Намедни прочитал пессимистическую статью о работе над нашим истребителем 5-го поколения. Во время грустных размышлений о том, что денег на него нет и в ближайшее 10-15 лет не будет, пришла в голову шальная мысль.
Проблема: в статье в т.ч. говорилось о том, что вряд ли возможен прорыв по аэродинамике в части усовершенствования планера - т.к. уже сейчас постепенно проявляется главное ограничение в возможности достижения сверхманевренности - человек в кабине самолета и его способность переносить высокие перегрузки и адекватно управлять истребителем. Там же предлагалось сосредоточить большое внимание на БРЭО и вооружении.
А так ли нужен на сегодняшний день пилот в кабине самолета (танка, БМП и т.д.)? Ведь именно профессиональный и опытный военный - самый дорогостоящий и труднозаменимый элемент любой боевой системы. Уже ведутся работы по созданию беспилотных самолетов на основе Искусственного Интелекта. Но гораздо проще создать полуавтоматическую систему, наподобие симуляторов - только не симулирующих полет, а дистанционно управляющих движением самолета. И коль мы отстаем в создании истребителя 5-го поколения, может стоить сосредоточиться на следующей ступеньке?!
Предложение: в кабине самолета на месте пилота устанавливаем дистанционно-управляемого в режиме реального времени "робота", имитирующего все движения пилота-человека, находящегося за тысячи км на аэродроме (базе управления). Основную часть информации, которую пилот получает благодаря глазам, в нашем случае будем получать через видеокамеру, расположенную точно на месте головы человека и повторяющую все ее движения. На рычаги, педали и пр.механизмы управления воздействуем через электро(гидро)приводы. Приборы управления в кабине самолета не нужны - снимем их и установим в кабине дистанционно управления, откуда и будет происходить управление. Всю информацию шифруем и обеспечиваем 2-хсторонюю связь по кодированным помехозащищенным каналам, лучше продублированным.
Пилот будет находится в спец.капсуле, имитирующей кабину истребителя. На стекле его кибершлема будет отображаться вся видеоинформация, полученная с видеокамер в кабине самолета. На многофукц.дисплеях, которые мы предварительно сняли с этого самолета, отображаются прочие данные. Управляя рычагами руками в киберперчатках, пилот-оператор управляет и самолетом. Аналогично, и штурман, и оператор могут наводить ракеты на цели.
В итоге: 1. снимаем вопрос о влиянии перегрузки на пилота, 2. получаем возможность проведения дальнейших работ по повышению маневренности летательных аппаратов и снижению их размеров, стоимости 3. сохраняем жизнь нашего бесценного летчика, даже если его самолет собьют, 4. повышаем боевой и моральный дух пилотов, особливо в экстремальной обстановке - теперь они будут меньше озабочены поиском летящих на них ЗУРа и временем на выдергивание рычага катапульты.<_<
Проблема: как обеспечить надежную помехозащищенную связь. Прочие элементы - вполне реализуемы.:D