Оптимальный состав выхлопа химического не водородного РД

Теги:космос
 

Naib

опытный

Вопрос про "топливо мечты".

Итак, понятно, что чем больше лёгких компонентов в составе истекающих газов, тем лучше. Однако оборотная сторона - это криогеника, вода в составе газов, общие размеры, сложность и цена конструкции.

Идут на компромисс, особенно в условиях атмосферы, выжимая максимум из того, что есть.

Но вот если помечтать и предположить теоретическую топливную пару, то каким нужно сделать её состав?
Начиная с какого процента водорода он уже идёт не на благо, а во вред, за счёт равновесных эндотермических процессов синтеза воды?
Как он связан с размерами сопла? То есть, при малых размерах сопла водорода скорее всего нужно меньше, для передачи энергии от более тяжёлых молекул и частиц, чем для больших сопел, но это можно предсказать или только эмпирически?
 49.0.2623.11249.0.2623.112

Xan

координатор

Naib> Но вот если помечтать и предположить теоретическую топливную пару, то каким нужно сделать её состав?

Вот в этой книжке как раз мечтатели этим и занимались:

(http://www.goodreads.com/book/show/677285.Ignition_)
Прикреплённые файлы:
ReadMe.png (скачать) [701x1016, 50 кБ]
 
 
 49.049.0
Это сообщение редактировалось 08.10.2016 в 10:32

Naib

опытный

Naib>> Но вот если помечтать и предположить теоретическую топливную пару, то каким нужно сделать её состав?
Xan> Вот в этой книжке как раз мечтатели этим и занимались:
Xan> (http://www.goodreads.com/book/show/677285.Ignition_)

Я её ещё не дочитал. :)
В любом случае, химия с момента её написания изрядно шагнула. Скажем, циклопропиламинов там точно не будет, а они, пожалуй, получше синтина.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #08.10.2016 18:05  @Naib#08.10.2016 10:37
+
+1
-
edit
 
Naib> В любом случае, химия с момента её написания изрядно шагнула.

Куда она могла шагнуть? :)

Naib> Скажем, циклопропиламинов там точно не будет, а они, пожалуй, получше синтина.

Нет, азот снижает УИ.
 11.011.0
BY Naib #09.10.2016 00:56  @Бывший генералиссимус#08.10.2016 18:05
+
-
edit
 

Naib

опытный

Naib>> В любом случае, химия с момента её написания изрядно шагнула.
Б.г.> Куда она могла шагнуть? :)

Туше :).
Прогресс меньше, чем хотелось бы. Из серьёзных подвижек в сравнении с тем временем - это катализ. Ну и ряд реакций, которые были открыты позже, чем заря космонавтики. Скажем, циклообразование двойных связей в циклопропаны при реакции с диазометаном. Так как в керосине их хватает, то его можно модифицировать и поднять характеристики.

Naib>> Скажем, циклопропиламинов там точно не будет, а они, пожалуй, получше синтина.
Б.г.> Нет, азот снижает УИ.

В сравнении с водородом. В сравнении с керосином - повышает.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #09.10.2016 11:33  @Naib#09.10.2016 00:56
+
-
edit
 
Naib> Naib>> Скажем, циклопропиламинов там точно не будет, а они, пожалуй, получше синтина.
Б.г.>> Нет, азот снижает УИ.
Naib> В сравнении с водородом. В сравнении с керосином - повышает.
Ну так синтин - не керосин. Да, у гидразина положительная энтальпия образования, но азот увеличивает среднюю молекулярную массу выхлопа.
Надо учитывать, что в углеводородных горючих углерод обычно окисляется только до CO, у которого молекулярная масса 28.
Так что синтин по достигаемому с кислородом УИ сравнивается с гидразином и выигрывает у диметилгидразина. И превзойти это вряд ли удастся.
Надо же ещё учитывать не только голую химию, но и насколько близко удастся подойти к теоретическому пределу.
Обсуждалась же топливная пара гидразин-пентаборан. Там УИ 406 единиц, что ли, для вакуума, притом, что оба компонента высококипящие. Но там почти весь выхлоп - конденсированная фаза, состоящая из нитрида бора.
И эксплуатационные характеристики надо иметь в виду. Например, насколько годятся компоненты для регенеративного охлаждения, какая у них вязкость и какая зависимость вязкости от температуры.
 11.011.0
BY Naib #09.10.2016 22:21  @Бывший генералиссимус#09.10.2016 11:33
+
-
edit
 

Naib

опытный

Б.г.> Ну так синтин - не керосин. Да, у гидразина положительная энтальпия образования, но азот увеличивает среднюю молекулярную массу выхлопа.

У азота тоже 28, как и у СО, так что вопрос в энергетике топливной пары и потреблении кислорода для горения.

Б.г.> Надо учитывать, что в углеводородных горючих углерод обычно окисляется только до CO, у которого молекулярная масса 28.

Вот посчитал первые попавшиеся цифры:
РД-180 2,72 кислорода к 1 керосина. 0,085 моль к 0,071, то есть весь углерод - в СО + весь водород в воду + ещё чуток кислорода остаётся для дожигания до СО2. Недогар по стехиометрии, конечно, есть, но кислорода всё-таки больше, чем просто до СО.

Б.г.> Так что синтин по достигаемому с кислородом УИ сравнивается с гидразином и выигрывает у диметилгидразина. И превзойти это вряд ли удастся.

Ну, азиридин (аза-циклопропан), например. N-аминоазиридин. Вопрос цены, конечно, и прочих эксплуатационных свойств. Скажем, для охлаждения они скорее всего вообще не годятся, так как способны к полимеризации

Б.г.> Обсуждалась же топливная пара гидразин-пентаборан. Там УИ 406 единиц, что ли, для вакуума, притом, что оба компонента высококипящие. Но там почти весь выхлоп - конденсированная фаза, состоящая из нитрида бора.

И водорода.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #09.10.2016 22:38  @Naib#09.10.2016 22:21
+
-
edit
 
Б.г.>> Ну так синтин - не керосин. Да, у гидразина положительная энтальпия образования, но азот увеличивает среднюю молекулярную массу выхлопа.
Naib> У азота тоже 28, как и у СО, так что вопрос в энергетике топливной пары и потреблении кислорода для горения.
Да, но у воды-то 18, и уменьшение её доли увеличивает среднюю молекулярную массу.
Б.г.>> Надо учитывать, что в углеводородных горючих углерод обычно окисляется только до CO, у которого молекулярная масса 28.
Naib> Вот посчитал первые попавшиеся цифры:
Naib> РД-180 2,72 кислорода к 1 керосина. 0,085 моль к 0,071, то есть весь углерод - в СО + весь водород в воду + ещё чуток кислорода остаётся для дожигания до СО2. Недогар по стехиометрии, конечно, есть, но кислорода всё-таки больше, чем просто до СО.

а это какую формулу керосина брать... Между прочим, итоговое соотношение подбирается на стенде по максимуму УИ или по температуре в наиболее критичных местах :) Если брать кислорода точно до CO, то всё равно получается сколько-то CO2, но и сколько-то сажи. А сажа хуже, чем CO2, портит УИ.

Б.г.>> Так что синтин по достигаемому с кислородом УИ сравнивается с гидразином и выигрывает у диметилгидразина. И превзойти это вряд ли удастся.
Naib> Ну, азиридин (аза-циклопропан), например. N-аминоазиридин.

И сколько он даёт по расчёту?

Naib> Вопрос цены, конечно, и прочих эксплуатационных свойств. Скажем, для охлаждения они скорее всего вообще не годятся, так как способны к полимеризации

Не только цены, но и величины выигрыша. Используют же в твёрдых топливах динитрамид аммония, несмотря на то, что он в 10-15 раз дороже перхлората аммония! Причём, сочетают его с гидридом алюминия, и азотсодержащей ("активной") связкой. И получают больше 300 единиц в вакууме, т.е., почти сравниваются с АТ-НДМГ.

Б.г.>> Обсуждалась же топливная пара гидразин-пентаборан. Там УИ 406 единиц, что ли, для вакуума, притом, что оба компонента высококипящие. Но там почти весь выхлоп - конденсированная фаза, состоящая из нитрида бора.
Naib> И водорода.

Собственно, поэтому и 406. Но водорода там сильно меньше половины по массе. Поэтому приблизиться к этим 406 очень трудно будет.
 11.011.0
BY Naib #09.10.2016 23:59  @Бывший генералиссимус#09.10.2016 22:38
+
-
edit
 

Naib

опытный

Naib>> У азота тоже 28, как и у СО, так что вопрос в энергетике топливной пары и потреблении кислорода для горения.
Б.г.> Да, но у воды-то 18, и уменьшение её доли увеличивает среднюю молекулярную массу.

Да, но главный козырь здесь - это водород, с его моляркой равной 2. Очень упрощённо: сгорание углерода накачивает систему тепловой энергией, а тяговые свойства определяет оставшийся водород. Образование воды - это вообще плохо. Очень большая у неё теплоёмкость и энергия сливается "вникуда", так как использовать её большей частью невозможно.

Naib>> РД-180 2,72 кислорода к 1 керосина. 0,085 моль к 0,071, то есть весь углерод - в СО + весь водород в воду + ещё чуток кислорода остаётся для дожигания до СО2. Недогар по стехиометрии, конечно, есть, но кислорода всё-таки больше, чем просто до СО.
Б.г.> а это какую формулу керосина брать... Между прочим, итоговое соотношение подбирается на стенде по максимуму УИ или по температуре в наиболее критичных местах :) Если брать кислорода точно до CO, то всё равно получается сколько-то CO2, но и сколько-то сажи. А сажа хуже, чем CO2, портит УИ.

Формулу я взял СН2, как у алкенов. Фактически она скорее всего ещё беднее водородом. Стенд - это да. Окончательный вердикт.

Naib>> Ну, азиридин (аза-циклопропан), например. N-аминоазиридин.
Б.г.> И сколько он даёт по расчёту?

Пока не считал. Но навскидку, N-аминоазиридин - это гептил с закрытыми на трёхчленное кольцо метилами. То есть к энтальпии образования гептила добавляется ещё напряжение малого цикла и суммарная энтальпия должна быть примерно вдвое выше.

Б.г.> Б.г.>> Обсуждалась же топливная пара гидразин-пентаборан. Там УИ 406 единиц, что ли, для вакуума, притом, что оба компонента высококипящие. Но там почти весь выхлоп - конденсированная фаза, состоящая из нитрида бора.
Naib>> И водорода.
Б.г.> Собственно, поэтому и 406. Но водорода там сильно меньше половины по массе. Поэтому приблизиться к этим 406 очень трудно будет.

По молям водорода много. По 3 молекулы на каждую молекулу ВN. Объёмная доля - 75%, если бы нитрид бора был газообразен.

Пара гидразин-пентаборан, кстати, вскрывает интересную проблему теплопроводности выхлопа двигателя. Фактически, за счёт того, что у водорода она очень высока - конденсированная фаза не является необоримым препятствием достижения высокого УИ.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #10.10.2016 01:11  @Naib#09.10.2016 23:59
+
-
edit
 
Naib>>> У азота тоже 28, как и у СО, так что вопрос в энергетике топливной пары и потреблении кислорода для горения.
Б.г.>> Да, но у воды-то 18, и уменьшение её доли увеличивает среднюю молекулярную массу.
Naib> Да, но главный козырь здесь - это водород, с его моляркой равной 2. Очень упрощённо: сгорание углерода накачивает систему тепловой энергией, а тяговые свойства определяет оставшийся водород. Образование воды - это вообще плохо. Очень большая у неё теплоёмкость и энергия сливается "вникуда", так как использовать её большей частью невозможно.
Но ведь у водорода теплоёмкость ещё больше, чем у воды! Мольная в 3 раза меньше, а массовая в 3 раза больше!
Ну и, потом, если в газовой смеси есть CO2 и H2, то, хочешь-не хочешь, вода образовываться будет. А, если в смеси недостаточно кислорода, будет лететь сажа. И азот тут не помогает, скорее, мешает.
 11.011.0

Monya

опытный

Naib> Да, но главный козырь здесь - это водород, с его моляркой равной 2. Очень упрощённо: сгорание углерода накачивает систему тепловой энергией, а тяговые свойства определяет оставшийся водород. Образование воды - это вообще плохо. Очень большая у неё теплоёмкость и энергия сливается "вникуда", так как использовать её большей частью невозможно.
Э, что-то я не понял. Чем выше теплоемкость рабочего тела, тем выше его работоспособность. Как раз за счет теплоемкости работа и производится. Условно говоря, в камере сгорание рабочее тело набирает тепло, затем ускоряется за счет этого. Чем больше сможет набрать, тем больше сможет ускорится. Поэтому идеальным рабочим телом является атомарный водород - за счет самой большой удельной (массовой) газовой постоянной (работоспособность рабочего тела пропорциональна (R*T/)m, где м - молекулярная масса)
 53.0.2785.14353.0.2785.143
BY Naib #10.10.2016 21:34  @Бывший генералиссимус#10.10.2016 01:11
+
-
edit
 

Naib

опытный

Naib>> Да, но главный козырь здесь - это водород, с его моляркой равной 2. Очень упрощённо: сгорание углерода накачивает систему тепловой энергией, а тяговые свойства определяет оставшийся водород. Образование воды - это вообще плохо. Очень большая у неё теплоёмкость и энергия сливается "вникуда", так как использовать её большей частью невозможно.
Б.г.> Но ведь у водорода теплоёмкость ещё больше, чем у воды! Мольная в 3 раза меньше, а массовая в 3 раза больше!

Если водород приходит из топлива, а не в виде жидкого, то его массовая доля в общей смеси мала. Если монотопливо - гидразин, то 12,5%.
Самый "жирный" вариант углеводородов - метан/кислород, тоже максимум 12,5.
Керосин/кислород - порядка 3,5-3,8% (реальных). Так что удельная теплоёмкость водорода в выхлопе невелика. А вот теплопроводность он должен поднимать изрядно.

Б.г.> Ну и, потом, если в газовой смеси есть CO2 и H2, то, хочешь-не хочешь, вода образовываться будет. А, если в смеси недостаточно кислорода, будет лететь сажа. И азот тут не помогает, скорее, мешает.

Пламя азотсодержащих компонентов (нитрилы, алкиламины, анилины) обычно очень горячее. Горячее, чем у углеводородов, сопоставимой формулы. И при этом требует меньше кислорода.
 49.0.2623.11249.0.2623.112

Naib

опытный

Monya> Э, что-то я не понял. Чем выше теплоемкость рабочего тела, тем выше его работоспособность. Как раз за счет теплоемкости работа и производится.

Это в идеальном адиабатическом процессе. Там лучше воды ничего не придумаешь. А ракетный двигатель всё-таки достаточно далёк от этого.

Monya> Условно говоря, в камере сгорание рабочее тело набирает тепло, затем ускоряется за счет этого. Чем больше сможет набрать, тем больше сможет ускорится.

Там ещё играет важную роль температура. А при фиксированном энерговыделении химического процесса высокая теплоёмкость продуктов реакции ограничивает максимальную температуру.

Monya> Поэтому идеальным рабочим телом является атомарный водород - за счет самой большой удельной (массовой) газовой постоянной (работоспособность рабочего тела пропорциональна (R*T/)m, где м - молекулярная масса)

Атомарный водород - это вполне себе идеальный газ и его теплоёмкость равна 3R, как и у благородных. У двухатомных газов теплоёмкость уже будет выше.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #10.10.2016 22:45  @Naib#10.10.2016 21:34
+
+1
-
edit
 
Naib> Пламя азотсодержащих компонентов (нитрилы, алкиламины, анилины) обычно очень горячее. Горячее, чем у углеводородов,
так это потому, что теплоёмкость меньше!
когда мы начинаем, условно говоря, греть ими водород, энергия кончается раньше.
 11.011.0

Naib

опытный

Вики утверждает, что у RS-25 соотношение компонентов топливной пары было 6 к 1.
После сгорания всего кислорода (а водорода там избыток, так что это ожидаемо) свободного водорода - 3,57%.
РД-190
1 к 2,72.
После идеального сгорания (до углекислоты и воды) - избыточного водорода - 2,4% Фактически - меньше, так как равновесие восстановления углекислоты
РД-270
1 к 2,67 (в пользу окислителя)
Избыточного водорода - около 1,05% Фактически - опять меньше из-за равновесных процессов
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #13.10.2016 09:36  @Naib#12.10.2016 22:00
+
-
edit
 
Naib>> Вики утверждает, что у RS-25 соотношение компонентов топливной пары было 6 к 1.
Ну, 6,02, если уж приводить три знака :)
Naib>> После сгорания всего кислорода (а водорода там избыток, так что это ожидаемо) свободного водорода - 3,57%.
Это в весовых процентах, для термодинамики важнее в объёмных процентах. В них у меня вышло водорода 24% и воды 76%. Средний молекулярный вес, таким образом, около 14.
Это очень грубые цифры, не учитывающие радикалы и атомарные водород и кислород, поэтому приводить третий знак бессмысленно.

P.S. где-то я встречал (можно проверить пропепом), что эффективный молекулярный вес (за счёт ОН*, и атомарных водорода и кислорода) в RS-25 между 11 и 12.

P.P.S. писали также, что у кислород-водородных движков для "типа первых" ступеней идёт комплексная оптимизация соотношения компонентов - уменьшая УИ, можно выиграть на относительной массе баков, и скомпенсировать это. Т.е. наилучшие параметры ракеты в целом достигаются не при максимальном достижимом УИ, а при некотором увеличении доли кислорода, за счёт увеличения средней плотности топлива.
 11.011.0
Это сообщение редактировалось 13.10.2016 в 09:58
RU Бывший генералиссимус #13.10.2016 09:45  @Бывший генералиссимус#13.10.2016 09:36
+
-
edit
 
Naib>РД-190

Naib>1 к 2,72.

Naib>После идеального сгорания (до углекислоты и воды) - избыточного водорода - 2,4% Фактически - меньше, так как равновесие восстановления углекислоты

там вообще неокисленного водорода будут только следы, т.к. в выхлопе есть CO и C. Если для углеводородного горючего не хватает кислорода, то сначала недоокисляется углерод, и только потом - водород.

Naib> РД-270

Naib> 1 к 2,67 (в пользу окислителя)

Naib>Избыточного водорода - около 1,05% Фактически - опять меньше из-за равновесных процессов

Тут вообще будет каша из-за окислов азота и других азотсодержащих радикалов. Свободного водорода будут только следы.
 11.011.0
Это сообщение редактировалось 13.10.2016 в 09:52
BY Naib #13.10.2016 22:42  @Бывший генералиссимус#10.10.2016 22:45
+
-
edit
 

Naib

опытный

Naib>> Пламя азотсодержащих компонентов (нитрилы, алкиламины, анилины) обычно очень горячее. Горячее, чем у углеводородов,
Б.г.> так это потому, что теплоёмкость меньше!
Б.г.> когда мы начинаем, условно говоря, греть ими водород, энергия кончается раньше.

Теплоёмкость ограничивает предельную температуру. Скажем, если у нас 2 МДж энергии и она передаётся при помощи 1 кг воды или 1 кг азота, то в случае азота итоговая температура будет намного выше.
 49.0.2623.11249.0.2623.112

Naib

опытный

Сделал несколько прикидок по сгоранию.

Условие неполного сгорания - водород остаётся нетронутым (ну, сферическая конница, но пока пускай)

Пара ацетилен/кислород по энергетике равна паре синильная кислота/кислород, но вторая проигрывает, так как при прочих равных даёт лишнюю молекулу азота.
Сравнение с парой этилен/кислород - уже проигрывает синилке по общей энергетике (при условии, что водород не горит!). Добавляем сжигание половины водорода - догоняем энергетику, но проигрываем в предельной температуре, так как появляется вода. Алканы проигрывают ещё сильнее.

В общем, КМК, добавки полинитрилов (начиная с дициана и далее динитрил малоновой кислоты и так далее) в керосин должны повышать температуру горения. Яды? Ну да. Но не кумулятивные, так что даже при утечке распадаются быстро.

Второй момент.
Есть масса жидкой металлоорганики, типа диизобутилалюминий-гидрида, триэтилалюминия и так далее. Она почти эквивалентна металлу в составе горючего и достаточно стабильна, чтобы использоваться для охлаждения КС.
На "короткой" ступени, с малым временем горения она может быть вполне полезна.
 49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Бывший генералиссимус #14.10.2016 00:10  @Naib#13.10.2016 22:42
+
-
edit
 
Naib> Теплоёмкость ограничивает предельную температуру. Скажем, если у нас 2 МДж энергии и она передаётся при помощи 1 кг воды или 1 кг азота, то в случае азота итоговая температура будет намного выше.
Ну и что? Из-за увеличения среднего молекулярного веса мы проиграем больше, чем выиграем за счёт повышения температуры.
 11.011.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru