Россия тоже решила возобновить разработку боевого авиационного лазера, способного поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. СССР создавал оружие подобного типа еще в 70-х годах. Вообще в Советском Союзе заинтересовались боевыми лазерами в середине 60-х, и к 1973 году было создано специальное конструкторское бюро. Первую установку воздушного базирования разместили на опытном самолете А-60 на базе транспортника Ил-76. Свой первый полет с лазером на борту он совершил в 1983-м. В 1984 году советские летчики поразили лучом первую воздушную мишень, и к 1991-му испытатели имели уже два А-60. Но затем финансирование кончилось и программа была заморожена.
Работы в конструкторских бюро велись фактически по личной инициативе сотрудников. Только в 2009 году о возобновлении работ над авиационным лазером заявил действительный академический советник Академии инженерных наук России Юрий Зайцев. Речь шла все о той же воздушной лаборатории А-60, на которой разместили «ослепляющий лазер». Его задача – воздействие на оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения. Однако пока нет информации о том, удалось ли добиться каких-либо успехов. В 2011 году проект вновь оставили без финансирования, а оборудование с единственного оставшегося А-60 частично демонтировали.
Финансирование лазерных разработок в интересах Минобороны России возобновилось в 2012 году. Теперь на А-60 планируется установить более мощный аппарат. Имеются в виду новые блоки установки 1ЛК222, разработанной «Химпромавтоматикой» (в наземном варианте – «Сокол-Эшелон»). Ее испытания планировались на 2013 год, но сначала носитель должен пройти модернизацию. В военном ведомстве пока не определились, на какие типы самолетов ставить боевые лазеры. Вероятно, это будут военно-транспортные самолеты и бомбардировщики
Подробнее:
Лазеры возвращаются | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»