в 68 лет. Это в те года! Поэтому я полагаю, что развитие междисциплинарных исследований есть способ правильно расположить исследователей, которым 70- 80 лет. Обратите внимание, что успех таких людей как Борис Раушенбах и Сергей Капица в междисциплинарных исследованиях наступил как раз в эти возрасты именно потому, что они входили в те сферы, которые требуют научной зрелости. Но это опять частные решения, как решение казахстанской пенсионной системы. Это решения для университетов. Куда производительно разместить людей в возрасте 70-80-90 лет? Нужно найти общее решение, потому что сомневаюсь, что рабочих мест для миллионов, десятков миллионов, в возрасте, который мы по ошибке считаем пенсионным, что такое количество рабочих мест найдется в университетской системе. Поэтому давайте подумаем, может, мы что-то придумаем вместе.


...


А. А.: Я бы сказал, что и на тот, и на другой вопрос ответ, на мой взгляд, лежит в ценностной сфере, потому что важна мотивированность. Мотивированность возникает от представлений, что в этом мире хорошо, что в этом мире плохо, что дoлжно и что не дoлжно делать в этом мире. Поэтому общее депрессивное состояние мира связано с тем, что мы находимся в промежутке между успешными ценностями 1968-го года, которые исчерпались, и какими-то новыми, которые еще не возникли. Можно ли здесь что-то делать? Да, конечно, можно. Те проекты, которые в последнее время пытается реализовывать МГУ, экономический факультет МГУ, состоят вот в чем. Во-первых, мы пытаемся формировать междисциплинарность, и по решению совета МГУ любой студент теперь обязан прослушать не менее четырех курсов на других факультетах МГУ. Выбор его. Он может слушать о роли Уильяма Шекспира в мировой культуре или о математических моделях в управлении космическими аппаратами, про которые читает профессор Соловьев на Мехмате, или о происхождении сознания на биофаке – и это попытка формировать тот самый высококачественный человеческий капитал.

- что характерно, подобные порядки с курсами по выбору (хотя и чуть менее размашистые - ну нету под рукой такого множества факультетов всех профилей) когда-то действовали на Физтехе, но как раз где-то НЯП в интервале 2008-2015 были отменены; по причине требований министерства о сокращении нагрузки на студентов! Заботится оно о человеческом капитале, ночей не спит...


Мы сейчас пытаемся реализовать проект, который имеет рабочее название «Первая группа», а формально называется «Группа повышенной академической нагрузки» – это студенты, которых мы отбираем из победителей Всероссийской олимпиады по экономике, и которым читаются совершенно новые курсы – профессура конкурирует за право читать этим двадцати пяти ребятам. И ими занимается одновременно один из наших блестящих выпускников, один из наиболее перспективных молодых макроэкономистов в мире, номинированный на медаль Кларка – Олег Ицхоки из Принстонского университета, он научный руководитель группы. То есть мы пытаемся дать им и международное образование, и, скажем, прочесть курс, который одновременно соединил бы историю народного хозяйства и историю экономических учений, потому что движение идей и движение хозяйства, вообще говоря, связано сложным образом.

Вот это все попытки, на мой взгляд, выйти на формирование высококачественного человеческого капитала и достроить ту верхушку, которая обнажилась и оказалась пустой в нынешнем мире, верхушку проседающей вниз системы всеобщего высшего образования.



Вопрос из зала: У меня, Александр Александрович, к Вам вопрос. Вы упоминали о смене ценностей, о том, что грядет некий поворот в развития человечества, меня интересует ваше конкретно мнение, какие ценности могут измениться, и, соответственно, какие результаты могут получиться?



А. А.: Я по-прежнему подтверждаю, что не берусь предсказывать, какие ценности придут, но занимать пассивную позицию в ситуации такого ценностного сдвига, на мой взгляд, неверно, тем более университетам. Элитным университетам неверно занимать такую позицию, поэтому давайте я косвенно отвечу на этот вопрос. С моей точки зрения, есть проблемы, которые подлежат решению через ценностный сдвиг, ну например, тоже противостояние разных точек зрения, оно существенно и неразрешимо, когда существует краткосрочный взгляд. Вообще, краткосрочный взгляд, short-term orientation – это большая беда в современном мире, особенно для элит. Если вы руководствуетесь коротким взглядом, то правильно «пилить» деньги, пока они не ушли из бюджета, прямо на ходу. Если вы смотрите на 3 года вперед, то уже 30% есть смысл отпилить, а 70% все-таки надо куда-то употребить. Если вы смотрите в десятилетней перспективе, то уже 30% отката не имеет экономического смысла. Договоренность между либералом и консерватором вполне возможна, если они оба обладают долгосрочным взглядом. В коротком взгляде они находятся в игре с нулевой суммой, и либо один одолел другого, либо другой. Поэтому ценностный сдвиг, которого я бы хотел добиться в российских элитах, связан с возникновением long-term orientation и договороспособности.

Я много раз говорил о том, что главная проблема моей родной страны – отсутствие договороспособности, и что большое счастье, что у нас есть флаг, гимн, герб, но нет девиза, потому что сейчас девиз бы звучал так «Я с этими на одном поле не сяду». А я считаю, что это совершенно неверная постановка вопроса, потому что тебя никто не обязывает соглашаться, любить, дружить, но разговаривать ты обязан, коммуницировать обязан и должен постараться договориться, потому что, если ты не можешь договориться со своими соотечественниками о проблемах развития страны, то тогда вообще непонятно, кто будет отвечать за будущее страны. Поэтому, мой ответ состоит в том, что ценности долгосрочной ориентации и договороспособности – это то, что я хотел бы усилиями университетов, образования, вносить в происходящий ценностный сдвиг. Но что и чем сменится – это очень тяжелый вопрос. Я не берусь на него отвечать.


   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Менделеев, "Заветные мысли" (издано в 1905, писано в 1900-04)
> ---
> При этом надобно заметить, что ни прав, ни чинов, никаких других привилегий, у нас обычных, ни в Англии, ни в Штатах прохождение курса в высшем учебном заведении не даёт

Это, конечно, Дмитрий Иванович или недопонял, или слукавил чутка. Даже если на тот момент учёба в университете в Англии и Штатах не давала очевидных формальных прав, то уж неформальных - о-о!
Начиная с того, что в поисках кандидатов на некоторые должности даже на собеседование приглашали только выпускников университетов, и не любых.


Как пример - Ниал Фергюссон об экзаменах на должности в британской колониальной администрации в Индии:

Конкуренция за места была жесткой настолько, что кандидаты сдавали, вероятно, самые строгие экзамены в истории. Рассмотрим некоторые из вопросов, задаваемых кандидатам в 1859 году. По современным меркам, тесты по истории — сущий пустяк для зубрилы. Вот два вполне обычных вопроса:

14. Перечислите главные колонии Англии. Расскажите, как и когда она приобрела каждую из них.

15. Перечислите генерал-губернаторов Британской Индии до 1830 года. Назовите даты их правления и кратко опишите основные события, произошедшие в Индии при каждом из них.

А вот вопросы из курса логики и философии сознания куда требовательнее и изящнее:

3. Какие экспериментальные методы применимы для выявления истинного антецедента в явлениях, которые могут иметь множество причин?

4. Дайте классификацию логических ошибок.

Тест по философии сознания и этике являлся важнейшей частью экзамена:

1. Опишите различные обстоятельства ситуаций, которые порождают чувство наслаждения властью.

Если тогда задавали провокационные вопросы, то это один из них (по-видимому, любой кандидат, который бы признал, что власть действительно вызывает радостное чувство, провалился бы). Следующий вопрос ненамного легче:

2. Определите … обязанности, проистекающие из … отправления правосудия.

И наконец (только чтобы отделить сливки Баллиоль-колледжа), давали задание:

7. Приведите аргументы за и против принципа пользы, рассматриваемого как: а) фактическое и б) долженствующее основание морали.

Идея состояла в том, чтобы привлечь прилежных студентов (желательно, Оксфорда и Кембриджа) к управлению империей сразу после первой ступени обучения. Их год или два натаскивали бы правоведении, языках, индийской истории и верховой езде. Заметим, что ИГС (Индийская Гражданская Служба — Imperial Civil Service) виделась малопривлекательной creme de la creme Оксфорда и Кембриджа — лучшим студентам. Индию, как правило, выбирали те, кто не мог рассчитывать на особенный успех на родине: умные, молодые сыновья провинциальных профессионалов, которые желали попытать счастья ради престижной работы за границей.
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Наука в мире через 50 лет • Библиотека

В канун юбилейного номера нашей газеты мы попросили наших авторов помечтать и сделать прогноз, какой будет наука в мире через полвека. Александр Марков и Елена Наймарк, семья научных сотрудников, решили сделать это, не подглядывая друг у друга. Похоже ли их видение? Об этом судить читателю. Александр Марков, палеонтолог, лауреат премии «Просветитель»: //  elementy.ru
 
Если говорить о системе научного образования, то тенденция к укрупнению вузов, которая идет сейчас по своим экономико-политическим соображениям (суть их мне совершенно непонятна), будет продолжаться. Сегодня среди молодежи западного мира стало модно получать высшее образование. Не только модно, но и доступно, потому что уровень жизни вырос, и родители могут и содержать детей-студентов, и даже оплачивать их образование. Прежде немногие могли себе такое позволить. Да и срок получения вузовских корочек сократился: не пять-шесть лет, а всего три-четыре года бакалавриата, и вот молодой человек с полным правом может писать в своей анкете о наличии высшего образования.
 


- прелестный пример одного частного вузика на постсоветском пространстве (к счастью, не в России) в ковидный год: объединили... 3-й и 4-й курсы!!! Феерия! Сразу вспоминается старый анекдот про хрущёвки, где объединили ванну с туалетом, и осталось только объединить пол с потолком. И вообще первый курс сразу с выпуском, чего зря время терять и деньги переводить?


Массовое стремление и доступность образования требуют соответствующего предложения: чтобы было много вузов на любой вкус и кошелек. Они и появятся — по разным специальностям, в основном платные (а иначе зачем огород городить, на то он и спрос), но, по всей вероятности, дающие дешевое, но не слишком качественное образование. Вузы, способные дать качественное образование, будут бороться за свои права, чтобы государственные дотации на образование не размазывались на множество мелких, плохо организованных институтов.

Так как спрос диктует предложение, то единственный выход — создавать очень крупные вузы с достойным образованием. Такая ситуация сейчас складывается с университетами в Британии, где профессора крупных вузов уже год бастуют (отменили занятия) из-за не слишком удачно принятых законов, уравнивающих дотации крупных вузов и мелких некачественных образовательных учреждений. Но забастовки британских профессоров — это только первые сигналы об идущих подспудно глобальных процессах.
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Это сообщение редактировалось 23.10.2023 в 13:23

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Юрий Лукич СОКОЛОВ, воспоминания о Курчатове:



... В комнате подвального этажа, где мы сидели, было тихо; слышалось только слабое гудение трансформатора, питавшего лампу микроскопа, и легкий шум, доносившийся из коридора, где кто–то из лаборантов возился с установкой, стоявшей неподалеку от нашей двери. По временам он произносил невнятные слова, разговаривая сам с собою, и вдруг, как–то совершенно неожиданно, начал насвистывать–удивительно чисто и музыкально — знаменитую мелодию флейты из «Орфея». Я замер — так хорошо у него выходило. Игорь Васильевич повернул голову, прислушиваясь, и, быстро протянув руку, выключил гудевший трансформатор. Мы сидели не шевелясь, но музыкант оборвал мелодию так же внезапно, как и начал. Вместо чудесной арии Глюка послышалось ритмичное металлическое звяканье, по–видимому, виртуоз крутил ключом какую–то гайку.

— Кто это? — тихо спросил Борода.

— По–моему, Вялылин. Он, кажется, у Гуревича работает.

— А хорошо у него получилось. Настоящая музыка.

— Очень хорошо, Игорь Васильевич. Наверно, ему с таким слухом следовало быть скрипачом или пианистом, а не возиться с железками… Но как начинаются пути, которые мы избираем?

Борода отодвинулся от микроскопа.

— Как начинаются?.. Это, знаешь, вопрос сложный. По–моему, человек всегда должен избирать то, к чему у него есть способности, пусть даже небольшие. И всегда, во всякой работе, должен находить и делать самое существенное. Ты меня понимаешь?

— Понимаю… Но чтобы так распорядиться своей судьбой, необходимо иметь или совершенно явное призвание, что редко встречается, или уже в раннем возрасте хорошо знать себя самого. Но ведь молодость не занимается самоанализом, а смотрит на мир, полный всяческих соблазнов. И юнец часто берется совсем не за свое дело.

— Конечно, способности–это одно, а влечения — другое. Тут бывает полное несовпадение. Молодых людей надо так воспитывать, чтобы их стремления соответствовали природным данным. Это, так сказать, оптимальный вариант развития. Поэтому в юности очень важно иметь наставника—-человека опытного и дружески к тебе расположенного. Я это хорошо знаю по себе. Мне встретились замечательные люди и помогли во многом.


Игорь Васильевич начал рассказывать о профессоре С. Н. Усатом, у которого он учился в Симферополе, а потом работал в Баку, об академике А. Ф. Иоффе. Он говорил о решающем значении, которое играет в воспитании ученого пройденная им школа — преемственность и традиции, под влиянием которых формируются его взгляды.

— Если этого нет, то он рискует остаться самоучкой.
Возьми, например, Ленинградский физико–технический институт, который ты знаешь, где жизнь, что говорится, била ключом: как много он нам дал! По существу, целое поколение наших физиков вышло оттуда…

Я знал, что вопрос о подготовке — скорее, даже не о подготовке, а о воспитании молодых ученых–постоянно занимал и тревожил Курчатова: мне приходилось слышать, как он с беспокойством говорил о том, что мало у нас по–настоящему крупных научных открытий, особенно в области экспериментальной физики.

— Как ты думаешь, почему это так? — Игорь Васильевич с любопытством смотрел на меня, ожидая ответа.

— А почему не появляются у нас писатели масштаба Льва Толстого или художники и ученые, равные Серову и Павлову? Почему не приходит новое поколение гениальных людей? Куда они исчезли?.. По–моему, нашим молодым ученым не хватает культуры, большой, настоящей культуры, той самой культуры и широты взглядов, которые только и позволяют человеку рассуждать смело и непредвзято. Ведь ученый–это прежде всего мыслитель…

Курчатов молчал, внимательно рассматривая перегоревшую лампочку от микроскопа, найденную им на столе.

— Разве это не так, Игорь Васильевич?

— М — да… Насчет того, чтобы мыслить смело и непредвзято, ты совершенно прав. Но что, строго говоря, следует понимать под культурой ученого? В первую очередь он должен быть хорошим специалистом. Основа всего–это специальные знания, так сказать, техника ученого. Это в какой–то мере похоже на профессиональную технику художника или музыканта. Но одной такой техники, конечно, мало, она еще не есть творчество. Можно знать очень много и не создать ничего… Однако и обилие идей тоже часто оказывается пустым цветением. Недаром Эйнштейн сказал, что хорошие идеи приходят так редко… По–видимому, секрет состоит в том, что нужно уметь подмечать все непонятное и противоречивое и уметь добираться до его сути. А для этого нужен особый склад ума — наверное, та самая культура, о которой ты говорил, если ты именно это имеешь в виду…

— Конечно. Но как возникает этот особый склад ума? Тут, наверное, даже для большого таланта одного развития в рамках избранной специальности недостаточно. Одной физикой тут не отделаешься, хотя она и будет определять характер всего мышления. Поэтому мне кажется, что, например, разобраться в философской статье или почувствовать, понять по–настоящему того же Глюка, которого мы сегодня слушали, — это занятие вполне серьезное и даже в некотором роде необходимое. Оно основательно расшевелит мозги и заставит задуматься над множеством вещей… Наверное, недаром Бор, Гейзенберг и наш Фок столь же крупные философы, как и физики, а Планк и Эйнштейн были первоклассными музыкантами.

Игорь Васильевич рассеянно смотрел на раскрытый журнал.

Помнишь, мы с тобой однажды слушали Абендрота?

Я очень хорошо запомнил этот концерт в Большом зале консерватории, где случайно встретился с Курчатовым. Был он тогда какой–то неооычный, улыбчивый, притихший и чуточку грустный.

— То, что ты сказал, в общем правильно. Ученый, конечно, должен впитать в себя очень много. Как раз в этом смысле я и говорил о значении школы, о связях ученых, об их взаимном влиянии, которое должно продолжаться всю жизнь… Неоперившийся новичок, попавший в такую среду, какая существовала, положим, в Копенгагене или в Ленинграде, должен был или подняться — во всем подняться — до ее уровня или уйти. Другого ему не оставалось… Но и сформировавшиеся ученые обязательно должны находиться в тесном контакте. По–моему, только такое сообщество и рождает передовые идеи. Они, то есть такие идеи, в общем никогда не возникают у одного человека, а сначала, что говорится, носятся в воздухе, и в известный момент кто–то — может быть, наиболее талантливый и смелый-—делает последний шаг и формулирует новый принцип. Ты посмотри, как получилось хотя бы с теорией относительности. Пуанкаре, в сущности, вплотную подошел к ней, но почему–то не сделал самого последнего шага, который выпал на долю Эйнштейна. Эйнштейн ввел принцип постоянства скорости света, что сразу все изменило…






В принципе почти в той же мере - а может и в большей? - это требование ("впитать в себя очень много") относится не только к учёным и инженерам, но и к политическим деятелям, и к крупным управленцам, и к создателям бизнеса, да и вообще к любому человеку, занимающемуся большим, сложным и в значительной степени новым делом. В общем ко всем тем, кому учиться приходится всю жизнь. По большей части конечно доучиваться приходится уже самоучками (хотя были примеры и того, как весьма зрелые уже люди на крупных постах изучали наравне со студентами курсы по новым для себя дисциплинам). Миссия университета в контексте - дать умение учиться и самообучаться (у очень немногих оно нарабатывается само по себе), и делать это эффективно, но также и привить понимание необходимости этого. Стихийно оно возникает опять-таки у очень немногих. Поэтому и мало self-made гениев-самоучек. Да и то не так уж очевидно, насколько они self-made, не оказалось ли в нужный момент рядом понимающего наставника, который хотя бы базовые принципы подхода разъяснил. Но в одиночку это трудно. А без специального места-концентратора ("университета") немногие имеют шанс за всю жизнь, не говоря о 5-10 наиболее критичных для развития личности годах встречить более чем одного такого человека.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Точка зрения современного юриста-практика, насколько я понимаю, постсоветского уже разлива (В. Оробинский, "Чему не учат на юрфаке: тайны профессионального мастерства юриста", 2018)




Суть высшего образования

Я вспоминаю, как учился сам. На юрфаке. Прилежно ходил на лекции. Выступал на семинарах. Получив вопросы к экзамену, рвал на себе волосы – «сколько же всего изучать самому!» – и шел, и изучал. Сдавал экзамен… А что потом? А потом, спустя несколько недель, когда одногруппник, не сдавший с первого раза, просил разъяснить что-то непонятное, мучительно чесал в затылке и силился вспомнить, как же там колесики вертятся.

Обычно получалось примерно так: учебник синий, автор Сякой-то Эдакий, где-то в середине. Точнее ответить не мог. Почему? Да кто его знает… Позже, курсе эдак на четвертом, один преподаватель ответил на этот вопрос: «Хороший юрист не тот, кто знает ответ, а тот, кто знает, где ИСКАТЬ ответ».

Спасибо, просветлился… Но истинное просветление пришло позже. Когда я за пару недель вызубрил какой-то сложный предмет. Сдал. А потом – забыл, как кошмарный сон…

Вот тогда я понял. Университет дает навык учиться САМОМУ. То самое «хороший юрист знает не ответ, а ГДЕ искать ответ». Университет дает навык в ограниченное время перерабатывать кубометры информации, находить ответы на вопросы, а потом – блаженное забвение.

Почему так? Как происходит в университете? Вы увидели лист бумаги. На нем написаны вопросы к экзамену. Вы почитали учебник. Нашли ответ. Потом взяли следующий вопрос из списка вопросов. И так – сорок раз, пока вопросы не кончатся.

Как происходит в жизни? Пришел клиент. Дал вопрос. Вариант – руководитель поставил задачу. От решения будет зависеть, останетесь вы на работе или нет. В случае со свободным художником – будете вы сегодня есть или нет. Знаете, когда от качества вашей консультации зависит, будет у вас хлеб на столе или вы ляжете спать голодным, – это сподвигает. Еще как сподвигает.

Вы читаете закон. Вы читаете судебную практику. Вы бегаете за специалистами. И в итоге находите ответ. Допустим, все хорошо. Руководитель доволен. Лишний раз убедился, что вы свою краюху хлеба едите не зря. Или – клиент доволен, отсыпал звонких червонцев, посоветовал вас партнерам по бизнесу.

В чем разница? Во-первых, значимость вопроса для вас. В университете – пересдача. В жизни – второй попытки может и не быть. Потерянный клиент. Пятно на репутации. Голодное брюхо сразу – и мучительные самокопания после.

Во-вторых, системы восприятия. При чтении с листа, при штудировании книг в университете задействована только одна из них, зрительная. А когда вы ищете ответ на вопрос в жизни, тут и анализ практики нужен, и беготня по специалистам, потом еще и семинар по нужной теме послушать – задействованы ВСЕ системы восприятия. И зрительная, и слуховая, и через ощущения (чувства). А также нервы, раздумья «взлетит/ не взлетит», «пройдет/не пройдет» и «что будет со мной после…»

Извините, что опускаю вас с небес на землю, но за иные ошибки в жизни могут и ЗАКОПАТЬ… А это другой уровень ответственности и подхода к вопросу. Вот и позвольте себе почувствовать и осознать эту разницу… И – ответственность.

Итак, в университете учат быстро перерабатывать массивы информации и выдавать ответ. Хорошо. Но тут-то и подвох. Есть категория студентов, которые тупо УЧАТ. Наизусть. Так же тупо, как в недалеком прошлом учили в школе стихотворения. «Я помню чудное мгновенье…» – и понеслось. Студент привык со школьной скамьи к схеме «рассказал – получил „пять“, свободен». А в жизни все по-другому…

Давайте на конкретном примере. Вопрос в билете: «Правовой режим самозастроя». Студент, еще не отошедший от школьных подходов, честно и прилежно вызубрил ст. 222 ГК РФ, в частности:

«1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».

Что делать преподавателю? Формально – поставил «пять» и отпустил восвояси. Так и сделает средний преподаватель, который помимо гражданского права на этом юрфаке ведет еще штук пять дисциплин в других вузах.

Не дай бог студенту попадется преподаватель-практик. Который задаст дополнительный вопрос: «Так что, можно признать право собственности на самозастрой?» Студент честно ответит, вспомнив зазубренное: «Да. В Кодексе же сказано: „Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом“».

Преподаватель: «То есть вот так просто, пришел в суд и признал?» Студент: «Да. В Кодексе же написано!» Знаете, какой будет ответ преподавателя? Краткий. Два слова. «Придешь осенью». На удивленное «почему?!» преподаватель ответит:

...

Вот вам и разница между «вызубрить» и «понять». Косвенно и этому учат в университете – на очередной пересдаче. Если обобщить и учиться, не дожидаясь пересдачи, то есть два навыка. Первый – навык зубрилы. Второй – навык понимания, как там колесики вертятся. С зубрежкой все понятно со школьных времен. А вот навык понимания «прокачивать» сложнее.

2.4. Вперед в прошлое. Средневековая модель обучения

Вспомним, как было раньше. Допустим, на дворе пятнадцатый век. Вы – великий кузнец из Самарканда. Решили перебраться в Европу… скажем, в Венецию. Приехали. Открыли лавочку. Торгуете мечами/щитами/кастрюлями/дверными петлями и прочими скобяными изделиями.

К вам приходят местные цеховики, смотрят на ваш товар, одобрительно кивают головами – да, работа мастера. Но ты же понимаешь… Ты пришел работать в НАШИ пенаты. На НАШУ землю. Мы тебе рады, но плати за доступ в цех, сдавай экзамен на мастера – и работай в свое удовольствие.

До сдачи экзамена в случае с заезжим мастером обычно не доходило – видно птицу по полету, видно мастера по работе. Поэтому вы спокойно заносили в гильдию (цех) мешок с дукатами, получали грамоту мастера и шли себе спокойно работать дальше.

Другой вариант – вы горожанин в той же средневековой Европе. Допустим, у вас страсть к ювелирному делу. Родители вовремя поняли и отдали вас в ученичество к ювелирам. Сперва вы работали под началом подмастерья, учились азам – проволоку гнуть, камушки шлифовать, стружки собирать и т. д. Классическое «принеси – подай, сбегай за поллитровкой и не мешай».

Через пять лет вы и сами стали подмастерьем. Теперь, уже под приглядом мастера, вам доверяют делать нехитрые вещички – сережки, кольца и т. д. Спустя десять лет вы сдали экзамен – и стали мастером. Либо работаете в том же цеху, либо ушли и открыли свою мастерскую.

К чему веду, и почему «вперед в прошлое»? Потому что мы пришли к этому прошлому. Вернее, не пришли, а вернулись. Диплом юрфака – это доступ в цех, право на вход в гильдию и право работать. А ваши первые шаги на первой работе – то же самое обучение средневекового горожанина у подмастерья в цеху. И если вам попадется толковый наставник, со временем станете мастером.

2.5. Устаревшие убеждения

Знание от учителя к ученику идет, самое малое, на двух уровнях: вербальном (словами – лекции, семинары, книги) и невербальном (всем остальным – поведением, энергетикой, намеками и т. д.).

Также передача знания бывает формальной (лекция – все вымерено, дозировано, соответствует официальной политике вуза) и неформальной (разговор по душам в курилке, совет понравившемуся студенту, конференция «для своих» и прочая, прочая).

Помимо права, преподаватели передают вам еще много чего… в том числе свои убеждения и жизненные ценности. Если повезет, то и свои стратегии решения вопросов.
Другой вопрос, насколько это «добро» поможет вам СЕЙЧАС. В нынешней, современной жизни.

Если вы воспримете убеждения своих учителей, вы рискуете стать такими же, как они. Недаром говорят – по царю и бояре, каков поп, таков и приход.

И выше уже подняться будет тяжело. Хорошо, когда учителя дают правильные убеждения: «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «перед тобой открыты все дороги», «воровать – так миллион, любить – так королеву».






Подытожил бы от себя: одна из главных миссий - не просто дать человеку знания, а дать и понимание ограниченности этих знаний.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Это сообщение редактировалось 18.02.2024 в 19:09

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Германия являет собой крайне оригинальную модель европейского нациогенеза. Во-первых, это связано с основными движущими силами этого процесса на его начальном этапе. Немецкое гражданское общество сыграло в нём не меньшую роль, чем различные германские государства. Со времён И.-Г. Гердера задачу формирования национального самосознания берёт на себя немецкий университет, что стало своеобразным ноу-хау в европейской политической жизни. Впрочем, достаточно быстро инициатива в этом процессе перешла к их законным хозяевам – германским государствам, прежде всего – к Пруссии и Австрии. Во-вторых, необходимо признать, что этот нациогенез не завершён до настоящего времени и, скорее всего, не будет завершён никогда. Часть германских земель в ХХ веке была утрачена, а Германский Мир является миром, расколотым на два государства. Этот мир так и не смог обрести единство. Соответственно, и все идеологические и политические программы объединения этого мира, начиная с эпохи Просвещения потерпели неудачу в некоем окончательном, абсолютном смысле.
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Последние действия над темой
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru