[image]

Сталинские соколы

пилоты-истребители РККА
 
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
После войны полк недолгое время оставался в Югославии и Венгрии, а затем в составе 236-й истребительной авиационной дивизии перебазировался в Армению на аэродром Ленинакан. Вскоре старшего лейтенанта Тормахова направили на учёбу в Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов, а в 1948 году он поступил в Военно - Воздушную академию в подмосковном Монино. Окончив её в 1952 году продолжил службу в 119-й истребительной авиационной дивизии. В сентябре 1954 года дивизия ( 86-й Гвардейский, 157 и 947-й истребительные авиаполки ) получила приказ перелететь из Тирасполя на Урал. В районе Тоцка готовились войсковые учения с применением тактического ядерного оружия. Наряду со стрелковым корпусом в нём были задействованы 2 авиационные дивизии ( 119-я истребительная и 140-я бомбардировочная ). Руководил маневрами непосредственно министр обороны Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.
14 сентября 1954 года 3 полка бомбардировщиков Ил-28 поднялись в воздух. К цели шли девятками. С флангов каждую эскадрилью прикрывали звенья истребителей МиГ-17. Помощник командира 86-го Гвардейского истребительного авиаполка майор Д. Д. Тормахов увидел, как слева от колонны бомбардировщиков вырос гигантский гриб. Специальные очки защитили глаза от вспышки. Обогнув по огромной дуге место взрыва, бомбардировщики снизились с 10000 метров до 5000 и приступили к бомбометанию. В эго яремя ветром громадное облако пыли стало сносить на строй наших самолётов. Основная их масса успевала проскочить, но самый краешек строя облако всё-таки задевало. И этот краешек составляло звено Тормахова. Предпринимать какие-то сложные маневры, когда рядом в воздухе такое большое количество самолетов, было чревато риском столкновения, и Тормахов со своими ведомыми с боевого курса не свернул; они так и прошли сквозь облако атомного взрыва…
Прикреплённые файлы:
7.jpg (скачать) [320x450, 100 кБ]
 
 
   1616
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
С 1957 года подполковник Тормахов командовал полками в разных военных округах. Освоил МиГ-19 и Су-7 различных модификаций. В 1964 году его назначили командиром 80-го отдельного инженерного авиационного полка. Под этой странной аббревиатурой скрывалось обозначение нового тогда оружия - крылатых ракет. В 1973 году полковник Тормахов ушёл в запас с должности помощника командира дивизии.
Долгое время он был председателем Совета ветеранов 236-й истребительной авиационной Львовской Краснознамённой дивизии. Жил в Сочи. В дни празднования 50-легив Победы Д. Д. Тормахов стал почётным гражданином Лазаревского района, откуда он начал свой боевой путь в годы войны.
Указом Президента Российской Федерации № 212 от 19 февраля 1996 года удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".
Жил в городе Сочи (Краснодарский край), был председателем Совета ветеранов Лазаревского района. Умер 19 июня 2002 года. Похоронен на Горке Героев в посёлке Лазаревское. Его имя носит школа № 99 города Сочи.
Награждён орденами: Красного Знамени (1943, 1944, ...), Отечественной войны 1-й степени (25.04.1943, 11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (25.04.1943), Александра Невского (1944), Красной Звезды (трижды); медалями, а также югославским орденом "За храбрость".
Прикреплённые файлы:
tormahov3.jpg (скачать) [280x400, 44 кБ]
 
 
   1616
22.11.2016 10:44, wstil: +1: Сколько героев было, известных и неизвестных...
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
интервью с Тормаховым Дмитрий Дмитриевичем

Тормахов Дмитрий Дмитриевич
Войну встретил курсантом военно-авиационного училища. В боях – с января 1943 года. Воевал на Кавказе, освобождал Украину, Молдавию, Польшу, Румынию. Закончил войну в Югославии. На его счету 17 уничтоженных самолетов противника. Герой России.
   1616
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Суков Аркадий Иванович. Данных об этом пилоте ВВС РККА имеется до прискорбного мало. Когда Суков попал на фронт неизвстно, весной 1942 года старший лейтенант А. И. Суков воевал в составе 41-го ИАП, летая сначала на истребителе ЛаГГ-3, а затем - на Як-7Б. Затем воевал в составе 254-го ИАП, летая на истребителе Ла-5ФН, в этом полку и встретил окончание войны. По имеющимся и вероятно неполным данным за период войны он уничтожил, 16 вражеских самолетов: 4 Ме-109 и 12 FW-190. Более подробных данных об этом лётчике пока нет.
Капитан Суков А.И. (справа) и майор Валентин Писаревский (слева), 3 марта 1945 года.
Прикреплённые файлы:
Суков.jpg (скачать) [765x457, 182 кБ]
 
 
   1616
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
22 Мая 1942 года 8 истребителей Ме-109 II-й группы эскадры JG 54 вылетели на перехват группы советских штурмовиков Ил-2. После боя с прикрывавшими штурмовиков ЛаГГами северо - восточнее Киришей на аэродром не вернулся Ме-109F пилотируемый лейтенантом Отто-Бруно Лозером (Otto Bruno Loerzer). Лозер, имевший к тому времени 47 побед, был можно сказать из династии — его отец был известным пилотом истребителем Австро-Венгрии. Сбил его ведущий группы из 4 ЛаГГ-3 41 ИАП старший лейтенант А. И. Суков.
9 Августа 1942 года лётчики JG 54 испытали настоящий шок: в бою с советским истребителем был сбит и погиб самый удачливый и результативный на тот период "воздушный охотник", обладатель всех мыслимых наград III-го Рейха, командир 7-го штаффеля обер - лейтенант Макс - Хельмут Остерманн  (Max - Hellmut Ostermann), имевший 102 победы. Его "Мессершмитт" упал в Ильмень - озеро и затонул.
Когда четвёрка ЛаГГ-3 из 41-го авиаполка направлялась к линии фронта, на истребителе старшего лейтенанта Сукова двигатель стал работать с перебоями, вероятно случилась неисправность топливной системы. По приказу ведущего, Аркадий Суков покинул строй, развернулся и, разогоняясь на пикировании направился к своему аэродрому. Двигатель на пикировании «прочихался» и стал работать ровно, но мимо самолета прошли трассы — он был атакован.
"Что скрывать, - вспоминал Аркадий Иванович - в первой фазе боя мне повезло: очереди "охотника" прошли мимо моего "ЛаГГа"… после атаки немец проскочил вперёд и тут уже я оказался в выгодном положении. Крутился он мастерски, однако оторваться не смог и, минуты через три, плотно вписался в прицел моего истребителя. А дальше - дело техники: вооружение на "ЛаГГе" было мощным".
   1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
18 Сентября 1942 года в лётной книжке старшего лейтенанта А. И. Сукова появилась очередная запись:
"Боевой вылет: 1 час 09 мин. ЛаГГ-3. Ведущий группы. Обеспечение действий Ил-2 из 448-го штурмового авиаполка. Воздушный бой с 8-ю Ме-109 севернее станции Тосно. Сбил ведущего фашистской группы, награждённого Рыцарским крестом".
В этот день шестёрка лётчиков 41-го истребительного авиаполка, сошлась в бою с пилотами из II.JG 54. Сначала к Ил-2, штурмовавшим станцию Тосно, пытались прорваться 4 "Мессершмитта", затем к немцам подошдо подкрепление и число атакующих удвоилось. Тем не менее, советские лётчики смогли связать боем нападающих и обеспечили работу штурмовиков. Hи в группе Ил-2, ни в группе сопровождения потерь не было. Авот пилоты "Grunherz" потеряли своего ведущего, сбитого Суковым. Выпрыгнувший с парашютом, чемпион Германии по боксу в лёгком весе, гауптман Херберт Финдейзен  ( Herbert Findeisen ), имевший 67 побед, попал в плен.
   1616
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
11 Ноября 1942 года замкомэск 41-го авиаполка капитан А. И. Суков, облетывая после ремонта истребитель Як-7Б, рискнул и направился на одиночную "охоту" в район Большой Вишеры. Hа небольшом удалении от линии фронта он обнаружил пару Ме-109F, которая на малой высоте шла в тыл советских войск. Атака сзади на снижении и повышенной скорости оказалась для противника полной неожиданностью: один "Мессершмитт" был сбит и упал, а другой мгновенно развернувшись, вышел из боя. Уже 3-й по счёту обладатель Рыцарского креста - лейтенант Ханс - Йоахим Хейер  ( Hans - Joachim Heyer ), имевший 53 победы, из III.JG 54 стал добычей Аркадия Сукова.
Як-7Б капитана Сукова А.И.
Прикреплённые файлы:
Як-7Б.jpg (скачать) [1100x302, 70 кБ]
 
 
   1616
29.01.2017 10:37, LtRum: +1: Спасибо за историческую подборку.
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
17 декабря 1944 года группа FW-190 из JG 54 "Grunherz" была перехвачена над Рижским заливом Ла-5ФН из 254-го истребительного авиаполка. В ходе боя капитаном А. И. Суков был сбит оберфельдфебель Хайнрих Веферс ( Heinrich Wefers ), имевший 52 победы. Он покину кабину своего FW-190 с парашютом и погиб в зимней Балтике.
3 Января 1945 года лётчики 254-го авиаполка на Ла-5ФН прикрывали группу пикирующих бомбардировщиков Пе-2, совершавшую налёт на Либаву. «Пешки» попробовали атаковать FW-190, отражая их атаки командир звена капитан А. И. Суков сбил один из "Фокке - Вульфов", это судя по всему была последняя победа Сукова в войне.
«Немецкий пилот оказался отличным летчиком, - вспоминал впоследствии Аркадий Иванович. - Однако он слишком горячился, пытаясь прорваться к бомбардировщикам, и невнимательно смотрел по сторонам. Вскоре я сумел с большой дистанции короткой очередью поразить мотор его истребителя. Из-под капота повалил сизый дым, потом появилось пламя. Добивать «фокке-вульф» я не стал, потому что видел как он, разваливаясь, шел к земле».
Как стало известно позже в этом бою получил тяжелое ранение командир 3 штаффеля JG54 лейтенант Ханс-Иоахим Крошински (76 побед). Он сумел выпрыгнуть с парашютом из своего FW-190А-8 W.Nr.380360 над немецкими позициями и остался жив.
   1616
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Татаренко Дмитрий Митрофанович
Родился 23 мая 1921 года в посёлке Новоантоновский Томской губернии, ныне Коченевского района Новосибирской области, в крестьянской семье. Окончил школу № 20 в городе Шахты Ростовской области. По окончании школы работал навалоотбойщиком в шахте, и параллельно обучался Шахтинском аэроклубе. По завершению курса обучения работал в нём лётчиком-инструктором. В ноябре 1939 года был призван в в ряды РККФ и направлен в военную авиационную школу морских лётчиков в городе Ейске. В ноябре 1940 года был выпущен в звании младшего лейтенанта и направлен для прохождения службы в 5-й ИАП (61-я ИАБ, ВВС Балтийского флота).
Полк, сформированный в апреле 1938 года базировался на аэродроме Низино под Ленинградом, был вооружен истребителями И-16 и И-15. Полк был боевым, сводная эскадрилья полка участвовала конфликте на Халхин-Голе, повоевал полк и в Зимней войне.
К началу войны полк, начавший перевооружаться на новую технику, базировался на аэродромах Низино (64 И-16 и 29 МиГ-3) и Ратчино (13 И-15 бис, 7 УТИ-4, 1 УТ-2, 3 УТ-1 и 6 У-2).
Полк с начала войны действовал на подступах к Ленинграду в интересах сухопутных войск, начиная с восточных районов Прибалтики, Псковской области. Вместе с тем, выполнял разведку в районе Нарва - Кингисепп - озеро Самро, так и разведку финских шхер от Выборгского залива. Со второй половине июля 1941 года вылетал с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, с 11 сентября 1941 года перелетел в Ленинград.
По прибытии в часть Татаренко - младший летчик 4-й авиаэскадрильи, с сентября 1941 года летчик 13-го иап, с декабря 1941 года летал в составе 13-й отдельной авиаэскадрильи.
Татаренко Д.Ф. у своего И-16.
Прикреплённые файлы:
И-16-1.jpg (скачать) [800x485, 108 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
22 июля 1941 года в 19 часов 11 МиГ-3 и 6 И-16 из 5-го ИАП КБФ в районе Волосово - озеро Самро совместно с истребителями всех типов Ленинградского Военного округа вели бой с бомбардировщиками и истребителями противника, которые шли курсом на Ленинград на высоте 4000 - 5000 метров тремя группами по 12 - 15 самолётов каждая. При встрече с группой советских самолётов Ю-88 уходили на виражах, не сбросив ни одной бомбы. Майор П. В. Кондратьев и старший лейтенант П. Ф. Галахов сбили 2 Ю-88. Лётчиками А. Н. Малявкиным, Д. Н. Татаренко и И. М. Уманским сбито 2 Ме-110.
22 сентября 1941 года в 15:00 бомбардировщики противника (общим числом 38) в сопровождении 30 истребителей, направляясь бомбить Кронштадт, пролетали над полуостровом Ханко. Им навстречу взлетело 18 советских истребителей. В ходе боя советские летчики сбили 7 вражеских бомбардировщиков и один истребитель. Один бомбардировщик (Ме-110) лично и один истребитель (Ме-109) в группе сбил Д.М.Татаренко. Свои потери составили два самолета.
В августе 1941 года постепенно начал получать истребители ЛаГГ-3 и Як-1, которыми была вворужена 3-я эскадрилья. 1-я и 2-я эскадрилья вплоть до преобразования летали на МиГ-3. Оставшиеся И-16 передавали в 13 ИАП, туда же перевели часть пилотов, среди которых был и Тараненко, который был переведен в 13 ИАП 25 сентября 1941 года. 13 ИАП перелет под Ленинград из оставленного РККА Таллина, при этом часть самолётов полка остались на Сааремаа.
В составе 13 ИАП Татаренко воевал до конца ноября 1941 года, летая на И-16. За это период он смог увеличить свой счет на 2 самолета противника, которым в основном выступали финские ВВС, поскольку эскадрилья в которой воевал Татаренко базировалась на Ханко.
24 октября 1941 года - в районе Ханко-Инкоо группа истребителей 13 ИАП провела бой с финскими истребителями. По результатам боя на счет Татаренко и лейтенанта Голубева В.Ф. была записана групповая победа над финским истребителем Bristol "Bulldog". Позднее выяснилось что сбит был не "Bulldog", а трофейный И-153 с номером VH-19 из 3/LeLv 6, пилот сладший сержант Кости Коскинен (Koskinen Kosti), который был подбит и совершившил вынужденную посадку.
05 ноября 1941 года в 15:10 с Ханко на перехват финских истребителей взлетели четыре И-16 (М.Я.Васильев, Г.Д. Цоколаев, В.Ф.Голубев и Д.М.Татаренко). В 15.22 в районе острова Хэстэ-Бюсэ советские летчики были атакованы четырьмя Curtiss «Hawk», имевшими преимущество в высоте. Четверка И-16 разделилась, и Голубев с Цоколаевым сумели атаковать сверху и сбить один Curtiss. В описании этого боя данных о том что Татаренко кого то сбил нет, но на его счет записан за этот день один самолет, причем явно ошибочный "Spitfire". Описаний иных боев на эту дату с участием Татаренко я не нашел.
Прикреплённые файлы:
И-16-2.jpg (скачать) [900x360, 81 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
РККА покидала Ханко. Последними 2 декабря 1941 года вылетели с аэродрома Ханко восемь И-16 под командованием капитана А.В.Ильина. Самолеты вели А.Ю.Байсултанов, В.Ф.Голубев, А.Х.Овчинников, М.К.Старухин, Д.М.Татаренко, И.Л.Творогов и Г.Д.Цоколаев. За техниками должен был прийти катер, но не пришел. Поэтому каждый летчик И-16 взял одного техника, посадив его за броневой спинкой сиденья. У маяка Толбухин кончилось горючее у И-16 Старухина. При попытке сесть на фюзеляж самолет врезался в торосистый лед. Пилот и его техник погибли. Также без горючего в районе форта Серая лошадь сел на снег, не выпуская шасси, Г.Цоколаев. У самолета поломан винт. Остальные И-16 благополучно приземлились на аэродром Бычье Поле на острове Котлин.
В 1942 году боевой путь Татаренко несколько туманен. В феврале 1942 года он назначен заместителем командира 2-й эскадрильи в 11-й ИАП КБФ, где продолжал летать на И-16, данных о боевой работе не нашел. С октября 1942 года - заместитель командира 57-го ШАП. Этот полк изначально бомбардировочный к этому времени летал на Ил-2. Каких либо данных об этом период так же не нашел.
С января 1943 года - заместитель командира, а с марта 1943 года - командир эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП КБФ. С начала 1943 года полк базировался на аэродром Углово на востоке Карельского перешейка, был вооружен истребителями ЛаГГ-3.
Прикреплённые файлы:
ЛаГГ-3-1.jpg (скачать) [900x360, 74 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
13 января 1943 года капитан Татаренко вылетел ведущим на прикрытие войск группой в составе 4-х самолётов «ЛаГГ-3». В 14.50 группа была над целью в районе Лобаново -Шлиссельбург -Синявино -Мга. В 15.35 южнее Шлиссельбурга заметили что 4 «Ме-109» атаковали 8 самолётов Curtiss P-40 «Kittyhawk». Из доклада Татаренко : «Я находился выше на 300–400 метров Сверху атаковал одного «Ме-109» на выходе из атаки. С дистанции 70–50 метров под ракурсом 2/4 открыл огонь. «Ме-109» пытался уйти от меня горкой. Затем лег в вираж с оттягиванием на свою территорию. Я дал по нему еще одну очередь. «Ме-109» вышел из виража. На прямой, сзади в хвост я дал ещё одну длинную очередь. В это время сверху подошёл еще один «Ме-109». Я резко развернулся. После разворота атаковываемого «Ме-109» не видел. Видел в этом месте парашютиста. Район западнее Синявино.»
15 января1943 года шесть ЛаГГ-3 из 3 гиап в 10:45 в районе Манушкино вела бой с двумя истребителями идентифицированными как Хе-113.
Из донесения ведущего группы капитана Татаренко: «По истечении времени барража на высоте 5000 м получил приказание с земли: «Атаковать двух Хе-113», которые шли на бреющем севернее Манушкино курсом на юг. С высоты 3500 м начал пикировать на Хе-113 и атаковал ведущего сверху сзади, ведомого атаковал Шестопалов. Атакуемый мною Хе-113 проскочил Манушкино и развернулся на 8-ю ГЭС. Я шел сзади него на дистанции 400 метров, а сблизившись до 150 метров начал вести огонь. Проскочив 8-ю ГЭС, я дал по «Хенкелю» длинную очередь, после чего потерял его в дымке от пожаров. По-видимому, Хе-113 упал, так как из дымки он не выходил.
Набрав высоту 3500 м, встретил двух Ме-109ф, с которыми вступил в бой четверкой (Татаренко — Шестопалов, Агеев — Жучков). В результате воздушного боя атакой в лоб под ракурсом 1/4 и 2/4 очередью с дист. 200-30 м, видимо, подбил одного Ме-109, который ушел со снижением на свою территорию. Второй Ме-109 после атаки ушел с набором высоты также на свою территорию». По докладу с земли ббитый капитаном Татаренко Хе-113 упал в районе 8-й ГЭС. Понятное дело что скорее всего это был Ме-109, с которым частенько путали мифический Хе-113.
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
23 января 1943 года шестерка ЛаГГ-3 из 3 гиап (Татаренко — Рябушкин, Щеголев — Жучков, Цапов — Прасолов), ведущий капитан Татаренко вылетала на прикрытие войск в районе Синявино — Рабочий поселок № 6. Патрулировали на высоте 4500-4800 м. В 16:15 получили сигнал по радио: «В районе Синявино атакуйте самолеты противника на высоте 5000 м». Подойдя к Синявино, увидели пять Ю-88 и произвели по ним атаку, используя преимущество в высоте. Татаренко с Рябушкиным атаковали первых трех Ю-88.
Из донесения гв. капитана Татаренко: «Через 15 мин увидел группу Ю-88 в районе Раб. поселка No. 6 на высоте 200-500 м. Развернулся влево на 90 градусов и начал на них пикировать. Атаковал одного Ю-88 под ракурсом 2/4 справа, с дистанции 150 метров дал две очереди. Меня дублировал сержант Рябушкин. В результате атаки у Ю-88 загорелся мотор и правая плоскость. Сзади слева увидел еще одного Ю-88. Переворотом влево, с дистанции 150-200 м, под ракурсом 2/4, открыл огонь, произвел 2-3 очереди, меня дублировал Рябушкин. Результатов атаки не наблюдал. После атаки увидел еще одного Ю-88. Атаковал его сзади справа под ракурсом 2/4 и 1/4. Произвел несколько очередей с дистанции 200-100 м. Ю-88 задымил правым мотором. Я вышел из атаки для сбора своей группы. После сбора над полем боя на высоте 1500 м южнее рабочего поселка № 6 и Синявино наблюдали на земле четыре горящих Ю-88».
Итог боя: всего сбито четыре Ю-88. По одному Ю-88 сбили Татаренко и Щеголев, по одному Ю-88 в паре сбили Цапов и Прасолов, Рябушкин и Жучков.
24 января 1943 года в 11:15 шесть ЛаГГ-3 из 3 гиап (61 иабр, КБФ) (ведущий Татаренко) на высоте 4000 м в районе Синявино вели бой с одним Ме-110 и четырьмя ФВ-190. На высоте 200 м при резком развороте для атаки по ФВ-190 самолет лейтенанта Щеголева свалился в штопор и упал в 2 км севернее Арбузово. Летчик погиб. В описании боя отсутствуют сведения о сбитых, но на счет Татаренко в этот день записан Ме-110.
27 января 1943 года четыре «ЛаГГ-З» из 3-го гиап (ведущий Татаренко) вылетали на прикрытие наших войск в районе Синявино – Шестой городок. В 12:13 на высоте 4500 м в районе Синявино встретили и сверху сзади атаковали восемь «Ю-88». Татаренко и Жучков атакой сзади с дист. 50 м сбили два «Ю-88». Еще один подбитый ими «Ю-88» со снижением ушел на юг.
В 16:00 во время очередного вылета шесть «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (вед. Татаренко) на высоте 2000 м в районе Синявино атаковали восемь «Ю-88». Первой атакой Татаренко сбил одного «Ю-88», остальные ушли в облака. В районе Мга атакой сверху сзади Цапов подбил левый мотор «Ю-88». Падения самолета противника не наблюдал, был атакован двумя «ФВ-190». В последовавшем бою с 12-ю «Ме-109» и 12-ю «ФВ-190», прикрывавших группы «Ю-88» (до 36 самолетов), подбит «ЛаГГ-3» капитана Татаренко. Посадку произвел на ааэродроме Выстав. У самолета перебиты тяги управления, рули и управление гидросистемы шасси.
В этот день на счет Татаренкова были записаны 3 Ю-88, один как сбитый в паре.
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
10 февраля1943 года в 17:16 четыре ЛаГГ-3 из 3 гиап (61 иабр, КБФ), ведущий Татаренко, на высоте 3000 метров в районе Усть-Ижора вели бой с двумя Ме-109. Татаренко атаковал сзади сверху с дистанции 100 метров и сбил один Ме-109, который упал в районе Усть-Ижора.
14 февраля 1943 года шесть ЛаГГ-3 из 3 гиап (61 иабр, КБФ) (Татаренко - Рябушкин, Цапов - Шестопалов, Минаев — Жучков), ведущий Тараненко, прикрывали поле боя эшелонируясь по высоте от 800 до 1000 метров под облачностью. Видимость была хорошая, команды наведения группа получала по радио с ГКП. В 16:35 летчики получили команду по радио: «Со стороны Пушкина направлением Красный Бор идет группа Ю-87». Первую группу Ю-87 обнаружили на высоте 900 метров под облаками.
Из донесения гвардии капитана Татаренко: «...На высоте 1000 метров в районе Красный Бор заметили группу в количестве 15-ти Ю-87. Сходу всей шестеркой атаковали их в лоб. Ю-87, не выдержав атаки, начали отворачивать и беспорядочно бросать бомбы. На отвороте в паре с Рябушкиным я атаковал ведущего и одной очередью с дистанции 200-20 метров, ударил по мотору и кабине. Ю-87 упал в районе деревни Степановка и при падении взорвался. Затем с горки я зашел в хвост второму Ю-87 и атаковал его. Огонь вел с дист. 100-20 метров, падение не проследил.
В это время подошла вторая группа в количестве двадцати Ю-87, Ме-109 и ФВ-190. Наша шестерка заставила их сбросить бомбы куда попало. На развороте я удачно атаковал одного Ю-87 снизу по фюзеляжу, огонь вел с дистанции 50-10 метров. Самолет противника перевернулся, с высоты 200 метров врезался в землю и взорвался.
В это время мне заходил в хвост Ме-109, но Рябушкин атаковал его и подбил. Ме-109 с дымом и со снижением ушел в сторону Тосно.
ФВ-190 пытались атаковать нас при выходе из атак по Ю-87. Меня атаковал ФВ-190, но Рябушкин отбил его атаку и с дистанции 100-10 метров под ракурсом 3/4 сзади сразу же сбил его. ФВ-190 врезался в землю.» На ту дату на счет Татаренко было записано лва Ю-87 сьитых лично и один Ю-87 в группе.
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
21 февраля 1943 года восемь «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (ведущий Татаренко) прикрывали войска в районе Колпино. В 16:25 на высоте 4500 метров со стороны солнца были атакованы двумя «ФВ- 190», затем в бой вступили еще два «ФВ-190». Татаренко сверху спереди с дистанции 100–150 метров атаковал и подбил «ФВ-190», который дымящий с резким снижением ушел в сторону города Пушкин. В бою поврежден «ЛаГГ-3» Шилкова и он произвел вынужденную посадку в районе Овцино. Подбитый в этом бою «ФВ-190» на счет Татаренко записан не был.
22 марта 1943 года четыре ЛаГГ-3 из 3 гиап (61 иабр, КБФ), ведущий Татаренко, вылетели на прикрытие войск в районе Пушкин — Красный Бор. В 09:25 на высоте 4000-4500 м в районе Пушкина встретили шесть Ю-88.
Из донесения гв. сержанта Рябушкина: «С пикирования пошли в атаку, но ведущий ввиду плохой позиции для стрельбы прекратил атаку с выходом горкой, я дублировал ведущего и, выпустив по бомбардировщику очередь, ушел горкой. Ведущий делает вторую атаку — самолет противника был сбит. При атаке второго бомбардировщика я был атакован ФВ-190. Правым разворотом нашей пары ФВ-190 был отбит и со снижением вышел из атаки» На счет Татаренко был записан «Ю-88».
Прикреплённые файлы:
ЛаГГ-3 - 2.jpg (скачать) [335x490, 63 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
23 марта 1943 года четыре ЛаГГ-3 из 3 гиап (61 иабр, КБФ), ведущий Татаренко (Татаренко — Рябушкин, Седов — Выгузов) вылетела на прикрытие своих войск в район Красного Бора.
Из донесения гв. сержанта Рябушкина: «... получили сообщение по радио о подходе самолетов противника, идущих на высоте 1500-2000 м. Они подошли двумя группами, общим количеством в 40-50 самолетов К этому времени наша группа находилась на высоте 4500 м. От земли до высоты 3000 м была дымка.
Ведущий делает переворот и устремляется на бомбардировщиков. Ввиду наличия дымки и плохой видимости, я, как ведомый, держусь в плоскости ведущего на одном с ним уровне. После атаки ведущий горкой набирает высоту. Дистанция в паре увеличилась до 200 м. К концу вывода мой самолет находился на полуспине слева с потерей скорости. В это время ведущий был атакован ФВ-190 и подбит. Капитан Татаренко выбросился на парашюте и раскрылся на высоте 500 м. Сопровождал я его до момента попадания в группу самолетов «Киттихаук». Татаренко приземлился недалеко от Ивановских порогов в юго-западном направлении от них. После переворота другую пару наших самолетов не видел.
«Яки» вступили в бой, вероятно, немного задержавшись. К концу боя увидел трех Ла-5. Произвел посадку в 19.30.»
Татаренко был записан сбитый Ю-87, раненный осколками двух снарядов в руку и ногу Татаренко приземлился в районе Красный Бор и направлен в госпиталь № 250.
Пока Татаренко лежал в госпитале его полк в апреле
1943 года был выведен в тыл на пополнение и перевооружение. Летом на вооружение двух эскадрилий начали поступать истребители Ла-5 (всего 38 самолётов), построенные на средства трудящихся Вологодской области. Третья эскадрилья (командиром которой и был Татаренко) полка была перевооружена на Як-1.
Тем временем указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года Татаренко удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 885).
Татаренко Д.Ф.
Прикреплённые файлы:
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Из представления НК ВМФ Н. Г. Кузнецова :
«Заместитель командира 3-й эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного полка тов. Татаренко Д.М. исключительно смелый и отважный летчик-истребитель. Своими решительными атаками против превосходящего по численности противника всегда добивается успеха. Воюет с первого дня Отечественной войны.
В сентябре 1941 года совершил перелет из Ленинграда в осажденный гарнизон Ханко, где на протяжении 52 дней участвовал в боях. За это время сбил 2 самолета и произвел 21 штурмовой удар по войскам противника. Охрана ледовой дороги на Ладоге, разгром немецкого десанта на острове Сухо, прорыв блокады Ленинграда, прикрытие кораблей в Кронштадтской базе — таков краткий перечень боевых операций, проведенных тов. Та-таренко Д. М. За 17 месяцев Отечественной войны он совершил 538 боевых вылетов, провел 94 успешных воздушных боя, в результате которых лично сбил 7 самолетов, в т. ч. 4 бомбардировщика противника. В групповых боях сбил 6 самолетов, на которых 2 идут в его счет. Кроме того тов. Татаренко Д. М. успешно выполнил 43 боевых задания по штурмовке войск и плавсредств противника, а также 70 по разведке вражеских тылов и аэродромов».
В то же время Татаренко был награжден «Морским Крестом»:
«Президент США имеет удовольствие наградить орденом “Морской крест” Соединенных Штатов Америки гвардии капитана ВМФ СССР Дмитрия Митрофановича Татаренко».
Основание: «За проявление исключительного героизма, будучи командиром звена Гвардейского истребительного полка краснознаменного Балтийского флота, гвардии капитан Татаренко провел 94 успешных воздушных боя, в результате которых лично сбил 14 самолета противника и в групповом бою два самолета противника. Он также принимал участие в операциях по прорыву блокады Ленинграда. Его бесстрашие и отвага подтверждают лучшие традиции Советского Военно-морского флота...» За президента: В. X. Стендли — посол Соединенных Штатов Америки.
Далее в боевом пути имеются некоторые несоответствия с которыми подробно не разбирался, поскольку в основном интересовал период когда Татаренко воевал на ЛаГГ-3. Так что далее привожу то что встретил в поисках, но вовсе не утверждаю что все это факты имевшие место.
Итак поминается что в августе 1943 года Татаренко получил именной Ла-5. Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа. Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись - "От колхозников и колхозниц Горьковской области" - на другой стороне. Одна из таких машин, с "Жёлтым номером 62" и была передана Дмитрию Татаренко. Тут есть нанс, вроде как в 3 гвиап, где вроде как служил Татаренко, такие машины не попадали, а вот в 4 гвиап были. Кроме того Татаренко был командиром 3-й эскадрильи, а она перевооружилась на Як-1.
Прикреплённые файлы:
Ла-5.jpg (скачать) [770x230, 28 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
По архивным данным до сентября 1943 года Татаренко оставался в должности командира 3-й авиаэскадрильи 3-го гвардейского иап, а в том же сентябре (точной даты не нашел) Татаренко назначен начальником службы воздушной стрельбы и воздушного боя (начальник воздушнострелковой службы) Управления ВВС флота, гдн числился до ноября 1944 года.
22 Сентября 1943 года заместитель командира 4-го ГвИАП Гвардии Капитан Д. М. Татаренко сбил в районе Новой Ладоги истребитель FW-190. Пилот немецкой машины - унтерофицер Фридрих Розенталь ( имевший 45 побед ) из состава 5/JG 54, совершил вынужденную посадку на советской территории и попал в плен.
В эпизоде указывается что Татаренко служил в 4 ГвИАП, что не подтверждается архивными данными,
согласно которым в 4-й ГвИАП на должность помощника командира Татаренко был переведен только в ноябре 1944 года, в этом полку Татаренко служил до апреля 1947 года дойдя до должности помощника командира по летной подготовке и воздушному бою.
Татаренко Д.Ф. у самолета Ла-5ФН
Прикреплённые файлы:
Ла-5-1.jpg (скачать) [700x455, 111 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
24 Мая 1944 года звено FW-190 из состава 5/JG 54 вылетело на "охоту" за небольшими судами Балтийского Флота. Для уничтожения противника была поднята четвёрка Ла-5ФН из состава 3-го Гвардейского авиационного полка. В завязавшемся бою над Финским заливом ( севернее острова Котлин ), один из немецких пилотов - унтерофицер Хейнц Бузхан ( имевший 21 победу ), пропустил атаку из задней полусферы и его "Фокке - Вульф", сбитый заместителем командира полка Героем Советского Союза Гвардии капитаном Д. М. Татаренко, упал в море и затонул.
28 апреля 1944 года смешанная группа Fw-190 из JG 54 и SG 5 попыталась нанести удар по позициям советских войск в районе Карельского перешейка.
Для отражения налёта была поднята восьмёрка Ла-5ФН 191 ИАП. В бою отличились капитан Лихолетов и его ведомый лейтенант Серов, уничтожившие два "фокке-вульфа". Лётчик 1I.JG 54 унтерофицер Херберт Штоэбер (34 победы) погиб.
24 мая севернее острова Котлин в бою с советскими истребителями пропал без вести лётчик 5/JG 54 унтерофицер Хейнц Бузхан (21 победа). В тот день звено Fw-190 вылетело на "охоту" за небольшими судами КБФ.
Для уничтожения противника была поднята четвёрка Ла-5ФН из 4 ГИАП. В завязавшемся бою над Финским заливом, унтерофицер Бузхан пропустил атаку из задней полусферы, а его "фокке-вульф", сбитый заместителем командира полка Героем Советского Союза капитаном Татаренко, упал в море и затонул.
Татаренко Д.Ф. у самолета Ла-5ФН
Прикреплённые файлы:
Ла-5-2.jpg (скачать) [350x490, 79 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
7 Августа 1944 года лётчики 4-го Гвардейского авиаполка, севернее Чудского озера провели воздушный бой с четвёркой "Фокке - Вульфов" известной немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz". В ходе этой схватки замкомполка 4-го ГвИАП Герой Советского Союза Капитан Д. М. Татаренко, верно рассчитав манев, сбил ведущего немецкой четвёрки. Им оказался командир I-й Группы JG 54 Майор Хорст Адамейт ( фото слева внизу ), имевший на своем счету 166 побед. Немецкий ас покинул горящий "Фоккер", спасся на парашюте и попал в плен. Ведущий второй пары, сбитый Героем Советского Союза Капитаном Е. Т. Цыгановым - унтер - офицер Ханс Лорр ( имевший 41 победу ) погиб.
Прикреплённые файлы:
Ла-5-3.jpg (скачать) [815x525, 151 кБ]
 
 
   1717
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
В январе 1945 года был направлен на учебу на отделение истребителей ВОК (высших офицерских курсов) ВВС ВМФ в городе Моздоке, которые закончил в *бле 1945 года.
С апреля 1947 года - помощник командира 39-го ИАП. С ноября 1947 года - заместитель командира 42-го ИАП, а с декабря 1947 года - 41-го ИАП ВВС ТОФ.
С сентября 1950 по октябрь 1953 года проходил обучение на 2 (авиационном) факультете ВМА (военно-морской академии) им. К. Е. Ворошилова. С ноября 1953 года - командир 24-го ИАП, с сентября 1955 года - заместитель командира 152-й ИАД (ВВС КБФ). С февраля 1957 года - командир 216-й ИАД (затем преобразована в 23-ю ИАД ПВО). С сентября 1960 по июнь 1962 года обучался в Военной Академии Генерального штаба. С 1967 года генерал-майор авиации Д. М. Татаренко - в запасе (по болезни).
Татаренко в Академии. 4-й справа в заднем ряду.
Прикреплённые файлы:
ВМА.jpg (скачать) [640x412, 54 кБ]
 
 
   1717
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
По выходу в запас жил в городе Кисловодск Ставропольского края. Почетный гражданин города Таллина (1972). Исключен из списков «почетных граждан города Таллина, в 90-х годах прошлого века естественно такого звания лишен поскольку в Эстонии установился профашистский режим. Татаренко послужил прототипом одного из героев (Титаренко) романа Н. К. Чуковского «Балтийское небо». Умер 14 марта 1995 года.
Награждён орденами: Ленина (24.07.1943), Красного Знамени (1941, 19.01.1943, 20.03.1943), Нахимова 2-й степени (1946), Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды (1954); медалями, в том числе "За оборону Ленинграда" (1943); иностранной наградой - орденом "Морской Крест" (США, 1943).
Исходя из данных к наградному листу ордена Нахимова (1946 год) за время войны Татаренко совершил 586 боевых вылетов, сбил лично 14 самолетов и 9 в группе.
Самые результативные летчики 1 ГИАД КБФ: (слева-направо) старший лейтенант Селютин (4 ГИАП, 16+3 победы), капитан Костылев (4 ГИАП, 41 официальная победа), капитан Татаренко (4 ГИАП, (14+9 побед), подполковник Голубев (4 ГИАП, 39 официальных побед), майор Батурин (10 ГИАП, 22 победы)
 
   1717

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru