Когда теплообнаружитель ориентировался на самолет и оптическая ось зеркала точно совпадала с направлением распространения тепловой энергии от самолета, то термобатарея подклченная к высоковольтному бортовому источнику по дифференциальной схеме генерировала электрический сигнал вызыванный изменениями баланса сопротивлений в цепи. При этом поток входящего излучения модулировался с помощью вращающегося диска с отверстиями.
Термобатарея состояла из четырех подгрупп термоэлементов, включенных попарно по дифференциальной схеме. Одна пара подгрупп включалась для определения азимута цели, вторая — для определения ее угла места. Дифференциальная схема позволяла определять сторону ухода цели от направления оптической оси теплообнаружителя (вправо — влево, вверх — вниз).
В теплообнаружителе, проходившем заключительные испытания, поиск и сопровождение цели могли осуществляться или ручным способом, или с помощью автоматической системы электропривода, так как при ширине диаграммы направленности зеркала 1,2° найти самолет в воздухе и затем сопровождать вручную оказалось практически невозможным.
В 1932—1934 гг. экспериментальные теплообнаружители неоднократно испытывались в разных условиях и по различным типам самолетов (как одномоторных, так и многомоторных). Эти испытания позволили установить, что
— самолет действительно можно обнаружить по тепловому излучению;
— дальность обнаружения многомоторного бомбардировщика, составляет 10—12 км;
— обнаружение и пеленгация возможны только ночью и то на фоне безоблачного неба; облака создавали помехи, близкие по диапазону к тепловому излучению самолета; устранение этих помех специальными фильтрами снижало дальность обнаружения;
— при поиске самолета в направлении Луны или плотных облаков с резко очерченными контурами, создававшими тепловой градиент, автоматика срабатывала и переводила теплообнаружитель на сопровождение Луны или края облака;
— при сплошной облачности обнаружение самолета, летящего в облаках или выше их, оказалось невозможным;
— когда расстояние между самолетом и теплообнаружителем составляло менее 5 км, автоматика срабатывала неправильно и приводила к потере цели из-за тепловой инерции термобатареи (0,1 с) и узкой диаграммы направленности.
Теплообнаружитель-пеленгатор ВЭИ диаметром зеркала 150 см.