Кригшпиль

первая широко популярная военная игра, 1811; играют все - кайзер Вильгельм I и Николай I
 
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Кригшпиль — Википедия

Кригшпиль (нем. Kriegsspiel «военная игра») — настольная стратегическая игра, разработанная Георгом фон Рассевицем (нем. Georg von Rassewitz) в 1812 году и опубликованная в 1824 году; первая попытка создания реалистичной военной игры (в отличие от традиционных логических игр), «прадедушка всех варгеймов». В ней впервые в настольных играх была применена концепция тумана войны. Изначально игрался на карте района границы Франции c Бельгией. В игровой набор кригшпиля входили массивный комод со столешницей размером 180x180 сантиметров, содержащий множество игровых элементов — гипсовых частей рельефа (10x10 см), фарфоровых фишек, обозначающих различные формирования, циркули и линейки для измерения расстояний, книга с набором правил. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 
Кригшпиль (нем. Kriegsspiel «военная игра») — настольная стратегическая игра, разработанная Георгом фон Рассевицем (нем. Georg von Rassewitz) в 1812 году и опубликованная в 1824 году; первая попытка создания реалистичной военной игры (в отличие от традиционных логических игр), «прадедушка всех варгеймов». В ней впервые в настольных играх была применена концепция тумана войны.

Изначально игрался на карте района границы Франции c Бельгией.
 
Игровой набор

В игровой набор кригшпиля входили массивный комод со столешницей размером 180x180 сантиметров, содержащий множество игровых элементов — гипсовых частей рельефа (10x10 см), фарфоровых фишек, обозначающих различные формирования, циркули и линейки для измерения расстояний, книга с набором правил.
 




About the Kriegsspiel

About the Kriegsspiel game in its many differijng forms //  kriegsspiel.homestead.com
 

Кажется, для имитации "неизбежных на море случайностей" в игре использовались специальные сложно размеченные кости:

Wargame | Wikiwand

Il wargame è una categoria di gioco strategico, che generalmente ricostruisce eventi militari storici o immaginari. Il wargame è spesso visto come un modo di esplorare gli effetti della guerra senza sperimentare il combattimento reale. Può assumere la forma di un hobby nel quale uno o più giocatori simulano battaglie o intere guerre, di un modello o simulazione al computer di possibili scenari di pianificazione militare o anche la forma di manovre militari come pratica per la guerra. In quest'ultimo caso le due fazioni della battaglia vengono tipicamente chiamate "blu" e "rosso" per evitare di nominare un avversario particolare. //  www.wikiwand.com
 


НЯП, одни цифры означают эффективность огня артиллерии, другие - пехоты и т.п.


В XIX веке в кригшпиль много лет активно играли кайзер Вильгельм и российский император Николай I, а в прусской армии эта игра повсеместно использовалась для штабных тренировок офицерского состава, причём по отзывам прусского командования эта игра стала важным фактором немецких побед. И наоборот, после многочисленных военных побед Пруссии во второй половине XIX века распространённость кригшпиля среди прусских военных резко возросла.
 




Игра в кригшпиль в 1874 году:

Au commencement était le Kriegsspiel

Le wargame se décline sous de nombreuses formes: console ou ordinateur, jeu de plateau ou jeu avec figurines, historique, futuriste ou héroic-fantasy. Mais ce qui est aujourd’hui un loisir est issu d’un instrument conçu pour former les officiers d’état-major à la conduite des armées. //  www.slate.fr
 

В английской вике чуть подробнее:

Kriegsspiel (wargame) - Wikipedia

Kriegsspiel (German: [ˈkʁiːksˌʃpiːl], "war game") was a system used for training officers in the Prussian and German armies. The first set of rules was created in 1812 and named Instructions for the Representation of Tactical Maneuvers under the Guise of a Wargame. It was originally produced and developed further by Lieutenant Georg Leopold von Reiswitz and his son Georg Heinrich Rudolf von Reiswitz of the Prussian Army. von Reiswitz's system for simulating war was initially based around a specially designed table which he created for his King Friedrich Wilhelm III. The table (see photos on page 65, 67, 69 and 70) divided the game field into a grid system, a core element of many later wargame and roleplaying systems, and included different pre-cast terrain types used in modular combinations, as well as making use of special gaming pieces and dice. von Reiswitz' system also included the methods to simulate fog of war and communication difficulties, and a position of what he called a… //  Дальше — en.wikipedia.org
 
The accepted map scale was 1:8000[4] (though Georg Leopold von Reisswitz' initial design used a 1:2373 scale),[1] and the time scale was 2 minutes per one turn. Blocks were used to represent units,[4] which had different movement speeds, measured with the use of special compass, and which could even engage in short sprints.[1] In addition to the 'gamemaster', a total of up to 10 players could play as a commander on one of two sides in the conflict. The rules assumed a hierarchy of command between the different players, and even stipulated that if different units were out of sight of each other, players would not be allowed to communicate commands.[1]
 


До кучи - современное описание с картинками, но на немецком:

Вариант 1914 года:
 50.050.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Военные игры. Кригшпиль -- прадедушка всех варгеймов.

Когда после Второй мировой войны американцы проводили совместные военные игры с немцами, одна из вещей, которая их больше всего удивила — это то, как немцы понимали намерения друг друга и могли координировать усилия в постоянно меняющей обстановке даже при исчезновении связи. Секрет немцев был… //  shadow-ru.livejournal.com
 

(к сожалению, картинки там скисли)




Военные игры. Кригшпиль — прадедушка всех варгеймов.

Когда после Второй мировой войны американцы проводили совместные военные игры с немцами, одна из вещей, которая их больше всего удивила — это то, как немцы понимали намерения друг друга и могли координировать усилия в постоянно меняющей обстановке даже при исчезновении связи.

Секрет немцев был прост и заключался не в телепатии, а в том, что в программу подготовки немецких (а до того — прусских) офицеров входили многие и многие часы совместных военных игры, поэтому немецкие офицеры имели общее видение ситуации и хорошо понимали образ мышления друг друга. Ну и плюс потом матч против всего мира был.

Сама по себе идея моделировать боевые действия в игровой форме тривиальна, и первый пошаговый тактический симулятор придумали ещё индусы в V—VI веке (предшественник шахмат — чатуранга). Однако вся сложность заключается с одной стороны в реалистичности моделирования, а с другой стороны в играбельности.

Известно довольно много разного рода попыток создать реалистичный варгейм (в т.ч. у немцев аж середины XVII века), но исторически первым успешным варгеймом считается прусский кригшпиль (Kriegsspiel, буквально "военная игра") Геогра фон Рейсвица и его сына.

Первоначально барон фон Рейсвиц, интересующийся военной историей, придумал свою игру для собственного развлечения и развлечения ближайших друзей. И мы бы могли вообще о ней не узнать, если бы (как в сказке) об игре не узнал король.

В 1811 году два прусских принца — Фридрих и Вильгельм (в последствие кайзер Вильгельм) — будучи кадетами Берлинской военной академии, услышали на лекции по фортификации от своего капитана фон Райхе о некой интересной игре, изобретённой одним гражданским. Принцы заинтересовались и попросили разрешения у своего гувернёра, полковника фон Пирча, пригласить фон Рейсвица в берлинский замок для демонстрации.

Рейсвиц прибыл в назначенный день и устроил презентацию, где помимо двух принцев приняли участие фон Райхе, фон Пирч и второй лейтенант фон Вуссов. Принцы оказались очарованы игрой и хотели сыграть снова, также они попросили разрешения у фон Пирча написать своему отцу, королю Пруссии, об этой игре. Король заинтересовался и захотел увидеть её лично.

Рейсвиц оказался крайне польщён монаршим вниманием, но в тоже время сомневался, что игра в нынешнем виде сможет выдержать путешествие в Потсдам, а также полагал, что для короля требуется нечто более интересное, чем ящик с песком. Поэтому он попросил отсрочки.

Через год король уже забыл обо всём, пока во дворец Сан-Суси не прибыл фон Рейсвиц с комодом и не напомнил о себе.

Комод имел раскладывающуюся столешницу (шесть на шесть футов) и был заполнен вылепленными из гипса и тщательно разрисованными элементами рельефа (четыре на четыре дюйма), которые выкладывались на столешнице.

Элементы, обозначающие войска, были выполнены из фарфора. Также в набор входили циркули и линейки для измерения дистанции, маленькие коробки для обеспечения "тумана войны", кубики и система игровых правил, оформленная в виде книге "Инструкция по представлению тактических манёвров в виде Военной Игры".

Кригшпиль (в варианте Рейсвица старшего и более поздних вариантах) поддерживал иерархическую многопользовательсткую игру (могли играть до 10 человек в двух командах), имитировал "туман войны" (сначала коробки, а с переходом от комода и гипса к легко копируемым картам команды могли играть за разными столами или даже в разных комнатах и до соприкосновения с противником видели на карте только свои войска) и особенность связи того времени (приказы и донесения своей команде отдавались в письменном виде и доставлялись посыльными; по решению "гейммастера" послание могло опоздать на несколько ходов или вообще не дойти), а также погодные условия. Каждый тип юнита обладал своими характеристиками, правила его применения в боевых действиях описывались в книге правил.

Фридриха Вильгельма танчики кригшпиль очень впечатлил и на долгие годы стал любим времяпрепровождением (иногда даже ночным). Обычно играли следующими командами: король возглавлял одну сторону, принц фон Мекленбург другую, полковники фон Гауду и фон Пирч играли роль подчинённых командиров, а принц Вильгельм и принц Фридрих — адьютантов.

Интерес короля к игре был хорошо известен. Поэтому не удивительно, что во время своего визита в 1816-17 гг. великий князь Николай Павлович (в последствие царь Николай I) пожелал познакомиться с игрой, в результате чего стал её ревностным фанатом.

Между 1818 и 1822 годами прусский король продолжал играть в кригшпиль, хотя у него и не было возможности организации долгих партий. Королевский интерес возродился вновь в 1824-м, когда стало известно, что Рейсвиц-младший — молодой артиллерийский офицер — продолжая дело своего отца, работает над усовершенствованием системы и даже организовал маленькую группу игроков в кригшпиль среди офицеров берлинского гарнизона.

Первым о группе услышал принц Вильгельм, в то время командующий 3-м армейским корпусом и командир 2-й гвардейской дивизии. Вспомнив о времени, проведёнными за играми во дворце несколькими годами ранее, принц попросил Рейсвица-младшего продемонстрировать свою версию игры. Рейсвиц в свою очередь попросил разрешения взять с собой свою группу, т.к. она знакома с особенностями игры, и вот одним зимним январским вечером 1824-го года группа собралась в покоях принца в берлинском замке.

Принц возглавил одну сторону, лейтенант Даннхауэр из группы Рейсвица — другую. Ход игры остался для нас не известен, но принц оказался настолько впечатлён, что рекомендовал игру королю и Генеральному штабу.

Через несколько дней Рейсвиц обнаружил себя представляющим свою игру начальнику Генерального штаба Пруссии, генералу фон Мюффлингу, и всему Генеральному штабу. Первоначально фон Мюффлинг принял игру довольно холодно и приветствовал Рейсвица словами: "Господа, герр лейтенант фон Рейсвиц собирается продемонстрировать нам кое-что новенькое". Однако по мере хода игры, развёртывания операции и работы офицеров над своими планами, старый генерал заражался всё большим энтузиазмом и под конец воскликнул: "Это не игра, а военные учения! Я буду рекомендовать это всей армии!"


Фон Мюффлинг оказался верен своему слову, и уже в следующем выпуске "Militair Wochenblatt" (№402, 1824) содержались его рекомендации: "любой, кто понимает преимущества грамотного руководства в бою, может немедленно принять участие в игре как командир, даже если ничего о ней не знает или вообще никогда не слышал о ней".

В это же время король отдал распоряжение, чтобы копии этой игры были в каждом полку армии.

Принц Вильгельм написал в.к. Николаю Павловичу о новой версии игры, и Николай Павлович страстно захотел узнать о ней больше. Он отдал распоряжение полковнику фон Эссен (русскому военному атташе в Берлине) приобрести и переправить в Санкт-Петербург один из игровых наборов, а также самому ознакомиться с игрой, чтобы дать при встрече полные разъяснения.

Фон Эссен принял участие в нескольких играх, но в итоге решил, что лучше всего будет отправить в Россию самого Рейсвица.

Фон Рейсвица приняли во дворце великого князя как почётного гостя. Он оставался там всё лето и вернулся в Берлин осенью вместе с Николаем Павловичем. На осень была запланирована длительная широкомасштабная игра в апартаментах Вильгельма. Фон Мюффлинг дал общую идею игры, представляющую собой полномасштабную компанию в промежутке между Одером и Эльбой, с финальным сражением при Бауцене.

Одно из преимуществ быть принцем или князем — это то, что при необходимости найти себе дополнительных напарников по игре не составляет проблем. Майор Вицлебен королевских гренадёр и подполковник фон Барбер из гвардейских драгун стали двумя высокопоставленными офицерами, принявшими участие в игре. Группа Рейсвица оказывала помощь по ходу игры.

Игра продлилась неделю, и в апартаментах принца всё было оставлено на местах до следующей игровой сессии. Иногда туда заглядывал король, иногда принц Альбрехт, иногда принц Адальберт и многие другие иностранные принцы.

В итоге весь этот королевский интерес оказался очень полезен для игры. В гвардейском артиллерийском и втором пехотном гвардейском полках были созданы клубы кригшпиля, в которые, видя монарший интерес, стали записываться и офицеры из других полков. Так постепенно среди офицеров распространялось увлечение кригшпилем.

Одним из новых энтузиастов стал Фердинанд фон Вицлебен, в последствие член Генерального Штаба. А в 1828 году в кригшпиль начал играть Мольтке. Позднее, будучи начальником штаба IV армейского корпуса под Магдебургом, он использовал игру для тренировки молодых офицеров. Наблюдая в 1858-м году за ежегодными играми Генерального Штаба по кригшпилю Мольтке впервые сформулировал основы концепции Auftragstaktik, ставшей краеугольным камнем оперативного управления во всей немецкой армии на долгие годы вперёд. Например, он критиковал обилие бумажной работы во время кригшпиля следующим образом: "как правило приказы должны содержать только то, что подчинённые не могут определить самостоятельно для выполнения своих задач". Всё остальное, по мнению Мольтке, должно было быть оставлено на усмотрение нижестоящих командиров.

Несмотря на критику кригшпиля, Мольтке всячески способствовал его распространению в военном образовании. Да и сам любил его использовать для моделирования и решения реальных тактических задач.

После последующих немецких побед (особенно после франко-прусской войны 1870-71), важным фактором которых стал, по заявлению многих прусских офицеров, кригшпиль, на него обратили пристальное внимание и за рубежом. Что привело к появлению национальных редакций кригшпиля (варгейма, военной игры) и разным её модификациям ("крепостная военная игра", "морская военная игра", "военно-санитарная игра", "стратегическая игра" и т.д.).

Несмотря на успех игры, судьба фон Рейсвица младшего закончилась весьма трагично. Видимо, успехи молодого лейтенанта привели к появлению достаточно высокопоставленных завистников и недоброжелателей, потому что по непонятным причинам Рейсвиц был разочарован перспективами своей военной карьеры. Так, хоть он и получил капитанский чин, но стал капитаном не в гвардейской артиллерии, где была вакансия командира роты, а в 3-й артиллерийской бригаде в Торгау. Что очень его расстроило и воспринималось как ссылка.

Даннхауэр, однажды увидевший фон Рейсвица, говорил, что тот очень изменился, и вместо прежнего юмора и приветливости фон Рейсвиц сильно недоволен собой и миром. Летом 1827-г года Рейсвиц застрелился.

После самоубийства Рейсвица игровое сообщество в Берлине оказалось перед дилеммой: что будет дальше с игрой, кто её будет развивать? Насколько сильна оппозиция к игре? Она направлена против игры или лично против Рейсвица?

В результате в поправках к игре, вышедших в 1828-м году, имя Рейсвица даже не упоминалось. А через пятьдесят лет после первой публикации правил о Рейсвице никто даже и не слышал вовсе.

В один из дней 1873-го года Даннхауэру — одному из участников первоначальной группы Рейсвица — попалась на глаза статья капитана Шмидта, объясняющая гражданским правила игры в кригшпиль. И что больше всего поразило Даннхауэра, так это уверения автора, будто происхождение игры потеряно во мраке времён, и что игра родилась в среде артиллерийских офицеров, а её правила передавалась устно, пока не были напечатаны в 1846-м году.

Даннхауэр решил, что пора рассказать, как всё было на самом деле, и написал в "Militair Wochenblatt" (№56, 1874) статью о 50-й годовщине создания игры. Неожиданно, несколько недель спустя после статьи Даннхауэра, в "Militair Wochenblatt" появилась ещё одна статья (№73, 1874) — написанная анонимно — объясняющая, как ранняя версия игры привлекла внимание короля и монаршей фамилии. Современные исследователи (например, Bill Leeson, на основе чьей статьи большая часть этого поста и написана) полагают, что вторая статья практически стопроцентно принадлежала Вильгельму (ныне — кайзеру Вильгельму), потому что кроме своего брата Фридриха он был единственным человеком, принявшим участие во всех описанных в статье событиях.


 50.050.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну и всякие последующие вариации на тему "с циркулем и линейкой".

Известная картинка, где Уэллс играет в какую-то военную игру, вроде бы им изобретенную.


Хотя это, похоже, уже далеко от кригшпиля и ближе к "напольной" игре, известной нам по одному из рассказов Даррела - в которую он играл с престарелым полковником.
Кстати, в советских изданиях рассказа вымарывался тот момент, что при знакомстве Джерри - на тот момент помощник продавца зоомагазина, юный, но уже житейски подкованный (очевидно, благодаря братцу Ларри) - заподозрил было в отставном полковнике педераста и был поначалу настороже.
 50.050.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru