Китайский кризис недвижимости может стать прологом к более глубокому, тяжелому и затяжному кризису — «потерянному китайскому десятилетию», что скажется на всей мировой экономике.
Нынешний кризис в Китае — это не первое падение рынка недвижимости, однако в этот раз простого выхода нет. Для Китая рынок недвижимости — это крупнейший сектор экономики, дающий до 30% ВВП. При этом растущие города тащат за собой множество смежных отраслей экономики, в первую очередь это строительство автомобильных и железных дорог, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Все это создает колоссальный спрос на сталь, цемент, отделочные материалы. Растущие города — это масса рабочих рук, а значит, производства и сервис.
Китайская экономика в последние годы столкнулась с банальным кризисом перепроизводства недвижимости. 90% городского населения имеют свою недвижимость, уровень обеспеченности жильем превышает 30 кв. м на человека — этот показатель уже выше, чем в Чехии или Греции. (и чем в России! )
Китайский дракон последние четыре десятилетия использовал два крыла: первое — растущее, многочисленное и молодое население; второе — дешевая энергия угля и воды. И именно стареющее и сокращающееся население и исчерпание легкодоступного угля уже в ближайшие годы могут стать большой преградой для продолжения динамичного роста.
В прошлом году впервые за много десятилетий население Китая начало сокращаться. Это феноменальное изменение экономической модели страны. Сокращающееся и стареющее население означает и естественное снижение потребления базовых ресурсов, растущую нагрузку на пенсионную систему и рост налогового бремени для работающих китайцев, потенциальный дефицит рабочих рук.
Другая проблема — исчерпание самого легкодоступного угля, благодаря которому цены на электроэнергию в Китае были одними из самых низких в мире. За счет низких цен на электричество в стране активно развивались энергоемкие производства — черная и цветная металлургия, стекольная и цементная промышленность и т. д. На их базе возникала обрабатывающая промышленность, производство полуфабрикатов.
В Китае потребляется каждая вторая тонна угля в мире. В прошлом году был поставлен очередной рекорд добычи и потребления. Однако даже Международное энергетическое агентство утверждает, что калорийность добываемого в Китае угля падает, а для того, чтобы сгенерировать то же количество электроэнергии, приходится добывать еще больше. При этом средняя глубина китайских шахт уже превысила 1200 метров. Для сравнения: средняя глубина шахт Кузбасса — 300 метров, максимальная не превышает 900 метров. Себестоимость производства китайского угля, естественно, растет по мере усложнения его добычи. Падение качества и рост цены угля приведет к удорожанию электроэнергии и к деградации многих отраслей промышленности страны. Это будет дополнительным тормозом для экономического роста.
Без динамичного роста на 4‒5‒6% в год остро встанет другой вопрос — перегруженность долгами муниципалитетов, правительства и бизнеса.
Evergrande Group не только спровоцировала очень сильный кризис в строительной отрасли Китая, с которым несмотря на титанические усилия никак не может справиться Пекин, но и оказалась в центре крупнейшего финансового скандала. Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая (СSRC) обвинил Hengda, подразделение Evergrande, в том, что компания завысила в 2019-2020 гг. доходы приблизительно на 78 млрд долларов, что в конце концов привело ее к дефолту, и оштрафовала ее на 4,18 млрд юаней (581 млн долларов). Масштабы впечатляют: по сравнению с аферой Evergrande меркнут похожие мошенничества с приписками Luckin Coffee Inc. и Enron Corp.
Немаленький штраф означает, что у Evergrande, долги которой составляют 332 млрд долларов и которую гонконгский суд постановил в январе ликвидировать, будет еще меньше денег для расчетов с иностранными кредиторами.
Новый скандал в строительной отрасли Китая проходит на фоне непрекращающегося кризиса, который ощущается во всех сферах, начиная от роста экономики и заканчивая доходами домохозяйств.
Объем продаж жилой недвижимости 100 крупнейших застройщиков Китая по итогам марта составил 358 млрд юаней ($49,6 млрд), сообщает Bloomberg (Bloomberg - Are you a robot?) со ссылкой на предварительные данные China Real Estate Information Corp. По сравнению с прошлым годом продажи сократились на 46%.
Падение продаж оказалось не столь значительным, как в феврале, когда оно составило 60%. Тем не менее, отмечает агентство, замедление падения не является поводом для оптимизма. На весенние месяцы традиционно приходится пик продаж жилья в Китае. Так, например, в прошлом году мартовские продажи выросли на 29% по сравнению с предыдущим годом. И это несмотря на то, что весь 2022 год рынок переживал падение.
Ъ: Продажи жилья в Китае в марте упали на 46% – Коммерсантъ
Железная руда подешевела до 10-месячного минимума из-за кризиса на рынке недвижимости в Китае: Железная руда дешевеет из-за проблем в строительной отрасли Китая | ProFinance.Ru
Количество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на начало года в Китае составляло (https://www.chinadaily.com.cn/.../WS66089e59a31082fc043bf964.html)1,26 млн. Оно увеличилось на 32% по сравнению с 2022 годом.
В прошлом году БПЛА гражданского назначения налетали в стране в общей сложности более 23 млн часов. Такие данные приводит Управление гражданской авиации КНР.
Ведомство утвердило создание 17 пилотных зон для дронов гражданского назначения и трех испытательных баз.
По мнению экспертов, значительное увеличение количества БПЛА в Китае показывает, что маловысотная экономика становится новым «голубым океаном» в промышленном развитии страны.
Глобализация сближает ФРГ и Китай: экономики обеих стран - среди крупнейших в мире. В китайской прессе Германию преподносят как крупнейшего торгового партнера КНР в Европе - товарообмен между ними достигает таких показателей, как между Китаем и Францией, Италией и Великобританией, вместе взятыми.
Привлекательность Китая - в его огромных рынках. Кроме того, Пекин постепенно снижает ограничения на иностранные инвестиции, чтобы стимулировать замедляющую свое развитие экономику страны.
Также КНР уже давно является мировым лидером в таких перспективных областях, как цифровизация и электромобильность.
Китай как технологический лидер
"Прошли те времена, когда немецкие компании обладали технологиями во всех областях и были готовы их предоставить", - указывает синолог Эберхард Зандшнайдер, который до выхода на пенсию в 2020 году возглавлял в Свободном университете Берлина кафедру политики Китая и международных отношений. Зандшнайдер подчеркивает, что Китай сегодня - один из лидеров в области многих технологий, ориентированных на будущее: от искусственного интеллекта до защиты климата. "Пришло время осознать это", - призывает политолог.