На мой взгляд, Россия не утрачивает статус ВКД, а давно, еще в конце 80-х, его утратила: у нас теперь только отмечают годовщины того или иного славного свершения былых дней, а американцы вовсю работают над новыми программами. Потеря нами статуса ВКД произошла в результате отставания в электронике, именно из-за этого даже в сравнительно благополучные 80-е мы просто не могли подступиться к таким проектам как "Пионер-10"( я имею ввиду полет к дальним планетам), не говоря говоря уж о программе "Вояджер". Ведь все наши марсиансие программы были проавлены из-за ненадежного элетронного и электро-технического оборудования.
Реализация программ по космической навигации и связи тоже шла более трудно, чем у американцев: громоздкие тяжелые спутники с меньшими возможностями и сроком функционирования, чем американские.
Пилотируемая программа: сравнивать "Буран" и "Шаттл" просто очень трудно из-за того, что это очень разные сситемы. Как транспортный корабль "Буран" - нелепость - полезня нагрузка у него такая же, как у Шаттла (около 26-27 тонн), но "Шаттл" возвращает ДУ и бортовую аппаратуру, а при пуске "Бурана" ракета полностью гробится.
Про лунную программу лучше и не вспоминать...
А вот "Союз" сравнялся по бортовому оборудованию с Аполлоном (или даже Джемини, который имел цифровую ЭВМ в контуре управления) лишь в 1980г. с появлением Союза-Т.
КПД "Скайлэба", на мой взгляд, было выше, чем у "Салютов", во всяком случае, на нем работали научные приборы. А на "Салюте-1" главный инструмент - инфракрасный телескоп так и не заработал. То же было и на "Салюте-4".
Конечно, есть достижения в долгосрочных полетах на орбитальных станциях, американцы это здорово подзапустили. Однако ход программы МКС вообще ставит вопрос в ее надобности...
Отсутствие каких-лтбо стоящих проектов в нашей программе - очень тревожный признак. Извините, но, например, "Клипер" - это пока блеф чистой воды.