[image]

Аварии спутников

 

fast

опытный

Остатки зонда Contour обнаружены астрономами
Несмотря на непрекращающиеся попытки восстановить потерянную связь с аппаратом Contour, руководители проекта склоняются к мысли о том, что аппарат был разрушен при включении двигателя еще 15 августа. Подтверждение этого печального факта было получено астрономами.

Телескоп Spacewatch апертурой 1,8 м через 20 часов после включения двигателя Contour на расстоянии примерно 460 тыс. км от Земли обнаружил два объекта, расстояние между которыми было около 460 км. Яркость пары объектов составляла примерно 18 звездную величину, но один из них был раза в три ярче другого. Объекты находились примерно в 0,6 градуса от того места, где следовало бы находиться зонду, если бы он был выведен на правильную траекторию.

По словам руководителя группы разработчиков зонда Дэвида Данхэма (David W. Dunham), из данных наблюдений можно предположить, что твердотопливный двигатель аппарата STAR-30 обеспечил импульс на три процента меньше, чем следовало бы. По оценкам специалистов, обе части аппарата, получившие условные обозначения "Contour A" и "Contour B", удаляются друг от друга со скоростью, составляющей 6 метров в секунду. Правда, остается неясным, каким образом развалился аппарат.

"Космический аппарат был построен таким образом, что двигатель STAR-30 находился внутри него, - заявил г-н Данхэм, - и разделение их не предусматривалось".



Изображение, полученное астрономами с помощью телескопа Spacewatch, представляет собой результат обработки двух снимков, полученных с интервалом 21 мин (первый - 16 августа в 4:17 по гринвичскому среднему времени, второй - в 4:38, также по единому времени). Один снимок был вычтен из другого. Кружками показаны следы объектов Contour A и Contour B (На первом снимке - белого цвета, на втором - черного).


Источник: по материалам Sky and Telescope.
   

fast

опытный

Космический буксир вернет к жизни умолкнувшие спутники
Американская компания Orbital Recovery представила концепцию системы, которая позволит вернуть на рабочую орбиту телекоммуникационные спутники, выработавшие запасы топлива для двигательных установок.

Система GLES (The Geosynch Spacecraft Life Extension System) сможет продлить срок активной эксплуатации значительного числа телекоммуникационных спутников, чьи бортовые системы работают нормально, однако топливо для двигательных установок исчерпано, вследствие чего они начинают дрейфовать и сходить со своей рабочей орбиты. В настоящее время не существует средства, которое позволяло бы давать вторую жизнь этим дорогостоящим и весьма эффективным спутникам. Запасы топлива на борту таких спутников рассчитаны на их эксплуатацию в течение 15 лет, после чего они прекращают работу и переводятся на безопасную орбиту. Если разработать способ, позволяющий вернуть дрейфующий спутник на его рабочую орбиту, срок их эксплуатации удалось бы продлить еще лет на десять.

Предполагается, что буксир SLES сможет осторожно приблизиться к дрейфующему спутнику и пристыковаться непосредственно к его двигателю. В то же время многие эксперты полагают, что такой вариант буксировки спутников выглядит весьма рискованным. В частности, большинство телекоммуникационных спутников не рассчитано на подобное маневрирование, а даже небольшая ошибка способна свести насмарку все усилия. В частности, спутник может начать вращаться вокруг собственной оси, откуда вывести его уже не удастся.

Если Orbital Recovery получит необходимое финансирование, первый буксир SLES может быть запущен уже в 2004 году. К настоящему времени компания отобрала уже 43 спутника различных типов, которые, как предполагается, можно будет вернуть к жизни с помощью буксира SLES.

Источник: по материалам журнала New Scientist.
   

fast

опытный

Зонд CONTOUR молчит, и это уже навсегда

20 декабря была сделана последняя попытка связаться с зондом CONTOUR (сокращение от Comet Nucleus Tour - путешествие к ядру кометы). С помощью мощных антенн дальней космической связи в течение 12 часов на зонд посылались сигналы с командами ретранслировать их обратно. Однако ответом была только тишина.

Напомним, что запуск американского зонда CONTOUR с космодрома на мысе Канаверал состоялся 3 июля 2002 г. Ракета вывела его на околоземную орбиту, на которой пребывал до 15 августа, когда должен был включиться собственный ракетный двигатель зонда, чтобы перевести его с околоземной на околосолнечную орбиту. В ноябре будущего года CONTOUR должен был встретиться с кометой Encke, а в июне 2006 г. - с кометой Schwassmann-Wachmann 3. Пролетая мимо них, CONTOUR должен был исследовать химический состав и структуры ядра и газопылевого облака комет.

Зонд CONTOUR, судя по всему, не выдержал маневра с включением двигателя и развалился на части - в телескопы с Земли удалось увидеть три фрагмента, которые по всем признакам были обломками зонда. Тем не менее, NASA в течение 4 месяцев периодически пыталось связаться с этим аппаратом, и только сейчас он был официально объявлен потерянным.

NASA уже приняло решение построить копию зонда CONTOUR, которая отправится в космос в 2006 году.

Е. Волынкина

(по материалам NASA)
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru