ПРК + КРТ Сталинград

 
BY Сумрак #27.01.2004 23:12
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

Вчера в журнале "Популярная механика" мне попалась статья г-на Широкорада, которую привожу ниже. Возникла папр вопросов.

В ясный солнечный день, 9 сентября 1943 года, итальянская эскадра по приказу нового правительства шла из Специи на Мальту сдаваться союзникам. Впереди - сильнейший линкор итальянского флота "Рома" водоизмещением в 46 тыс. т. Внезапно сигнальщик заметил едва различимые точки - самолеты. На часах было 15 часов 33 минуты.
Скорее всего, это союзные самолеты, подумали на линкоре. Но даже если и немецкие, то с такой высоты попасть бомбой в корабль можно только случайно. Но ровно через восемь минут в палубу линкора попала большая бомба, которая насквозь пробила корабль, но на счастье итальянцев взорвалась уже в воде, под днищем. Через десять минут вторая бомба пробила палубу и взорвалась внутри корабля. На воздух, вращаясь, взлетела носовая 381-миллиметровая трехорудийная башня весом 1400 т. Линкор переломился пополам и скрылся под водой. Вместе с кораблем погибли 1253 человека. Третья бомба попала в линкор "Италия", который чудом сумел удержаться на плаву.
Как удалось немцам с высоты 6 км попасть в итальянские линкоры? Итальянцы испытали на себе действие первых в мире управляемых по радио бомб, или как их называли создатели, воздушных торпед. Еще в ходе испытаний, начатых в мае 1940 года, немцы выяснили, что сброшенная бомба начинает быстро отставать самолета-носителя и наблюдение за ней оператором-наводчиком становится затруднительным. В связи с этим было решено оснастить планирующую бомбы подвесным жидкостно-реактивным двигателем. Так появились первые в мире управляемые противокорабельные ракеты Hs293 и Нs294. Наиболее совершенной и эффективной была Hs294. Стартовый вес ракеты Hs294 – 2175 кг. Аэродинамическая схема ракеты – нормальная самолетная. Высота сброса ракеты – 5,4 км, дальность полета – до 14 км. Изюминкой ракеты было то, что она попадала не в надводную, а в подводную часть корабля, которая, как показал опыт обеих мировых войн, была наиболее уязвимой.
Hs 294 управлялась так, чтобы примерно за 30-40 м до корабля-цели ракета входила под небольшим углом в воду и двигалась там горизонтально на небольшой глубине со скоростью 230-240 км/ч. Когда ракета касалась воды, крылья, задняя часть фюзеляжа и двигатели отделялись, а боевая часть (БЧ) двигалась под водой и поражала борт корабля противника.
В конце войны несколько образцов Hs 293 и Hs 294 стали трофеями Красной Армии. В 1947 году их доработкой занялось КБ-2 Минсельхозмаша. Нет, это не опечатка, действительно, управляемыми крылатыми ракетами (тогда их называли самолетами-снарядами) ведал министр сельскохозяйственного машиностроения. На базе Hs 293 и Hs 294 были начаты работы по реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 "Щука". Однако довести вариант воздушного базирования "Щуки" не удалось. Взамен в 1954 году были начаты работы по созданию корабельного варианта «Щуки», получившего название КСЩ – корабельный самолет-снаряд «Щука», который оснащался радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Дальность стрельбы определялась возможностями РЛС корабля-носителя. ГСН захватывала цель на дистанции 20-25 км, сектор поиска ее составлял по 1 5 вправо и влево.
Старт КСЩ производился с помощью порохового ускорителя, который после отработки 1,3 с сбрасывался. В качестве маршевого использовался авиационный турбореактивный двигатель АМ-5А с тягой 2,0-2,6 т. Этот двигатель применялся на истребителях "Як-25", и на ракету предполагалось ставить выработавшие ресурс двигатели с самолетов.
Первый образец ракеты "Щука" пожелал осмотреть сам Туполев. Он долго молча ходил вокруг ракеты, а потом сказал: "Это произведение мало похоже на ракету. Это аэродинамический урод". У конструкторов поникли головы. Все ждали, что мэтр еще что-нибудь скажет. И он сказал: "Да. Урод. Но летать будет!"
Первый пуск КСЩ на полигоне Песчаная Балка под Феодосией состоялся 24 июля 1956 года. Ракета по плану должна была стрелять на 15 км, но, поднявшись на высоту 1180 м, она по прямой улетела на 60,15 км. Всего до конца года провели еще семь пусков КСЩ, из которых четыре признали удовлетворительными. Одновременно с испытаниями в обстановке абсолютной секретности на Верфи имени 61 коммунара в Николаеве шло срочное оснащение строящегося головного эсминца проекта 56-ЭМ "Бедовый" пусковой установкой СМ-59 и боекомплектом семь ракет. Позднее приступили постройке эсминца проекта 57 уже с двумя пусковыми установками.
Первый пуск "Щуки" с «Бедового» состоялся 2 февраля 1957 года в районе Феодосии у мыса Чауда. Первый блин вышел комом: после старта КСЩ набрал высоту 75-81 м, стартовый двигатель еще работал, но ракета уже начала заваливаться на левое крыло. Стало ясно, что канал крена автопилота не функционирует. Когда стартовый двигатель отделился от ракеты, она еще больше стала заваливаться влево, перевернулась вверх брюхом и упала в воду в 2,2 км от корабля на 16-й секунде полета. В ходе второго пуска 15 февраля 1957 года КСЩ пролетел 53,5 км и упал в море. Мишени, как и при первом пуске, не было.
В дальнейшем в качестве мишеней использовались корпуса недостроенного лидера "Ереван" и немецкой десантной баржи БСН-20. Обе мишени были оборудованы уголковыми отражателями, поднятыми над палубой на специальной ферме высотой 6 м (обе мишени имитировали по своей отражательной способности американский легкий крейсер типа "Кливленд"), надводной сетью по всей длине палубы на мачтах высотой 6-9,5 м и подводной сетью по всей длине мишени на глубину 10 м.
Всего по мишеням произвели 20 пусков. 30 августа 1957 года КСЩ попал в борт "Еревана". Несмотря на то что БЧ ракеты была инертной, в борту образовалась дыра 2,0 х 2,2 м, и лидер быстро затонул.
6 сентября ракета была выпущена по радиоуправляемому катеру, шедшему с 30-узловой скоростью у мыса Чауда. Было достигнуто прямое попадание, катер развалился на две части и затонул.
В начале ноября испытания ракет КСЩ перенесли в район Балаклавы, где в качестве мишени использовалась цитадель (центральная часть) недостроенного тяжелого крейсера "Сталинград". До этого по отсеку "Сталинграда" велись артиллерийские и торпедные стрельбы, а авиация отрабатывала все виды бомбометаний. Во время стрельб команда не покидала мишень. Считалось, что броня "Сталинграда" (борт - 230-260 мм, палуба - 140-170 мм) надежно защитит экипаж. 27 декабря 1957 года ракета, пролетев 23,75 км, попала в борт "Сталинграда". В результате в борту появилось отверстие в форме восьмерки, общей площадью 55 м2. 29 октября 1957 года при пуске 16-й ракеты в ходе госиспытаний произошел забавный случай. Ракета КСЩ, вместо того чтобы рвануться по направляющей, стала медленно ползти и через какие-то секунды свалилась за борт. Никто не заметил, что ракета прыгнула в море без стартового двигателя.
Из оцепенения всех вывел истошный крик вахтенного сигнальщика: "Полундра! На корабль падает бом6а!" Головы всех задрались вверх.
Действительно, на корабль падала… но не бомба, а стартовый двигатель... Казалось, что он действительно вот-вот врежется в эсминец. Люди бросились укрываться. К счастью, все обошлось: стартовый двигатель, сильно вращаясь вокруг своей продольной оси, упал в море в 3-5 м от скулы "Бедового".
Любопытны стрельбы в 1961 году эсминца "Гневный" по эсминцу «Бойкий» - первому кораблю-мишени, который сохранил все надстройки, артиллерийские установки и торпедные аппараты. При этом «Бойкий» на бочке не ставился и от дрейфа постоянно менял свое положение.
В момент пуска ракета и мишень оказались в одной диаметральной плоскости. Ракета поразила мишень в стык палубы и борта, у основания стойки кормового флага. Получился рикошет, и ракета пошла вдоль диаметральной плоскости корабля над палубой, сметая все на своем пути. Сначала это были кормовые орудийные башни, потом надстройки с расположенным на них дальномерным постом, потом кормовой торпедный аппарат. Все было сметено за борт, вплоть до полубака.
Далее ракета вошла вдоль полубака, разрезав его, как консервным ножом, и застряла в районе носового 130-миллиметрового орудия. При этом док-мачта (? – так по тексту) свалилась на один борт, а мостик с КДП и еще одной 130-миллиметровой пушкой - на другой. Если бы полет ракеты не был заснят на кинопленку, никто бы не поверил, что можно сотворить с кораблем ракетой, да еще с инертной БЧ.
Не менее эффектно прошла стрельба в июне 1961 года по крейсеру "Адмирал Нахимов". Стрельбы с дистанции 68 км вел ракетный корабль "Прозорливый". Ракета попала в борт крейсера и образовала дыру в виде перевернутой восьмерки, площадью около 15м². Большая часть дыры была сделана маршевым двигателем, а меньшая - БЧ в инертном снаряжении. Одной этой дырой дело не обошлось. Ракета прошила крейсер с борта на борт и вышла из правого борта крейсера как раз под фок-мачтой. Выходное отверстие представляло собой почти круглую дыру площадью около 8 м2, при этом нижний срез дыры оказался на 30-35 см ниже ватерлинии, и пока до крейсера добрались корабли аварийно-спасательной службы, он успел принять около 1600 т забортной воды. К тому же по крейсеру разлились остатки керосина из баков ракеты, и от этого возник пожар, который тушили около 12 часов. Подготовленный к списанию крейсер не имел на борту ничего деревянного, но пожар буквально бушевал - горело железо, хотя это трудно себе представить.
За жизнь крейсера боролся весь Черноморский флот. С большим трудом "Адмирал Нахимов" был спасен и отведен в Севастополь.
КСЩ стал первой в мире ракетой класса "корабль - корабль" корабельного базирования. Ракета не экспортировалась, и поэтому ей не удалось принять участие в локальных войнах. Но в ходе испытаний ею было потоплено намного больше боевых кораблей, чем любой другой противокорабельной ракетой мира.
Последние пуски ракет КСЩ состоялись в 1971 году в районе Керчи с ракетного корабля "Неуловимый". Корабль выпустил пять ракет, которые предполагалось перехватить новейшим ЗРК "Шторм". Ракеты КСЩ летели на высоте около 60 м, и ни одна из них сбита не была.

Александр Широкорад

1. Насколько действителна была данная ракета, что она так мощно крушила без боевой части корабли?
2. У меня есть пару статей по "Сталинграду", но в них вскользь упоминется об испытаниях на отсеке различных видов вооружений ("Гангут" - 14/98 "Проектирование и строительство КРТ типа "Сталинград" и он же 21/99 "Сталинград" на камнях"). Есть ли где-то более полно как и чем стреляли по "отсеку" крейсера и вообще про все испытания, которыми мучили "Сталинград"?
Буду очень благодарен.
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  
Это сообщение редактировалось 27.01.2004 в 23:20
+
-
edit
 

George

опытный

Стартовый вес КСЩ был больше 3-х тонн, а масса БЧ - 750 кг, такк что было чем крушить.

А вообще все начиналось с КС, т.е. авиационной ПКР в начале 50-х и, главное, это - отработка АРГСН на пилотируемых летчиками-испытателями макетах...

Пуск КСЩ с "Бедового":
Прикреплённые файлы:
 
 
RU Andrew_han #28.01.2004 16:31
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Широкорад написал книгу- "Флот, который погубил Хрущев". Вышла в начале этого года. Так там ракетные сюжеты очень детально описаны, хотя и оставляют чувства "дежа читанного"
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
BY Сумрак #28.01.2004 21:06
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

Пока до нашей маленькой, но очень гордой республики сия книга не дошла, а может и не дойдет. Меня интересует - про "Сталинград" там было или нет? А если было, там есть что либо новое по сравнению с этой статьей. Стоит ли мне ее искать ?
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  

BrAB

аксакал
★★
Сумрак, 28.01.2004 21:06:16:
Пока до нашей маленькой, но очень гордой республики сия книга не дошла, а может и не дойдет. Меня интересует - про "Сталинград" там было или нет? А если было, там есть что либо новое по сравнению с этой статьей. Стоит ли мне ее искать ?
 

Урр.... Велика земля Русская - только хочешь написать, а уже написали. Вот сегодня специально принёс эту книгу на работу (про Ваш топик ещё не знал).
Про Сталинград - есть. что есть - выло сегодня (а то чейчас куда то меня тяну-у-у-у-т........................................................
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  
RU Andrew_han #29.01.2004 09:12
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

BrAB, 29.01.2004 07:50:39:
Про Сталинград - есть. что есть - выло сегодня (а то чейчас куда то меня тяну-у-у-у-т........................................................
 

К сожалению, именно про испытания ПКР там немного. Больше про историю проекта.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  

BrAB

аксакал
★★
Andrew_han, 29.01.2004 09:12:38:
BrAB, 29.01.2004 07:50:39 :
Про Сталинград - есть. что есть - выло сегодня (а то чейчас куда то меня тяну-у-у-у-т........................................................ %-)
 


К сожалению, именно про испытания ПКР там немного. Больше про историю проекта.
 

Это точно. два абзаца вроде. Но всёё равно выложу. если интересен сам проект или интересно про Сталинград - могу добавить
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  

BrAB

аксакал
★★
BrAB, 29.01.2004 10:29:43:
Andrew_han, 29.01.2004 09:12:38 :
BrAB, 29.01.2004 07:50:39 :
Про Сталинград - есть. что есть - выло сегодня (а то чейчас куда то меня тяну-у-у-у-т........................................................ %-)
 


К сожалению, именно про испытания ПКР там немного. Больше про историю проекта.
 


Это точно. два абзаца вроде. Но всёё равно выложу. если интересен сам проект или интересно про Сталинград - могу добавить
 

Это собственно чем стреляли

http://www.intels.org/brab/st.jpg [zero size or time out]
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  
RU Конструктор #29.01.2004 11:03
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★★
Сумрак, 27.01.2004 23:12:52:
.. осмотреть сам Туполев. Он долго молча ходил вокруг ракеты, а потом сказал: "Это произведение мало похоже на ракету. Это аэродинамический урод". У конструкторов поникли головы. Все ждали, что мэтр еще что-нибудь скажет. И он сказал: "Да. Урод. Но летать будет!"
 
 

Хи-хи, старик и своих-то конструкторов иной раз доводил до белого каления, чиркая ручкой по готовому чертежу, а уж когда фломастеры появились! Красный у него всегда был в кармане..Самое главное, от руки правил, на глаз-и ведь ни разу не ошибся!
 

BrAB

аксакал
★★
BrAB, 29.01.2004 10:29:43:
Andrew_han, 29.01.2004 09:12:38 :
BrAB, 29.01.2004 07:50:39 :
Про Сталинград - есть. что есть - выло сегодня (а то чейчас куда то меня тяну-у-у-у-т........................................................ %-)
 


К сожалению, именно про испытания ПКР там немного. Больше про историю проекта.
 


Это точно. два абзаца вроде. Но всёё равно выложу. если интересен сам проект или интересно про Сталинград - могу добавить
 

30 августа КСЩ попала в борт мишени — лидера «Ереван». Несмотря на то что боевая часть ракеты была инертной, в борту образовалась дыра 2,0—2,2 м, а нижняя кромка дыры оказалась на 0,3 м ниже ватерлинии. В результате прямого попадания лидер затонул.
6 сентября ракета была выпущена по катеру волнового управления (радиоуправления) проекта 183Ц, шедшему с 30 узловой скоростью у мыса Чауда. Было достигнуто прямое попадание без подводного хода боевой части. Катер развалился на две части и затонул.
В начале ноября испытания ракет КСЩ проводились в районе Балаклавы, так как в районе Песчаной Балки не осталось кораблей-мишеней. «Ереван» был потоплен, а немецкая десантная баржа БСН-20 находилась в аварийном состоянии, и ее в октябре 1957 г. отправили на металлолом.
В районе Балаклавы в качестве мишени использовалась Цитадель недостроенного тяжелого крейсера проекта 82 «Сталинград» (подробнее о нем мы узнаем ниже). Длина Мишени составляла 150 м, а осадка — 8,5 м. Эта мишень имела ряд особенностей. По ней проводились не только ракетные стрельбы, но и артиллерийские и торпедные, а флотская авиация отрабатывала на этой мишени все виды бомбометаний. Поэтому мишень «Сталинград» имела постоянный обслуживающий личный состав. Во время проведения стрельб и бомбометаний личный состав был надежно укрыт и защищен (толщина бортовой брони составляла 230—260 мм, бортовых булей — 70—90 мм, палуб — 140—170 мм). В случаях крайней необходимости (например, при стрельбах по мишени ракетами с боевым снаряжением) личный состав с мишени эвакуировался.
Кроме того, стрельбы велись по катерам волнового управления. Сетями они не оборудовались, а имели лишь уголковые отражатели.
Обобщая результаты летно-корабельных и государственных испытаний ракет КСЩ (всего 27 пусков), следует отметить слишком большое число отказов в работе бортовой аппаратуры ракеты и ее механических систем. Таких отказов оказалось 8 в проведенных 27 пусках (29,62%). Если на летне-конструкторских испытаниях отказ был всего один (14,28%), то из 20 пущенных ракет на этапе совместных испытаний «завалились» семь (35%).
Не лучше обстояли дела и с длиной подводного хода боевых частей. Ранее теоретическими расчетами было доказано, что наибольший эффект в поражении цели достигается в том случае, если боевая часть имеет длину подводного хода от 70 до 40 м. Но такого показателя в большинстве пусков достичь не удалось. На 25 проведенных пусков приводнение ракеты перед целью имело место всего лишь в десяти случаях (40%). На летно-конструкторских испытаниях этот показатель был равен 80%, а на совместных — всего лишь 30%. Если же из этих десяти случаев брать только те, которые попали в требуемый интервал, то тут показатели еще хуже — 24,2% и 25% соответственно.
И уж совершенно никто не ожидал того факта, что в процессе проведенных испытаний будет так много прямых попаданий ракет в мишени — 8 случаев из 25 пусков ракет, т.е. 32%, из них на летно-конструкторских испытаниях —
 
20% и на совместных — 35%. Так, например, 27 декабря 1957 г. ракета пролетела 23 750 м и попала в борт мишени «Сталинград». В результате в борту появилось отверстие типа «восьмерки» общей площадью 55 м2. При этом подводного хода боевой части вообще не было.
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  
BY Сумрак #29.01.2004 20:20
+
-
edit
 

Сумрак

опытный

Всем большое спасибо.

Меня во всей этой истории больше всего интересовал сам "Сталинград", чем ракета. У меня есть две статьи про него из "Гангутов" (я упоминал про них выше), но там про всяческие мучения "отсека" сказано мало. Поэтому хотелось бы узнать про сам "Сталинград" больше. Так что если у кого есть что-нибудь интересное - присылайте. В свою очередь обещаю поделиться, если надо , своими материалами.
Чем дольше всматриваться в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.  

BrAB

аксакал
★★
Сумрак, 29.01.2004 20:20:54:
Всем большое спасибо.

Меня во всей этой истории больше всего интересовал сам "Сталинград", чем ракета. У меня есть две статьи про него из "Гангутов" (я упоминал про них выше), но там про всяческие мучения "отсека" сказано мало. Поэтому хотелось бы узнать про сам "Сталинград" больше. Так что если у кого есть что-нибудь интересное - присылайте. В свою очередь обещаю поделиться, если надо , своими материалами.
 

Уточните, пожалуйста, что про Сталинград вас интересует, т.к. могу выложить то, что есть в Широкограде. Там в основном описание выбора проекта, постройки, что стало. Есть неплохая схема
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  
RU Фагот #31.01.2004 04:53
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Andrew_han>>>Широкорад написал книгу- "Флот, который погубил Хрущев". Вышла в начале этого года. Так там ракетные сюжеты очень детально описаны, хотя и оставляют чувства "дежа читанного"
А как вообще книга?
 
+
-
edit
 

murzik

опытный

 И возвращаясь к началу - разумеется Широкорад не может не халтурить! :angry:
 Бомба, которой утопили "Рому" не имеет никакого отношения к крылатым ракетам. Это нормальная свободнопадающая бомба с радиокорректировкой.
Если память не изменяет Х-1400 "Фриц". Нынешние её потомки КАБы и УАБы, а не ПКР.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

BrAB

аксакал
★★
Фагот, 31.01.2004 04:53:50:
Andrew_han>>>Широкорад написал книгу- "Флот, который погубил Хрущев". Вышла в начале этого года. Так там ракетные сюжеты очень детально описаны, хотя и оставляют чувства "дежа читанного"
А как вообще книга?
 

Ну если бы я и не знал, что Широкоград про ракеты и артиллерию пишет, то по книге бы это понял. Уж очень много про это

А вообще понравилось.
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru