Редкий снимок первого прототипа вертолета 23Д2
На веб-ресурсе russianplanes.net появилась редкая фотография первого прототипа вертолета наземной радиолокационной разведки 23Д2 с бортовым номером "231 белый". Снимок сделан Ильей Ремесковым 3 августа 2011 года в районе аэродрома "Сокол" в Нижнем Новгороде. Сообщается, что вертолет осуществляет регулярные испытательные полеты.
Разработку вертолета 23Д2 уже весьма длительное время осуществляет ОАО "Камов" по теме ОКР "Горьковчанин" в интересах ВВС и Сухопутных войск России в качестве дальнейшего развития морского корабельного вертолета радиолокационного дозора Ка-31. Вертолет 23Д2 предназначен для наземной радиолокационной разведки, и является в некотором роде аналогом почившей в бозе франузской системы HORIZON (ORCHIDEE). В отличие от Ка-31, вертолет 23Д2 оснащается новым радиолокационным комплексом Л381 разработки ОАО "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники". Именно поэтому вертолет "231 белый" находится в Нижнем Новгороде для отработки данной системы.
Согласно данным Петра Бутовского, летные испытания вертолета 23Д2 с бортовым "231 белый" были начаты в ноябре 2004 года. Сам данный борт, согласно Бутовскому, представляет собой переоборудованный бывший первый прототип морского вертолета Ка-31 с бортовым номером "031 синий". С 2006 года проходит испытания также второй прототип 23Д2 с бортовым номером "232 белый". Последняя машина, в отличие от головной, "засвечивается" в СМИ гораздо чаще, в то время как снимки борта "231 белый" весьма редки. Вертолет 23Д2 фигурирует в различных материалах ОАО "Камов" также под обозначениями Ка-252СВ, Ка-31СВ и Ка-35.
В 2008 году Министерство обороны России подписало с ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" контракт на изготовление двух вертолетов 23Д2 опытной партии, однако до настоящего времени они поставлены не были.
23Д2 "231 белый" (с) Илья Ремесков/russianplanes.net
И вообще, что хорошего и плохого можно сказать об идее вертолета ДРЛО?
Первый Ка-31Р ВМФ России
22 июня 2012 года в Центр боевого применения и подготовки лётного состава авиации ВМФ России в Ейске прибыл корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31Р с бортовым номером "90 красный". Предположительно, это первый серийный вертолет Ка-31Р, построенный для ВМФ России на ОАО "Кумертасское авиационное производственное предприятие" (КумАПП) по контракту от 20 ноября 2008 года на два вертолета Ка-252РЛД (Ка-31Р) на сумму 908,476 млн. рублей. Вертолет в Ейске был заснят известным споттером Николаем Балабаевым, известным как "Ейский Ят".
По условиям контракта, два заказанных вертолета Ка-252РЛД (Ка-31Р) должны были быть переданы Министерству обороны России в 2009 и 2010 годах соответственно, но сроки были сорваны. Согласно отчетности КумАПП, работы по изготовлению вертолетов Ка-252РЛД на заводе начались только в 2010 году, а в 2011 году эти строящиеся вертолеты перешли из бухгалтерской категории «незавершенное производство» в «готовые изделия» стоимостью 769,865 млн. рублей. Первый вертолет был видимо, сдан только уже в 2012 году, прибыв в Ейск 22 июня.
В апреле 2012 года Министерство обороны России объявило тендер на закупку еще одного вертолета Ка-31Р по тем же техническим условиям с поставкой к 25 ноября 2013 года и с начальной (максимальной) стоимостью 406,5 млн. рублей. Однако 15 мая тендер был объявлен несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие в нем (причиной чего, стала, видимо, нереалистичная заниженная цена).
Вертолет радиолокационного дозора Ка-31Р (бортовой номер "90 красный") ВМФ России. Ейск, 23.06.2012 (с) Ейский Ят/eyat/aviaforum.ru
Прибытие вертолета радиолокационного дозора Ка-31Р (бортовой номер "90 красный") в Ейск вечером 22.06.2012 (с) Ейский Ят/eyat/aviaforum.ru